Реинкарнация

NovaInfo 40, с.135-139, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрено представление о реинкарнации в некоторых религиях, а также отношение современных ученых к этому феномену. В конце делается вывод о том, что, несмотря на все исследования нельзя однозначно сказать существует ли данный феномен.

Ключевые слова

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШИ, РЕИНКАРНАЦИЯ

Текст научной работы

Проблема реинкарнации на протяжении столетий вызывала большой интерес человечества. Многих людей и сейчас интересуют вопросы: «Что же ожидает меня после смерти?», «Существует ли бессмертная душа, и может ли она продолжить свое существование в другом теле?». Меня тоже беспокоят эти вопросы, поэтому я решила узнать о реинкарнации подробнее. Мне было интересно выяснить, в каких религиях признают переселение души, и как к этому феномену относятся ученые.

Вера в переселение души, или реинкарнацию, становится все более частым явлением. В восточных странах в реальность реинкарнации верит большинство населения. Что касается стран Запада, в которых преобладает христианская религия или атеизм, то в них количество людей, верящих в переселение души меньше. Но, исследования показывают, что за последние десятилетия количество верящих в реинкарнацию, заметно возросло. Ученые, работающие в разных областях знания стали обращать внимание на этот вопрос в своих исследованиях. Наблюдения и доказательства различного рода начали накапливать и систематизировать. На смену отрицанию переселения души постепенно пришел аналитический подход с попытками приблизиться к пониманию сущности этого феномена.

Идея переселения души всегда присутствовала в восточных религиозно-философских учениях. Например, в индуизме утверждается, что душа находится в постоянном цикле рождения и смерти. Душа хочет наслаждений, и ради удовлетворения своих материальных потребностей, она должна рождаться снова. После множества рождений душа разочаровывается в ограниченных и временных наслаждениях, которые даются ей этим миром,

и начинает поиск высших форм удовольствий, которые возможно достичь лишь с помощью духовного опыта. Когда цепь рождения и смерти прерывается, говорится, что индивидуум достиг спасения.

А вот в буддийской литературе и в фольклоре можно встретить повествования и представления о переселении душ, но все же буддийская философия не признает существование «высшего я», поэтому не признаёт и реинкарнаций. Однако в буддизме существует понятие «протяжённость сознания», которое связано с непрекращающимися изменениями. Сознание блуждает по мирам сансары, которые разделены на многие местонахождения, при этом только два мира, животных и людей, связаны с плотским воплощением. Эти скитания осуществляются как на протяжении жизни, так и после смерти, нахождение в том или ином мире определяется душевным состоянием. Только человеческое существование, характеризующееся разумным выбором, дает возможность влиять на блуждания в сансаре. В момент смерти происходит переход в другое местопребывание в зависимости от предшествующих деяний.[1]

Другое представление о природе смерти, о самом моменте умирания и о том, что происходит после смерти у мусульман. Согласно исламскому воззрению на жизнь после смерти, душа умершего помещается за «преграду», а тело, преданное земле, разлагается. Лишь в Судный день, по воле Аллаха будут созданы новые тела, в которые направятся души. Оживленные, таким образом, люди явятся перед своим Творцом и понесут ответ за поступки, которые совершали в течение своей жизни.

Современные христиане не признают концепцию переселения душ. В современном христианстве полагается, что душа проживает в материальном теле всего одну жизнь, и, когда умирает тело, она вынуждена ждать решение Страшного суда, который должен определить её участь. Этот приговор зависит от того насколько набожна или распутна была душа во время своего нахождения в ее неповторимом теле. Но все-таки, некоторые богословы и учёные признают, что ранние христиане склонялись к теории перерождения, нежели к идее воскрешения и водворения в рай или ад.

На Западе, христианская церковь и материалистическая наука, веками останавливали проявление заинтересованности, как к реинкарнации, так и к проблеме возможности существования сознания врозь с телом. Но все же на протяжении истории Запада находились мыслители, которые понимали и прилагали усилия отстоять понятие бессмертия сознания и переселения души. А большое количество философов, писателей, художников, учёных и политических деятелей серьёзно задумывалось над этой идеей. Например, немецкий философ Артур Шопенгауэр однажды заметил: «Если бы азиат попросил меня дать определение понятия «Европа», я был бы вынужден ответить ему следующим образом: «Это часть мира, где слепо и упорно верят в то, что человек был создан из ничего и что это рождение есть его первое появление на свет».

Также не отрицал идею перерождения великий философ Вольтер. Он писал, что доктрина реинкарнации «не абсурдна и не бесполезна», и что «Родиться дважды не более удивительно, чем родиться однажды». Другой философ Иоганн Гете тоже принимал всерьез идею перевоплощения и, возможно, изучил эту концепцию, читая индийскую философию: «Я уверен, что так же, как сейчас, я уже бывал в этом мире тысячи раз, и надеюсь вернуться еще тысячу раз». А вот ирландский поэт Уильям Йейтс представил теорию реинкарнации в своём оккультном трактате «Видение». Согласно его пониманию этого: «реинкарнация не происходит в рамках линейного времени — все будущие и прошлые жизни индивида случаются в момент вечного настоящего, и решения, принятые в любой из этих жизней, также влияют и на все другие жизни». Идея реинкарнации также привлекла внимание Поля Гогена. В последние годы своей жизни он писал, что, когда разрушается физический организм, «душа выживает». Гоген считал, что душа облачается в другое тело, деградируя или возвышаясь, сообразно своим достоинствам или недостаткам.

