Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку

NovaInfo 57, с.427-432, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Рассматривается актуальность использования ИКТ в обучении иностранным языкам, требования, предъявляемые к применению современных технических средств обучения.

Ключевые слова

ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ, ИКТ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Текст научной работы

На сегодняшний день, ведущим приоритетом российской системы образования является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, члены которого должны постоянно развиваться, повышать свою квалификацию и идти в ногу со временем. Именно поэтому традиционные методы и приемы постепенно теряют свою значимость и либо корректируются, приспосабливаясь к новым веяниям, либо уступают место новым, инновационным. Причиной тому является всеобъемлющее использование информационно - коммуникационных технологий.

Данные технологии довольно широко применяются в отношениях «студент-преподаватель» в современных системах открытого и дистанционного образования.

Быть современным преподавателем очень сложно, ведь ты должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и уметь применять их именно в своей дисциплине, правильно сочетать их с традиционными методами работы.

Многие ученые до сих пор спорят о том, что же такое на самом деле «информационно - коммуникационные технологии». Существует несколько подходов, так словарь педагогического обихода (под ред. Л. М. Лузиной) гласит, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества [1].

Более современные источники интерпретируют ИКТ со своей стороны: «информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг [2, с. 54–59].

Основная роль преподавателя в современном образовательном процессе сводится к обучению навыкам самостоятельной работы, самообразования. А работа на занятии сводится к общению студентов и преподавателя, компьютер в этом общении выступает лишь помощником. Считается, что все методы обучения только выигрывают от внедрения в них информационных технологий, главное чтобы их роль не превысила роли преподавателя на занятии.

При изучении английского языка ИКТ выступают как средство обучения, к ним можно отнести программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [1].

Наиболее часто встречающиеся в учебном процессе средства ИКТ:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео- и аудиотехника,
  • научно-исследовательские работы и проекты [3].

Перечисленные средства ИКТ позволяют активизировать познавательную деятельность студентов; обеспечить положительную мотивацию обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; усовершенствовать контроль знаний, умений и навыков; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятий; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Использование компьютерных программ при обучении иностранному языку позволяет предъявлять учебный материал более наглядно и доступно, чем в устной форме. Очень важно и то, что студент может работать на занятии в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед [4]. Компьютер развивает самостоятельность обучающихся и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на занятии, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития индивидуальности студентов [5].

Стоит отдельно выделить преимущества работы обучающихся с компьютером:

  • общекультурное развитие обучающихся;
  • совершенствование навыков владения компьютером;
  • совершенствование языкового уровня;
  • создание благоприятного психологического климата;
  • повышение мотивации обучающихся и их интереса к предмету;
  • возможность реализации индивидуализации обучения;
  • реализация принципа обратной связи;
  • большие возможности наглядного предъявления материала;
  • сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий обучающихся;
  • активизация навыков самостоятельной работы студентов[4, с. 25–31.].

Очень важно, что использовать ИКТ можно на любом этапе урока, будь то проверка домашнего задания, введение или тренировка нового материла и т.д. Особое значение имеет использование компьютера на этапе контроля, поскольку в настоящее время существует множество программ, позволяющих преподавателям создавать свои тесты, которыми на занятии могут воспользоваться студенты. Этот вариант контроля является удобным как для студентов, так и для преподавателя, поскольку он исключает всякую предвзятость и влияние личного отношения на полученную оценку. Так же такой метод контроля полезен тем, что результаты контроля известны сразу же после его прохождения, то есть, совершив ошибку, студент может сразу ее посмотреть, проработать и прочитать необходимую информацию, чтобы не допускать ее в будущем.

Использование новейших педагогических методов и технологий даст возможность перейти на новую ступень, теперь обучение станет выполнять функцию умственного развития, а не механического запоминания как было раньше. Современный компьютер предоставляет тысячи возможностей для развития, поэтому его необходимо использовать как средство обучения. Всевозможные обучающие программы, интернет-ресурсы помогают тренироваться во всех видах учебной деятельности. Говорение, грамматика, фонетика, аудирование – для компьютера нет ничего невозможного. Более того, он позволяет нам комбинировать все виды деятельности, если это поможет усвоению материала.

Но главное, чтобы каждый педагог, применяющий ИКТ в своей работе, понял, что компьютер не может и не должен заменять преподавателя на занятии. Он всего лишь усиливает и расширяет возможности познавательной деятельности студентов. Конечно, использование ИКТ дает немного свободного времени преподавателю на занятии, что положительно сказывается на его морально-физическом состоянии, но все же не стоит забывать про индивидуальные особенности каждого человека, ведь не каждый студент может одинаково хорошо воспринимать информацию из уст учителя и машины.

