Глобализация в культуре на примере кинематографа

NovaInfo 40, с.258-264, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Культурология
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 72
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается влияние происходящих в 21 веке процессов на преобразования кинематографа, рассмотрены основные положительные и отрицательные моменты происходящих процессов.

Ключевые слова

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Текст научной работы

Введение

В конце 80х годов общество подверглось значительным политическим, экономическим преобразованиям, которые конечно же повлекли за собой и изменения в культуре. Последствия этих процессов проявили себя и в кинематографе. Будучи довольно сложной структурой, которая совмещает в себе различные функции (социального института, средства массовой коммуникации и искусства), кинематограф пережил все рыночные и политические(крах биполярной системы) перемены, которые в конечном итоге способствовали глобализации. Она стимулировала свободный обмен между отдельными людьми и целыми государствами финансами,технологиями, товарами и услугами, рабочей силой, и - главное - информацией, «глубоко трансформировала все звенья кинокоммуникации — производство и импорт фильмов, систему их дистрибуции и показа, характер функционирующего репертуара и процесс зрительского освоения фильмов». Глобализация смогла резко изменить считающуюся традиционной системную целостность кинематографической коммуникации. Киноаудитории пришлось подвергнуться глубокой деформации, это в свою очередь повлекло за собой изменение функционирования возвратного механизма кинематографа, который призван обеспечить приток финансов в кинопроизводство. Не могла не пострадать и социокультурная отдача кинематографа. В результате экспансии чуждых кинообразов, которые, естественно, несли с собой иные культурные и идеологические модели поведения и восприятия мира, глубоким изменениям подверглись и система ценностей, и духовно-культурный потенциал многих зрителей. Все это говорит об актуальности данной темы.

В ходе своей работы я постараюсь ответить на следующий вопрос: какие последствия глобализации мы можем наблюдать в кинематографе сегодня?

Также я выдвинула следующие задачи:

  1. Рассмотреть процесс глобализации в целом.
  2. Определить основные направления влияния глобализации на кинематограф.
  3. Рассмотреть последствия влияния глобализации на кинематограф.

Определение и основные аспекты глобализации

Конец века чаще всего ознаменован научно-техническим переворотом. Информация, технологии и знания стали наиболее важными аспектами экономической жизни человека. Человеческая жизнь в корне изменилась в ходе информационной революции. Пространство и время сжимаются, границы открываются, сегодня контакты возможно установить в любой точке нашей большой планеты. Индивиды становятся гражданами мира. Сегодня благодаря интернету возможно общение с людьми из других стран в режиме «реального времени». Всем этим мы обязаны глобализации.

Принято считать, что термин "глобализация" был употреблен еще в 1983 году американцом Т. Левитт в статье в "Harvard Business Review", с помощью этого понятия он охарактеризовал процесс слияния рынков отдельных продуктов, которые производились транснациональными корпорациями (ТНК). Но широко распространения этот термин не получил, пока в 1996 Давос не дал ему путевку в жизнь. В 97 году московский еженедельник "Эксперт" писал: "Глобализация" - мировой терминологический хит этого года, перепеваемый на всех языках на все лады… Точное общепринятое определение пока не выработано".

Общепринятого определения глобализации не выработано до сих пор, поскольку каждый вкладывает что—то свое в понятие глобализации. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Это определение является самым распространенным, хотя и достаточно размытым. Итак, попробуем поподробнее разобраться в сути этого явления.

В целом глобализация — это процесс возрастающего взаимовлияния разнообразных факторов мирового значения (такие как политические и экономические связи, информационный и культурный обмен) не только между собой, но и на социальную обстановку в конкретной стране.

Самым мощным фактором глобализации является экономический, он проявляется в существовании транснациональных корпораций, которые действуют одновременно в различных странах и используют сложившуюся сегодня историческую ситуацию в своих интересах . Глобализация — это абсолютно объективный процесс, он определяет все качественные изменения в глобальном мире, увеличение взаимосвязанности и взаимозависимости уникальности конкретных людей или цивилизаций и государств в целом.

Главной идеей, которая лежит в основе глобализации, считается идея о невозможности адекватной оценки и решения всех проблем на уровне национальных государств, существуют глобальные проблемы, которые нужно формулировать и изучать с точки зрения глобальных процессов. Отдельные исследователи даже высказывают предположения, что в скором будущем глобальные силы ( ТНК, другие глобальные организации, культура и идеологии) станут настолько сильными, что смогут заменить существующую систему и тогда национальные государства прекратят свое существование.

Существует множество точек зрения по проблеме глобализации. Поэтому необходимо с самого начала ответить на следующие вопросы: каковы временные рамки данного явления, какие сферы жизни оно охватывает, каковы его структура, функции, истоки и направление развития.

Чаще всего выделяют экономический, политологический, социологический и экологический подходы к проблеме глобализации. Но в контексте моей работы важнее рассмотреть культурный аспект глобализации. Никаких конкретных определений и соотношений глобализации и культуры сегодня не предлагается, в основном все источники представляют лишь отдельные высказывания ненаучного толка, в которых процесс глобализации описывается как зло, которое рано или поздно приведет к гибели цивилизации. Затем большинство исследователей просто делают вывод о несовместимости культуры и глобализации.

Отношение к глобализации встречается различное, первое — негативная оценка явления. Те, кто придерживается этой точки зрения делают акцент на опасности глобализации, риску господства одной страны во всем мире. По их мнению, глобализация лишь приводит к концентрации власти и капиталов в развитых странах, таких как США, Великобритания, Германия, Франция и Япония, и совсем не помогает развитию общего мирового рынка, честной конкуренции и культурного обмена. Также отмечается увеличение разрыва в уровнях экономического развития между наиболее развитыми и отсталыми странами, а также опасность исчезновения многих национальных культур. Интернету в процессе глобализации приписывается особое значение, по их мнению он еще больше усугубляет ситуацию. Все это, по мнению этой части общества, не позволяет демократизировать мировые общественные отношения, создать «глобальное гражданское общество».

Второе - положительная ее оценка. Приверженцев такой точки зрения меньше. В защиту глобализации они обычно приводят следующие аргументы: высокая степень информационной открытости мира, развитие высоких технологий и широкое сотрудничество стран в рамках глобализации. Также есть и люди, которые дают глобализации нейтральную оценку, они считают ее объективным процессом, к которому невозможно относится эмоционально. И у нее, как и у любого процесса есть свои плюсы и минусы. Но к сожалению такое разнообразие и обилие мнений иногда лишь мешает подробно разобраться в проблеме. Глобализация является сложным вопросом не только для общественного сознания, но и для научного анализа.

Глобализация кинопроцесса

Глобализация коснулась всех сторон жизни общества. Конечно не стала исключением и сфера кинематографа. Сегодняшняя реальность заключается в том, что само понятие «национальный фильм» представляется крайне размытым, а глобализация проявляется на всех этапах кинопроцесса, начиная от написания сценария и производства фильма, до выпуска фильмов в прокат и влияния на зрителей по всему миру. А с финансированием фильмов ситуация еще сложнее, поскольку в нем могут принимать участие и государственные, и частные фонды, иностранные и национальные организации и частные лица. Фильм может сниматься немецким режиссером, на американские деньги на территории Италии, при этом актеры будут представлять разные страны, а действие происходить в будущем.

Глобальность кинопроцесса подразумевает, что фильмы могут производиться в любой стране, в то время как только лучшие из них будут распространяться и потребляться в любом уголке земного шара. В этом смысле глобализация кинопроцесса означает его интернационализацию. Поэтому в идеале она предоставляет огромные возможности и перспективы для развития национального кинематографа, а также для киноаудитории. Но в реальности все происходит не автоматически, а через рыночные механизмы, где основную роль играет конкурентоспособность товара. Поэтому из-за неравенства на рынке, теоретическое равенство на практике не реализуется.

На сегодняшний день наиболее конкурентоспособной на мировом рынке является продукция Соединенных Штатов Америки. А значит и все возможности, данные глобализацией кинопроцесса реализуются прежде всего ими. Ситуация, при которой фильмы, произведенные в США довольно быстро распространяются и потребляются по всему миру, уже не нова. Голливуд смог создать инфраструктуру глобального кинопроизводства и распространения собственной продукции, путем постепенного завоевывания мирового кинорынка, а потом и закрепления своих позиций. Достаточно отметить, что Голливуд вполне может организовать премьерный показ какой-либо картины в 58 странах мира в один день, в то время как, например, Россия не может организовать единый день премьеры даже в пределах своих границ. Каким-то образом Голливуд смог найти и использовать нужные эстетические модели глобального фильма, который способен действительно привлечь и удерживать внимание не только в США, но и далеко за его пределам. Созданы и эксплуатируются также инфраструктура и модели глобального маркетинга фильмов.

Естественно, что это имеет свои позитивные последствия и за пределами США. Ссылаться на Россию, где в последние годы происходит ломка уклада общественной жизни, пока не стоит. Как пример можно взять Европу — достаточно сильный оппонент США. Европа всегда считалась родиной кинематографа, но в 2000 году Соединенным Штатам Америки принадлежало 73% кинорынка 15 стран Евросоюза. В следующем году Европе удалось отвоевать 8% собственного кинорынка, что считалось большим успехом, хотя все еще огромная его доля принадлежала американцам, которым в 2002 году удалось остановить Европу и вернуть себе обратно 6 из 8%.

Реальность такова, что национальные зрительские аудитории чуть ли не всего мира превратились, по существу, в «глобальную деревню», способную эффективно финансировать голливудское производство высокобюджетных фильмов. Глобальное производство фильмов необходимо современному Голливуду, поскольку масштабы и характер деятельности поставили его в зависимость от этого. Нельзя не признать и социальной необходимости этого производства, поскольку потребность в голливудских фильмах достаточно велика на всех континентах. На нижних ступенях социальной стратификации потребление глобальных фильмов выражает некую форму единения человечества. Факт весьма важный, поскольку единение эстетического меньшинства всех стран на почве освоения и почитания киношедевров — в основном лишь профессиональная предпосылка для реализации исторической миссии киноискусства.

Таким образом, получается, что сегодня наблюдается лишь один вид глобализации, который обычно описывают как "глобализацию по праву сильного". Выделяется одно государство, которое и оказывает решающее влияние на мировую экономику, политику и культуру, в то время как всем остальным участникам международного процесса остается либо принять правила игры, либо занять оппозиционное положение и противостоять лидеру, с целью в перспективе занять его место. В кинематографической сфере происходят не процессы интеграции, а процессы унификации всей системы по, прежде всего, американскому образцу. Конечно Голливуд ориентируется на предпочтения глобальной аудитории, но при всем этом он создает кинопродукцию, которую вполне можно считать национальной, хотя и не в полном историческом смысле этого слова. Картины, произведенные в Америке, получают распространение и потребляются по всему миру, а кинопродукция остальных стран слабо распространена за пределами собственных границ, так и на территории США иностранные фильмы представлены чрезвычайно слабо. Поэтому вполне логично, что во многих отечественных источниках современный этап глобализации чаще всего называют вестернизацией, а иногда и точнее - американизацией.

Сам термин вестернизация не является новым, но обозначаемое им явление охарактеризовывает сегодняшний этап глобализации. Исторически понятие "вестернизация" обозначало процесс усвоения западной культуры и ценностей неевропейскими странами, например, Японией и Китаем. И хотя Россия традиционно не отсчитала себя азиатской страной, и в ходе своего исторического пути была ориентирована на Европу еще со времен Петра, использование данного термина обосновано в сложившейся ситуации.

В последние годы глобальность приобрела определяющее значение и в кинематографической жизни России. Большая часть решений, определяющая выход фильмов в прокат и их освоение зрительскими аудиториями, принимается, на самом деле, совсем не в пределах нашей страны. А виной тому 90е годы, когда вставшее на путь демократизации российское кинопроизводство не смогло проявить признаков сопротивления. Поэтому вполне логично, что российская киноаудитория с легкостью втянулась в мировое коммерческое пространство. И сегодня она является уже неотъемлемой частью «глобальной деревни», в которой смотрятся и обсуждаются одни и те же фильмы.

Рассматривая постсоветскую Россию можно наблюдать, что теоретическая сложность глобализма, оказывается непримечательной простотой. Кинематограф огромной страны оказался лишь объектом глобализации, а роль субъекта взяли на себя Соединенные Штаты. Для России, которая исторически оказалась в числе стран (США, СССР, Германия), где впервые кино стало считаться высоким искусством, реалии современной глобализации бросают вызов самому существованию кинематографа в качестве феномена национальной культуры, процессу формирования национальной кинематографической картины мира, основанной на своей идеологии и культуре, сохранению не только культурной, но и национальной идентичности. Картине глобализации, идеальной в теории, реальность открыла эмпирическую российскую действительность, которая тяготеет к противоположному состоянию.