Теперь обратимся к современности, в наше время многие специалисты уделяют внимание феномену переселения души и пытаются выяснить, что же за ней скрывается на самом деле.

Одним из ученых, которые занимались этим вопросом, является профессор психиатрии Ян Стивенсон, более чем 40 лет исследовавший детей, которые говорили о прошлых жизнях. Информацию, полученную от детей, исследователь проверял с помощью документальных подтверждений (имена людей, которыми называли себя дети, и разные проверяемые подробности их жизни). Стивенсон находил сходство родинок и врожденных дефектов у сообщивших о прошлой жизни детей с местами ран и шрамов на телах покойных (данные подтверждались медицинскими отчетами, такими как вскрытие трупа или фотографии). Доказательством переселения души доктор Стивенсон считал три явления: способность говорить на незнакомом языке, исторические свидетельства, а также наличие родинок, шрамов и царапин у данного лица и его предшественника в одних и тех же местах. [1]

Однако научный мир критично оценил труды профессора Стивенсона. Это произошло потому, что подавляющая часть случаев перевоплощения приключилась в восточных обществах, где основные религии признают существование реинкарнации. По мнению критиков, это бросает тень сомнения на точность исследований.

Еще одним ученым, который занимался феноменом перерождения души, был Питер Рамстер, который использовал метод репрессивного гипноза. Рамстер вводил человека в состояние гипноза и просил вспомнить о прошлой жизни. Например, известен случай, когда одна жительница Австралии вспомнила свою прошлую жизнь в Бразилии. Она описывала события, которые происходили в некоторой местности. После всесторонней проверки удалось узнать, что события, о которых рассказывала женщина, имели место быть в XVII веке, и узнать о них из книг было проблематично. Существовала деревня, о которой говорила женщина, но она давно исчезла, и ее название было найдено в старых, церковных книгах, к которым эта женщина, доступа явно не имела. Но это исследование Рамстера было почти полностью проигнорировано научным сообществом. [2]

Американский ученый Пол Эдвардс в работах, посвященных этой теме, отмечает, что верование в наличие сущности, остающейся живой после физической смерти и получающей новое воплощение, конечно, комфортно, но содержит несколько важных расхождений. Основная «не состыковка» заключается в следующем: несмотря на множество исследований феномена реинкарнации и значительные успехи в этой области, нет четкого описания механизма, с помощью которого физические свойства и некоторые личностные качества переходят от одного человека к другому. Современная наука категорически отрицает возможность пребывания этих свойств вне физических форм между двумя материальными воплощениями.[3]

Проблемой продления человеческой жизни занимаются ученые многих стран, в России тоже проявляют интерес к этому феномену. Доктор философских наук Владимир Кириллович Шохин, комментируя статью французского индолога Мишеля Юлена «Идея переселения душ в XXI в., или Будущее одной иллюзии», акцентирует внимание на том, что: «в состоянии гипнотического транса люди склонны к припоминанию «своих» преимущественно эмблематических ролей в истории: опрошенные оказываются, как правило бывшими великими жрецами, тамплиерами, чудотворцами, весталками, друидами, инквизиторами, знатными куртизанками», жизни которых протекали в местах отмеченных религиозным или эзотерическим авторитетом. Другая группа «вспоминающих» обнаруживает смешанные рождения, точнее восстанавливает свои насильственные смерти, как в высоких, так и в скромных воплощениях, по большей части в Европе. Среди их воспоминаний очень мало таких, которые не соответствовали бы сведениям из учебников истории, словарей, энциклопедий».[4]

В России ученые из Наукограда Королев, бывшие сотрудники НПО «Энергия» Шишкин и Шацилло занимались вопросом перехождения души в другое тело. Ученые выдвинули гипотезу, что информация в течение нескольких секунд попадает в мозг еще не рожденного ребенка, а именно в плод, находящийся в животе у женщины, на пятом месяце беременности. Ученые настаивают: «если засечь время выхода информации из умирающего тела и время входа в не рожденный плод, то можно с большой долей вероятности говорить о том, что именно здесь и сейчас произошла реинкарнация».[5]

Но все же многие ученые, несмотря на многочисленные исследования, официально заявляют, что не имеется точного объяснения, которое доказывало бы существование такого феномена, как реинкарнация.

Читайте также

Список литературы

  1. Некрасов В. «Переселение душ, реинкарнация. Обзор тысячелетней истории.», сайт «Стихи.ру»
  2. Светлова К. «Факты доктора Стивенсона», журнал «Ступени». 2012. №18 сентябрь
  3. Мадорский Л. «Поговорим о жизни … после смерти – Реинкарнация», сайт «chuchotezvous.ru»
  4. Захарова А. «Подходящее тело для души», журнал «Вокруг света». 2008
  5. Карпицка Д. «Российские ученые открыли способ реинкарнации», газета "Московский комсомолец" №25619 от 16 апреля 2011

Цитировать

Иванова, Т.В. Реинкарнация / Т.В. Иванова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 135-139. — URL: https://novainfo.ru/article/4162 (дата обращения: 29.09.2022).

Поделиться