О понятии «ценность»

NovaInfo 44, с.228-230, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается содержание понятия «ценность». Защищается тезис о субъектно-объектном характере ценности.

Ключевые слова

ПОТРЕБНОСТЬ, ЗНАЧИМОСТЬ, ЦЕННОСТЬ

Текст научной работы

В чем смысл понятия «ценность»? Ценность социальна по своей сути и имеет объектно-субъектный характер. Человек – существо социальное, соответственно и существование ценностей связано с социумом. Более того, ценности вне социума существовать не могут. Вещи, события, рассматриваемые как ценности, без их сопряжения с социумом существовать не могут, так как не будет существовать критерия оценки. Это относится не только к вещам, созданным человеком. Многие не зависящие от индивида объекты, такие как природные, существовали задолго до появления человека на земле. Но о ценности и значимости природы для общества мы имеем право говорить лишь в отношении человека к природе. Так как переосмысливание ценности природных факторов в человеческом понятии и есть создание ценности в данном аспекте [1, с. 179-180].

Ценность возникает в ходе практической деятельности человека. Человек – существо разумное. Следовательно, любое его действие направленно на получение результата, и не просто результата, а желаемого для индивида. На протяжении всего действия перед человеком стоит цель. Цель и представляет собой ценность. Достижение результата, рассматривается как значимый, ценностный для него. Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально и личностно значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам человека.

Понятие «ценность» необходимо отличать от понятия «значимость». Часто понятие «значимость» употребляют, как синоним слова «ценность». Меру желания человеческой ценности, можно охарактеризовать как «значимость». У каждого человека разные потребности, следовательно, что-то мы будем хотеть больше, а что-то меньше. Но есть и такие случаи, когда значимость предстает перед нами в негативном виде. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями [2, с. 45].

Таким образом, ценность это положительная значимость. Соответственно значимость может быть и положительной и отрицательной. Понятие значимость по объему шире, чем понятие ценность.

Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом. Дадим им определение. Функциональное значение ценности – это все значимые для социума свойства, функции предмета или идей, которые определяются их ценностью для какой-либо группы. Так, например, для любого действия или идеи предопределено определенное значение для определенной личности. Личностный смысл ценности – это ее отношение к потребностям человека. Можно сказать, что этот смысл зависит от двух факторов: от самого объекта, выполняющего функции ценности, и от самого человека. Постигая смысл вещи, человек определяет свою нужду в ней не только из природных потребностей, но и из потребностей, сформированных в процессе социализации. Индивид смотрит на событие или вещь сквозь призму общества, традиционное отношение людей. Человек ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и является для него смыслом [3].

Смысл ценностей для каждого человека может быть разным. Ведь у каждого свои ценностные ориентиры. Например, у многих людей есть домашние животные. Для одних питомец – часть семьи, отдушина, лучший друг. Для других – это сторож их имущества, защитник. Для третьих это способ заработка, при их размножении. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями. Нужно добавить, что единого критерия оценки ценностей не существует.

Проблемным является вопрос об общечеловеческих ценностях. С точки зрения любой религии они берут начало в Боге и не должны быть изменены человеком [4]. В философской литературе, как правило, общечеловеческие ценности связывают с идеями традиционализма, противопоставляя их либеральным ценностям [5; 6].

Читайте также

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю. Философия: курс лекций. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1998. 310 с.
  2. Рахматуллин Р.Ю. Методология науки и научного познания. Уфа: Восточ-ный университет, 2004. 112 с.
  3. Рахматуллин Р.Ю., Хамзина Д.З. Соотношение понятий «мировоззрение», «картина мира», «онтология» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1-2. С. 156-159.
  4. Рахматуллин Р.Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 561-563.
  5. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41-44.
  6. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в правовом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19-26.

Цитировать

Кинзябулатов, А.А. О понятии «ценность» / А.А. Кинзябулатов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 228-230. — URL: https://novainfo.ru/article/5659 (дата обращения: 04.12.2022).

Поделиться