Самым популярным видом ИКТ является мультимедийная презентация. Простота в создании и использовании дают возможность применять их на каждом занятии. Картинки, видеофрагменты, звуки, краткое содержание вашей речи – все это можно сделать в форме презентации. Такая форма работы экономит вам время, дает студентам наглядность и помогает лучше усваивать материал, содержащие краткий текст по специальности, основные языковые формулы, клише для реферирования и аннотирования статей и текстов по специальности и др.

Также на сегодняшний день уже существуют компьютерные поддержки курса английского языка. Данные программы очень удобны, поскольку они не заменяют собой учебник или рабочие тетради, они лишь подкрепляют его, привнося что-то новое в существующую программу. Состоит данная поддержка из электронного учебника и обучающих и контролирующих программ. Количество материала определяется учителем.

Электронные учебники представляют материал очень наглядно, что обеспечивает мгновенную обратную связь. Студент может сам контролировать скорость прохождения материала, какие-то главы пролистывать, к каким - то возвращаться. В подобные учебники всегда заложена система гиперссылок, которая помогает быстро получить необходимые разъяснения и дополнительную информацию.

Поиск студентами необходимой им информации в сети Интернет позволяет им развивать навыки самостоятельной работы. Разносторонние возможности образовательных ресурсов сети Интернет развивают исследовательские и творческие способности учеников, они мотивируют к дальнейшему изучению языка и повышают активность и результативность на занятиях. Многие находят способы самовыражения посредствам Интернета. Самостоятельная разработка даже простейших таблиц по английскому языку и дальнейшее их распространение на образовательных ресурсах повышает уверенность студентов в себе и своих знаниях, поскольку он видит количество скачиваний своей информации, считает себя нужным другим людям и это дает стимул к дальнейшему саморазвитию.

Но, несмотря на все плюсы использования ИКТ в процессе обучения, до сих пор существует и противоположное мнение. Противники ИКТ не забывают о плохом влиянии компьютеров на здоровье человека, будь то нагрузка на глаза, спину или опасные излучения. Они все-таки отстаивают сохранение ведущей роли преподавателя на занятиях, и использование компьютерных технологий только в крайних случаях, с большой подготовкой презентационного материала.

После изучения описанной проблемы, можно сделать вывод о том, что использование ИКТ и их эффективность при изучении английского языка целиком зависит от преподавателя. От того насколько правильно подобраны материалы и формы его представления, какие именно ресурсы и программы используются в той или иной ситуации. Конечно, это требует от преподавателей определенных знаний и методик работы, но мир не стоит на месте, а, следовательно, и учителя должны развиваться в своей профессиональной области.

Основываясь на проделанной работе, можно скомбинировать несколько универсальных рекомендаций по использованию ИКТ в своей работе.

  1. Как студенты, так и преподаватель должны обладать определенным уровнем владения компьютером.
  2. Преподавателю следует тщательно продумывать виды ИКТ, используемые в определенный момент занятия.
  3. Подготовка к современному занятию с использованием ИКТ должна вестись заранее, материал должен быть адаптирован под выбранную форму работы и соответствовать прежде всего целям обучения.
  4. В случае использования ИКТ в самостоятельной, внеаудиторной работе студентов необходимо применять подобные технологии и задания также на аудиторных занятиях.

Таким образом, применение ИКТ при обучении английскому языку несет в себе много положительных моментов, основной из них – повышение мотивации, интереса и активности студентов. Благодаря систематической работе с компьютером на занятиях по английскому, развиваются навыки самостоятельной работы, что в будущем приводит к экономии времени на стандартных заданиях, и увеличению его на творческих работах.

Читайте также

Список литературы

  1. Словарь педагогического обихода / под ред. Л. М. Лузиной. — Псков, 2003.
  2. Коптюг, Н.  М. Интернет - уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка / Н.  М. Коптюг // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 4.
  3. Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б. П. Сайков // — М: . — 2005.
  4. Подопригорова, Л. А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам / Л. А. Подопригорова // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 5.
  5. Войтко, С. А. Об использовании информационно- коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004–2005 [Электронный ресурс]. — URL : http://festival.1september.ru/articles/415914/ (дата обращения 30.09.2016).

Цитировать

Сергунова, М.В. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку / М.В. Сергунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 427-432. — URL: https://novainfo.ru/article/9753 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться