Где заканчивается сознание и начинается внешний мир?

№39-2,

Философские науки

В статье ставится задача ответить на вопрос - где заканчивается сознание и начинается внешний мир? Автор довольно подробно разбирает понятия сознания и внешнего мира, их структуру, взаимосвязь и границы. В результате анализа делается вывод о том, что сознание у людей имеет различные границы, которые изменяются в зависимости от эмоционального, физического, психологического и умственного состояний.

Похожие материалы

Сознание — это важнейшее понятие в психологи и философской науке. Оно является одним из основных исследовательских направлений. Актуальность проблемы сознания заключается в том, что человек всегда хотел познать себя, свою природу и свое место в ней. Существуют понятия внутреннего (сознание) и внешнего мира (реальность). Они тесно связаны между собой. До сих пор ученые не могут точно ответить на вопрос: с чем связаны границы сознания, где же все-таки оно заканчивается и начинается внешний мир? И почему реальность начинается там, где кончается сознание? Попробуем разобраться в этих вопросах и постараемся на них ответить. Для начала надо определить, что же все-таки такое сознание и внешний мир. Сознание можно понимать в широком или узком смысле.

Сознание в широком смысле - это самостоятельная сущность, которая творит мир. Это понятие характерно для идеалистической философии. Началом мира является абсолютная идея (мировой разум) [1]. Гегель, например, считал, что абсолютная идея — это субстанция, которая творит все другие формы бытия и пронизывает природу и человека. Сознание здесь считается вечным, оно близко к понятию Бога, поэтому вопрос о его происхождении не ставится.

В узком смысле сознание используется в материалистической философии. Сознание не является здесь самостоятельной сущностью, а считается одним из свойств материи, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи, то есть человеческого мозга. Первоначалом является материя, а сознание оказывается лишь одной из форм бытия, тесно связанной с ней, причем вторичной, без которой оно существовать не может. Сознание здесь становится некоторой формой отношения человека к природе [1]. Его происхождение связывается с всеобщей чертой материи — отражением, являющимся свойством воспроизведения одной системой в своих изменениях некоторых особенностей и свойств другой, взаимодействующей с ней системы. Отражение всегда избирательно; его специфика состоит в том, что изменяются оба объекта — отражающий и отраженный. Сознание считается высшей формой отражения, которое подразделяется на уровни. Первый уровень — это физико-химические взаимодействия в неживой природе, а второй — биологические взаимодействия при участии органов чувств. Таким образом сознание возникло на основе отражения и трудовой деятельности, общения человека с себе подобными.

«Для человека важны не события в окружающей его жизни, а лишь отражаемость этих событий в его сознании. Пусть события изменились, но, поскольку их изменение не отразилось в сознании, такая их перемена есть нуль, — совершеннейшее ничто. Так, например, человек, отражая в себе события своего обогащения, продолжает чувствовать себя богачем, если он еще не знает, что банк, хранящий его капиталы, уже лопнул. Так, человек, отражая в себе жизнь своего ребенка, продолжает быть отцом, раз до него не дошла еще весть, что ребенок задавлен и уже умер. Человек живет, таким образом, не событиями внешнего мира, а лишь отражаемостью этих событий в своем сознании», - М. Агеев.

И идеалистический и материалистический подходы к объяснению происхождения сознания имеют свои недостатки. Например, материалисты говорят, что сознание «чудеснейшим образом» появляется в определенный этап развития материи. Но содержание наших знаний нельзя свести только к результатам отражения. Велика роль знаний, полученных независимо от него, а именно в результате автономной и творческой деятельности самого сознания. Одновременно имеется множество фактов, которые свидетельствуют о зависимости между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Но в тоже время эта зависимость не является свидетельством того, что развитие материального является причиной образования и формирования идеального. «Плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с ней, но это не означает, что плащ и вешалка одно и то же», - А. Бергсон. Так же взаимодействуют материальное с идеальным. Они одновременно связаны друг с другом, но не тождественны.

Идеалистический взгляд, тоже сталкивается с проблемами. Если, например, требуется объяснить факты, накопленные современной наукой о зависимости между психическим, физическим состояниями человека и работой его мозга.

Поэтому можно попытаться объединить в понятии сознания два противоположных подхода. Сознание одновременно является высшим уровнем отражения человеком действительности и человеческой формой психического начала бытия. Более точно можно сказать так: сознание — это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку. Оно формируется в процессе общения, передается с помощью речи, направлено на преобразование действительности, связано с самосознанием и является лишь начальным этапом функционирования психики. Главной задачей всей психики считается целесообразное поведение по осуществлению выбранной человеком актуальной на данный момент потребности.

Чтобы более подробно разобраться в понятии сознания, рассмотрим его структуру. Выделяются две основные особенности сознания: оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте и направлено на самого носителя, субъекта сознания. Сознание состоит познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышление, память, язык), эмоциональных состояний (позитивные и негативные, активные и пассивные), волевых процессов (принятие и исполнение решений).

Сознание обладает многими чертами, я отмечу лишь некоторые существенные, важные для понимания самой сущности. Сознание идеально, так как образы, возникающие в сознании, не копии реальных объектов. Так же оно субъективно, то есть всегда имеет носителя. «Сознание — это субъективный образ объективного мира». Оно изменчиво и напоминает течение реки. Поэтому его иногда характеризуют термином «поток сознания». Нашим мозгом осознается не все, а только то, что связано с познанием, решением проблемы. Это свойство называется «предметностью» сознания. Так же оно рефлективно, то есть образы отождествляются с объектами.

Теперь нужно разобраться, что же такое внешний мир. Внешний мир - часть пространства жизненного мира человека; он приравнивается к реальности. Реальностью являются все существующее в действительности. «Наш мир относителен, его реальность зависит от нашего сознания»- Альберт Эйнштейн. В различных философских учениях реальность понимается неоднозначно. Например, в философии Древнего мира реальность отождествлялась с различными формами бытия, а в эпоху Средневековья понятием 'реальность' стали обозначать вещи, обладающие 'значительной степенью' бытия. Существует две реальности – объективная и субъективная.

Объективная реальность — это всё существующее, на что люди могут оказывать лишь ограниченное воздействие (по мнению материалистов) [2]. С точки зрения современных естественных наук «объективная реальность» является принципиально непознаваемой.

Субъективная реальность – это представление о мире, которое у каждого человека своё [2]. Это объясняется тем, что, например, чувствительность органов у людей может быть различной. Мир слепого человека, например, отличается от мира зрячего. Таким образом, каждый человек живет в своем мире, созданном на основе личного опыта.

Так все же где заканчивается сознание и начинается внешний мир? Есть разные точки зрения. Некоторые ученые считают, что сознание заканчивается там же, где и наше тело. Другие, что сознание не ограничивается рамками человека, а так же имеет продолжение во внешнем мире. Третьи считают, что окружающая среда играет активную роль в происходящих в сознании процессах, следовательно, сознание имеет расширение в виде окружающей среды.

Моя же точка зрения такова: сознание является субъектом внешнего мира. Сознание — это психическое состояние человека, через которое он познает и оценивает реальность. Целью процесса познания считается получение как можно более точного и объективного знания об окружающем мире. С помощью сознания человек может ориентироваться в окружающей среде. Человек пользуется своим сознанием благодаря познанию. Поэтому мы размышляем и пытаемся познать действительность. Каждый из нас хочет понять неизвестное и объяснить непонятное.

К явлениям внешнего для человека мира относят материальные вещи и процессы, живые существа и других людей. С другой стороны, объектом для человека могут быть явления и процессы его собственного внутреннего мира: восприятия, воспоминания, размышления, эмоции [3]. Я укажу лишь некоторые различия объектов внешнего мира и явлений внутреннего мира: во-первых, объекты внешнего мира существуют в пространстве и времени, а внутреннего не имеют пространственного существования и меньше связаны со временем; во-вторых, на объекты внешнего мира можно физически воздействовать, а явления внутреннего мира можно только переживать и исследовать; в-третьих, объекты внешнего мира могут наблюдать разные субъекты, в том числе и повторно, а внутренние - индивидуальны и повторное рассмотрение доступно лишь в воспоминаниях. Взаимосвязь же обоих миров осуществляется посредством отражения. При этом чувственно - деятельная сфера - граница, разделяющая и объединяющая эти миры. Любые изменения во внешнем мире вызывают изменения во внутреннем. Это может подтвердить каждый человек. Так, например, посещая лекции в университете, я обогащаю свой внутренний мир, получаю новые знания. Еще одним примером может служить потеря близкого человека или домашнего животного. Это событие, происходящее во внешнем мире, откладывает отпечаток на внутренний. Мы теряем частичку себя, так как планы на будущее, воспоминания, переживания, связанные с этим человеком или животным являются частью внутреннего мира.

Границы могут переноситься как во внутренний, так и во внешний мир [3]. Примером перенесения границы внутрь тела и даже его исключение из опыта служат изменения физического состояния человека, как отрицательные, так и положительные. При отрицательных изменениях внутреннее не совпадает со своим, оно может стать чуждым, но никак не внешним, а при положительных становится иным. Например, если человек заболевает и у него появляется опухоль; она для него является чуждой, не желанной, но ни как не объектом внешнего мира. Когда же происходят положительные изменения, например, женщина беременеет, для нее ребенок становится чем то новым, неизведанным, иным. Все происходит иначе при перенесении границы во внешний мир. Объекты внешнего становятся частью внутреннего мира и принимают участие в опыте. Например, кисть, которой рисует художник, является как бы продолжением его руки. Так же известны случаи, когда другие люди включаются во внутренний опыт.

Думаю, что границы сознания у людей различны, у каждого они свои и в определенный момент жизни могут меняться и расширяться, в зависимости от его эмоционального, физического и интеллектуального состояний. Сегодня никакой ученый точно не может ответить на этот вопрос. Это личное дело каждого человека. Нам же остается лишь предполагать, разрабатывать различные версии, искать взаимосвязи границ сознания и внешнего мира. Сознание, наверно, так и останется до конца не изведанным и непознанным.

Список литературы

  1. Книгин А.Н. Философские проблемы сознния
  2. Этернус Теория познания
  3. Миронов В.В., Иванов А.В. «Онтология и теория познания»