Духовный кризис. Религия — как панацея для современного человека

NovaInfo 40, с.104-107
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье затрагивается тема духовного кризиса современного общества и вопрос о том, может ли религия, в таком случае, выступать в качестве панацеи: велико ли влияние религии в обществе, можно ли заменить религию философией. Особое внимание уделено причинам и последствиям духовного кризиса.

Ключевые слова

ЛЖЕЦЕННОСТЬ, РЕЛИГИЯ, ДУХОВНЫЙ КРИЗИС, ИДЕОЛОГИЯ, ПОТРЕБНОСТЬ, ДЕПРЕССИЯ

Текст научной работы

Наука, религия и философия на протяжении вот уже нескольких тысячелетий сосуществуют на одном едином поле деятельности человека. Это три огромных лагеря, где может развернуться человеческая мысль. И их влияние на человека неоспоримо. Мы не можем отрицать влияние науки, поскольку научно-технический прогресс очевиден. Мы не можем отрицать влияние философии, поскольку сейчас именно она возложила на себя в первую очередь прогностическую и методологическую функцию, осуществление которых так необходимо в условиях современных кризисов. Но в чем же назначение религии на современном этапе? В данной работе, мне хотелось бы разобрать этот вопрос.

Очевидно то, что изменяя мир вокруг себя, человек изменяет своё сознание. Поэтому кто-то, может быть, скажет, что разговоры о влиянии религии на сознание современного человека уже перестают быть актуальными, поскольку научно-технический прогресс поспособствовал изменению сознания людей и появлению теории секуляризации.

С одной стороны существуют мнения, что, чем больше человек развивает свой разум, тем меньше вероятность того, что он согласится с существованием некоего абсолюта, непостижимого человеческим сознанием; с наличием того, что выше и больше нас. На мой взгляд, более приемлемым является обратный процесс: познавая мир, окунаясь в проблемы мироздания, человек еще больше начинает осознавать свою ничтожность, мелочность, бренность по отношению к непростому объекту своего познания. За одним раскрытым вопросом всегда стоят еще несколько нераскрытых.

И появляется вполне логичный вопрос, как религия не утрачивает своей ценности и своего неоспоримого влияния на человека? Ведь выходит, что философское знание не может дать исчерпывающие ответы на некоторые вопросы и нередко в своих рассуждениях заходит в тупик.

Разумеется это так, поскольку философское познание опирается на логические, рационально обоснованные идеи и концепции, в отличии от религии, где основой является вера. Но любое рациональное обоснование имеет границы, в то время как вера подобных условий не имеет. Человеческая природа оперирует различными методами познания и не может прибегать только к рациональным, уходя в сугубо материалистическое мировоззрение. Существуют вещи, первоосновы которых человек не в состоянии объяснить в силу различных причин. «Наши понятия всегда ограниченны уровнем развития науки и нашим опытом».

Возьмем современную картину мира, и мы увидим, кризис. Как экономический, так и духовный. Потребительская идеология – вот что захватило сознание современного общества. Природа стала выступать источником удовлетворения бесконечных потребностей человека. В конечном результате такого бездумного отношения явились не только многочисленные экологические проблемы земли, но и мировоззренческие проблемы человека: он путается в целях, мотивах, смыслах действий. Нравственные ценности пошатнулись, и человек просто-напросто утопает в лжеценностях материальной сферы. Как отметил Дж. Гэлбрейт, «никакая другая цель общества не нашла более решительной поддержки, чем экономический рост. Никакой другой показатель успеха страны не встретил такого почти единодушного признания, как годовой прирост валового национального продукта». Я бы даже сказала, что в таких условиях сложившейся ситуации возникла реальная необходимость заново переосмыслить ценности. Еще Бердяев говорил о том, что «в нашем мире иерархия ценностей опрокинута», поскольку «духовная культура задавлена». И я считаю, что именно религия, вера может быть спасением для этого общества, которое попало в ловушку материализма, денег и власти .

Все эти периоды «великих депрессий» прокатившихся по США и некоторым странам Европы, длительный период «демографического кризиса», тенденция разрушения института семьи, особенно в странах Европы только доказывают, что кризис не в материальных ценностях, не в недостатке их, а в потере нравственного ориентира у людей. Настроения уныния, депрессии и эгоизма начинают пронизывать современное общество. Человек - существо социальное и не может существовать обособленно от других представителей своего рода. Наличие «популяции эгоистов», как явление присутствия в обществе потребительской идеологии, в итоге своем приведет к гибели цивилизации.

Наше общество больно. Найти пути решения данной проблемы – это наша задача, актуальность которой, я думаю, уже стала очевидна и не нуждается в обосновании.

Колоссальное влияние на внутренний мир общества оказывают две фундаментальные сферы духовно-нравственной деятельности человека – это философия и религия. Окунемся в рассмотрение вопроса свойств влияния религии.

Очевидно, она сохранила свое существование на протяжении стольких тысячелетий по причине того, что отвечает определенным общечеловеческим потребностям. Например, религия помогает быть скромным не только в мыслях, но и в поступках; учит смирению, благоразумию; избавляет от страха смерти, который, в соответствии с заложенным инстинктом самосохранения, присущ любому живому существу, а также выполняет огромную нравственно-воспитательную функцию.

Но подробнее я остановлюсь на другом свойстве религии, я бы даже назвала это главным плюсом религиозного мировоззрения. Это утешение.

Преодоление отрицательных эмоций человеку необходимо. Гнев, страх, тоска и тревога – это не условия нормального существования, а скорее наоборот. Почему же это так важно? Почему фактор утешения один из наиболее важных?

По сути, у человека существует своего рода психологическая «потребность в исповеди». Другими словами, нам всем время от времени просто необходимо выговориться. За счет механизма вербализации мыслей представление о существующей проблеме становится более конкретным, поскольку все представления о ней становятся озвученными и названными своими именами. Таким образом, степень наполненности отрицательными эмоциями понижается. Приходит утешение.

Мы живем в то время, когда помимо физических выделяются еще и душевные болезни. Человек уже дошел до стадии самоистязания и вот уже появляются разговоры, что человечество погубит не Третья Мировая война, но Великая депрессия.

К слову, «религию преимущественно рекомендуют и ищут во времена общественных бедствий, распада и гнета; тогда, когда ищут утешение в претерпеваемой несправедливости и надежду на возмещение утраты». И это действительно так. Для многих людей религия – как панацея в моменты трагедий, катаклизмов, сложных жизненных ситуаций и сильных душевных страданий.

Таким образом, своим рассуждением я хотела еще раз привлечь внимание к вопросу значимости религии, все такой же ее активности, как социального института общества, ее необходимости и незаменимости философией. Хотелось бы отметить, что религия не раз становилась светом среди всеобщей тьмы. И уже самое начало 20 в. ,вплоть до сегодняшнего дня, только еще раз это показали. Человек волен выбирать, но отрицать факт принятия религии очень многим количеством людей, в качестве жизненной опоры, мне кажется, просто невозможно.

«Религия, — сообщает Ара Норензаян, — объединяет по таким принципам, как верность общине и готовность жертвовать личными интересами ради общества. Кроме того, выживаемость религиозных (но не светских) общин напрямую зависит от строгости устава. Чем больше ограничений накладывала община на своих членов и чем более сложные ритуалы им приходилось выполнять, тем дольше существовала. Это выгодно для эволюции».

А французский антрополог Паскаль Буайе из Вашингтонского университета в Сент-Луисе обратил внимание на одну специфическую способность человеческого мышления, благодаря которой человек становится более восприимчивым к религиозным убеждениям. Это способность подчиняться лицам, в данный момент не притсутствующих непосредственно перед человеком. Грубо говоря, у человека идет осознание того, что за ним тем не менее «наблюдают» и подобное ощущение способствует самоконтролю человека.

Читайте также

Цитировать

Шевцова, А.А. Духовный кризис. Религия — как панацея для современного человека / А.А. Шевцова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 104-107. — URL: https://novainfo.ru/article/4130 (дата обращения: 27.01.2022).

Поделиться