Причин такого положения дел много. Но мы обратим внимание на главную из них. В условиях рыночной экономики сложилась такая ситуация, когда деньги стало выгоднее вкладывать в импорт фильмов, а не в их производство в собственной стране. Эта ситуация характерна для России 90х. В этих условиях кинотеатр, телевидение и видео стали распространителями в основном зарубежной кинопродукции. Радикальное изменение функционирующего репертуара вызвало серьезные перемены в реальном кинопотреблении. За этим по цепной ре- акции последовало множество других изменений. В частности, менялся зритель как субъект кинопотребления. Во взаимодействии другого репертуара и другого зрителя иначе расставлялись акценты в социальных функциях кинематографа.

Ключевым моментом глобализации принято считать «взаимозависимость». Но на самом деле ситуация на российских киностудиях вряд хоть каким-либо образом влияет на производство, распространение и потребление фильмов в США. Но в обратном варианте ситуация выглядит совсем иначе. Совсем не трудно представить ситуацию на кинорынке России в случае прекращения импорта продукции из США. Абсолютная независимость одной стороны и нездоровая зависимость другой вполне очевидны. Таким образом, говорить о взаимозависимости как ключевом понятии глобализации кинематографа не приходится, поскольку она постепенно принимает формы культурного империализма.

Заключение

Таким образом, можно придти к выводу, что процесс глобализации не прошел мимо кинематографа, который является неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Много положительных моментов можно найти в этом процессе для кинематографа, так например жители в любой точке земли могут посмотреть почти любой фильм и способствовать его распространению. Каждый человек сегодня может не только найти картины по душе, но и единомышленников. Благодаря распространению интернета даже малобюджетный фильм, который никогда не покажут в кинотеатрах может быть увиден миллионами. А начинающие режиссеры могут быть замечены и получить реальный шанс начать карьеру. Но все-таки основным следствием проявления глобализации в кинематографе можно считать интернационализацию голливудской продукции на всех уровнях (от написания сценария и финансирования фильмов, до актерского состава и медиа-компаний). Развитие фестивального движения также является последствием этого процесса. Фестивали в Каннах, Берлине, Роттердаме, Пусане собирают все большее число любителей кино из разных стран мира. Все активнее кинематографисты используют интернет для расширения своей аудитории, и открытия новых возможностей.

Читайте также

Список литературы

  1. Экран и сцена. 2000. №41—42 (561—562).
  2. Кино: пути от фильма к зрителю / Под общ. ред. М.И. Жабского. М., 1999
  3. Кинематограф должен переформулировать свое определение[Электронный ресурс] / Электронный журнал «Сеанс» – Электрон. дан. 2013. – URL: http://seance.ru/n/25-26/perekrestok/kinematograf-dolzhen-pereformulirovat-svoe-opredelenie/(дата обращения 12.12.2013)
  4. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org
  5. Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ: Америка – первая жертва глобализации[Электронный ресурс] / Содружество литературных проектов– Электрон. дан. 2008-2013. – URL: http://moloko.ruspole.info/node/853 (дата обращения 19.11.2013)
  6. Национальное кино в глобальном мире[Электронный ресурс] / Электрон. дан. 2008-2013. – URL: http://www.vkurse.uz/2013/10/23/natsionalnoe-kino-v-globalnom-mire/ (дата обращения 20.11.2013)
  7. Deviant globalization in film[Электронный ресурс] / Электрон. дан. 2008-2013. – URL: http://smallprecautions.blogspot.ru/2012/06/deviant-globalization-in-film.html(дата обращения 29.11.2013)
  8. Unconventional Solutions[Электронный ресурс] / Электрон. дан. 2008-2013. – URL: http://www.globalpolicy.org/globalization/globalization-of-culture/51302-unconventional-solutions.html?itemid=id#641(дата обращения 29.11.2013)
  9. Global Celebrity Culture is Fuelling our Crippling 'Fear of Insignificance', Warns Psychologist[Электронный ресурс] / Электрон. дан. 2008-2013. – URL: http://www.globalpolicy.org/globalization/globalization-of-culture/49838.html?itemid=641 (дата обращения 13.12.2013)

Цитировать

Сергунова, М.В. Глобализация в культуре на примере кинематографа / М.В. Сергунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 258-264. — URL: https://novainfo.ru/article/4138 (дата обращения: 04.12.2022).

Поделиться