Итерационный подход к организации школьного телевидения

NovaInfo 54, с.293-296, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В связи с введением ФГОС начального и основного общего образования возрастает важность использования методов, технологий, педагогических средств, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учащихся. Здесь описан инновационный подход к организации школьного телевидения.

Ключевые слова

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД, ФГОС, ШКОЛА, ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Текст научной работы

Устойчивой тенденцией стала организация внеурочной деятельности обучающихся с использованием инструментария метода проектов. Как показала практика, успешнее всего формирование универсальных учебных действий, в частности умений самостоятельно добывать знания, применять их в практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, осуществляется на основе информационных технологий, а познавательная активность эффективно повышается за счет вовлечения учеников в среду масс-медиа. Т.е. на выходе имеем пользу, помноженную на интерес!

Безусловно, в большинстве российских школ в том или ином виде существует школьное телевидение, т.к. трансляция событий школьной жизни в медиа-пространство является неотъемлемым атрибутом времени [1, 2].

Но нас была другая цель, когда в 2015 году мы реанимировали школьное телевидение нашей школы. А именно, обеспечение опыта самостоятельного создания обучающимися школьного телевидения на базе образовательной организации.

Этот опыт дает ученикам уникальные возможности для «раскрытия» потенциала не только через активизацию познавательных способностей, но и через развитие у них широкого спектра универсальных учебных действий.

Мы ориентировались на школьников средней возрастной групп, т.к. в этом возрасте они еще на загружены подготовкой к ГИА и им все интересно. Подобная цель подразумевает использование итерационного подхода: каждый год у нас происходит перезагрузка школьного телевидения – и новые участники заново (при поддержке «старожилов» проекта) создают его и каждый год оно будет новым и непохожим.

Достижение данной комплексной цели предполагается решение следующих задач.

  1. Включить обучающихся в проектную деятельность по созданию школьного телевидения на личностно-значимом уровне.
  2. Подвести обучающихся к самостоятельному формулированию проблемы и темы проекта.
  3. Организовать групповую работу обучающихся по созданию видео-выпусков новостей, проектных роликов, отражающих различные аспекты школьной жизни и другой проблематики;
  4. Обеспечить размещение видео-контента в сети Интернет (сайт школьного телевидения, сайт школы, социальные сети, канал в ютуб);
  5. Организовать продвижение созданного контента через собственные ресурсы и через участие в конкурсах различного уровня (конкурсы не самоцель, но очень «вкусный» бонус, особенно для детей).
  6. Включить обучающихся в процесс оценки качества контента.

Т.к. наш проект подразумевает создание новой версии школьного телевидения в начале каждого учебного года, то все этапы циклически повторяются (с учетом опыта и результатов предыдущих итераций).

Первым этапом проекта является мотивационно-целевой. Этот этап определяет векторы развития школьного телевидения в текущем году.

Обучающиеся участвуют в беседах, обсуждают возможные идеи создания школьного телевидения, определяют возможность своего участия в деятельности проекта. Обучающиеся на данном этапе определяют цель проекта, ставят задачи проекта. Обучающиеся самостоятельно: делятся на группы, планируют работу в группах.

После определения «лица» будущего школьного телевидения начинается исследовательский этап.

Ученики работают по группам. Мы выделяем группа «Репортеры», «Режиссеры», «Монтажеры», «Ведущие», «Видео-операторы», «Web-дизайнеры». Важно понять, что требуется от каждой группы – ответы участники проекта ищут самостоятельно.

Важной задачей для учеников на данном этапе является подтверждение выбора ролевой группы и полное понимание того, как эти роли они будут реализовывать.

Группы не являются закрытыми: возможны переходы, отыгрыш сразу нескольких ролей, поиск себя в проекте.

Следующий этап – проектировочный. Участники проекта вместе с куратором представляют и анализируют результаты проведённых исследований в разрезе групп.

На технологическом этапе: участники в группах разрабатывают план-график получения результатов проектной деятельности с указанием: дат заседаний рабочих групп по созданию видео-продукции; дат размещения контента на web-ресурсах школы, ответственных лиц и др. Планируется участие в специализированных конкурсах.

Следующие этапы имеют большую продолжительность по времени по сравнению с предыдущими подготовительными. Школьное телевидение начинает работать.

На практическом этапе школьники выполняют работу в группах в соответствии с намеченным планом-графиком: осуществляют съёмку и монтаж видео-роликов, размещают и продвигают свой контент в сети Интернет. Важным аспект является использование облачных сервисов на всех этапах работы [3-5].

На контрольно-корректирующем этапе, который осуществляют самооценку своей работы, выявляют недостатки по сравнению с запланированными результатами, вносят изменения, другими словами - работают.

Последние два этапа подводят итог текущей версии школьного телевидения.

На презентационном этапе участники представляют и защищают полученные продукты проектной деятельности; обсуждают качество, показывают их достоинства, общественную значимость, пользу для себя и других.

На аналитико-рефлексивном этапе участники анализируют результаты, высказывают мнение о достижениях, успехах и трудностях, недостатках и их причинах; определяют перспективы для своего дальнейшего личностного развития и организации проектной деятельности в рамках проекта в рамках следующей версии «Школьного телевидения».

Читайте также

Список литературы

  1. Ястреб, Н.А. Человек в эпоху четвертой промышленной революции: монография/Н.А. Ястреб, О.Ю. Никифоров: М-во образ, и науки РФ, Воло-год. гос. ун-т. -Вологда: ВоГУ, 2015. -230 с.
  2. Никифоров О.Ю. Подходы к пониманию Интернета Вещей // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2015. № 3 (18). С. 25-27.
  3. Никифоров О.Ю. Облачный инструментарий современного педагога // Современная педагогика. 2014. № 4.
  4. Никифоров О.Ю., Корепина Т.А. Развитие информационно-технического потенциала сети Интернет в аспекте генерация сетевых обучающих систем // Современная техника и технологии.-2014.-№ 4.
  5. Никифорова Е.И., Корепина Т.А., Никифоров О.Ю. Методические особенности использования web-сервисов при преподавании информатики в школе//Современная педагогика. 2014. № 1.

Цитировать

Никифорова, Е.И. Итерационный подход к организации школьного телевидения / Е.И. Никифорова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 54. — С. 293-296. — URL: https://novainfo.ru/article/8667 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться