Система оплаты труда в структурных подразделениях ОАО «РЖД»

№40-1,

экономические науки

В данной статье рассмотрена система оплаты труда для монтеров дистанций пути, которые являются работниками структурных подразделений Горьковской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД». Проблема оплаты труда - одна из основных в современной экономике. Положительным результатом решения данной проблемы является повышение эффективности производства, рост благосостояния людей, а так же благоприятный социально-психологический климат в обществе. Одним из основных способов организации заработной платы в современной экономике является материальная заинтересованность работника в итогах его труда

Похожие материалы

Необходимо произвести расчет заработной платы работников предприятия, провести анализ эффективности системы оплаты труда.

Оплата труда представляет собой предусмотренное контрактом о найме денежное вознаграждение за соответствующую работу, которое устанавливается не ниже законодательно установленного минимума и регулируется коллективным договором[5].

Актуальность статьи весьма весома, поскольку для основной массы людей оплата труда является первоочередным источником дохода и от её размера зависит уровень жизни любого человек.

Цель данной работы - исследование методов оплаты труда на предприятиях ОАО «РЖД».

Для достижения цели:

  • рассмотрели структуру предприятия;
  • формы оплаты труда работникам, занятым текущим содержанием пути;
  • показатели премирования.

В состав Открытого Акционерного Общества Российские Железные Дороги входит огромное количество филиалов и дочерних предприятий, в том числе Центральная дирекция инфраструктуры.

Центральная дирекция инфраструктуры объединила в себе 16 структурных подразделений, а именно Восточно-Сибирскую, Горьковскую, Западно-Сибирскую, Южно-Уральскую, Свердловскую, Юго-Восточную, Забайкальскую, Восточно-Сибирскую, Приволжскую, Северную, Калининградскую, Северо-Кавказскую, Октябрьскую, Красноярскую, Московскую и Дальневосточную дирекции инфраструктуры.

В состав каждой дирекции в качестве органа управления входят службы, такие как автоматики и телемеханики (служба Ш), вагонного хозяйства (служба В), электрификации и электроснабжения (служба Э) и служба пути (служба П), а так же дирекция по ремонту машин (ДПМ).

Каждая служба имеет в своем оперативном подчинении структурные подразделения, называемые дистанциями.

Службы пути включает в себя наибольшее количество предприятий, называемых дистанциями пути (ПЧ). Их число достигает 31.

К примеру, в службу пути Горьковской дирекции инфраструктуры за исключением аппарата управления входят в состав 25 дистанций пути (ПЧ) и 1 дистанцию инженерных сооружений (ПЧ ИССО). Численность работников путевого комплекса составляет 10500 чел. Основная масса работников путевого хозяйства – это монтеры пути, которые выполняют работы по текущему содержанию пути -7540 чел.

В дистанциях пути Горьковской дирекции инфраструктуры оплата труда монтеров, занятых текущим содержанием пути осуществляется по повременно-премиальной системе. Тарифные разряды приведены в таблице №1.

Таблица №1 Тарифные разряды для работников, занятых текущим содержанием пути

№, п/п

Профессия

Тариф

1

мастер дорожный

212,56

2

монтер пути 4 разряда

80,34

3

монтер пути 5 разряда

90,12

4

монтер пути 3 разряда

69,29

5

Бригадир

98,20

В соответствии с данной системой рабочий сверх оплаты в соответствии с отработанным временем и тарифными ставками получает премию за обеспечение определенных количественных и качественных показателей. По каждому показателю в отдельности устанавливается размер премии в зависимости от ее значения. Монтеры пути в дистанциях пути премируются за выполнение производственных заданий и обеспечения качества выполненных работ.

Повременная оплата труда по тарифным ставкам для монтеров пути определяется как произведение часового тарифа на фактически отработанное время.

Z_{pl}=Z_{tar}\ast T_{otp},

где Ztar – часовой тариф в рублях;

Totr - количество отработанного времени в часах.

Согласно, Положения о текущем премировании работников дистанций пути Горьковской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, утвержденного от 28.10.2013г. № ГорькДИ-407р. Премирование работников дистанций пути за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности осуществляется в зависимости от выполнения условий и показателей премирования, сгруппированных по трем уровням:

I уровень – условия, определяющие право работника на начисление премии, отражающие степень безопасности движения поездов, условий и охраны труда, соблюдения правил пожарной безопасности (далее – условия премирования).

II уровень – показатели премирования, характеризующие результативность производственно-хозяйственной и экономической деятельности Горьковской дирекции инфраструктуры в целом.

III уровень – показатели премирования, характеризующие индивидуальной деятельности работника (группы работников), позволяющие оценить конечные результаты труда конкретного работника (группы работников), исходя из задач, поставленных перед Горьковской дирекцией инфраструктуры (далее – индивидуальные показатели).

Показатель премирования, зависящий от эксплуатационных особенностей участка, устанавливается для монтеров пути, занятых текущим содержанием и ремонтом пути.

Премия при ежемесячном выполнение в течение квартала ключевых показателей работы на протяжении квартала выплачивается монтерам пути с учетом выполнения всех показателей качественного содержания пути, базовый размер которой составляет 5000 руб. Ключевыми показателями являются:

а) отсутствие событий, связанных с нарушением безопасности движения поездов, и случаев производственного травматизма;

б) содержание пути с балловой оценкой «отлично» при условии выполнения плана по балльности (оценка технического состояния пути);

в) отсутствие километров с неудовлетворительной оценкой;

г) отсутствие неисправностей III, IV степени (к III степени относятся отступления, которые, при их не устранении после обнаружения, за период до очередной проверки пути путеизмерительным вагоном могут достичь величин, значительно ухудшающих плавность движения поездов и повышающих интенсивность накопления остаточных деформаций пути. При этом отдельные из них могут перерасти в отступления, требующие уменьшения установленных скоростей или закрытия движения поездов, к IV степени относятся отступления, вызывающие увеличение сил взаимодействия пути и подвижного состава до таких значений, которые при наличии неблагоприятных сочетаний с отступлениями в содержании и загрузке подвижного состава, нарушениях режима ведения поезда могут привести к сходу его с рельсов);

д) отсутствие задержек поездов;

е) отсутствие отказов 1,2 категории в системе «КАС АНТ» (инциденты, вызывающие нарушение графика движения поездов).

Размер выплаты премии определяется с помощью корректирующих коэффициентов (Таблица №2).

Таблица №2 Корректирующие коэффициенты, зависящие от пропущенного тоннажа, срока эксплуатации пути и протяженности главных путей

Корректирующие коэффициенты, зависящие от пропущенного тоннажа, срока эксплуатации пути и протяженности главных путей

Доля протяженности главных путей на закрепленном участке, %

Для участков пути, ремонтные схемы которых зависят от пропущенного тоннажа, млн. ткм. Брутто

Для участков пути, ремонтные схемы которых зависят от срока эксплуатации пути, лет

До 31

31-350

351-525

526-700

Более 700

До 3

3-10

10-20

Более 20

До 30

0,1

0,3

0,4

0,5

0,75

0,1

0,3

0,4

0,5

31-50

0,3

0,5

0,75

1,0

1,1

0,3

0,5

0,75

1,0

51-75

0,5

0,75

1,0

1,1

1,2

0,50

0,75

1,0

1,1

От 76 и выше

0,75

1,0

1,1

1,2

1,3

0,75

1,0

1,1

1,2

В целях стимулирования повышения профессионального мастерства монтерам пути, стабильно обеспечивающим высокое качество работ (выпускаемой продукции), освоившим выполнение работ по смежным операциям и профессиям, могут устанавливаться надбавки за профессиональное мастерство, дифференцированные по разрядам квалификации: III разряда в размере до 12%, IV разряда - до 16%, V разряда - до 20%, VI разряда и более высоких разрядов - до 24% тарифной ставки.

В случае допущения брака в работе или снижения качества производимой продукции и выполняемых работ указанные надбавки отменяются на основании документального подтверждения случаев брака или снижения качества работы.

Ведомость оплаты труда для монтера пути в дистанции пути представлена в таблице №3.

Таблица №3 Ведомость оплаты труда

Оклад

рабочих дней

Оплата по окладу

Больничный лист

Отпуск

Премия

Доплата

Мат.помощь

Итого начислено

Аванс

Профсоюзные взносы

Подоходный налог

Кредит

Пенсионный фонд ОАО

Итого удержано

На руки

дни

сумма

дни

Сумма

80,34

21

13 513,19

0

0,00

0

0,00

9.767,48

1.671,21

0,00

24.951,88

6.748,56

477,92

2.979,00

-138,96

1.175,70

24.951,88

13.714,45

Исходя из ведомости заработной платы для монтера пути 4 разряда, установленная часовая тарифная ставка для работника 80,34 руб., в соответствии с табелем учета рабочего времени отработано за отчетный период 168,2 час., на основании этих данных оплата по тарифу составила:

80,34 руб. х 168,2 час. = 13513,19 руб.

Исходя из ведомости заработной платы для монтера пути, установленная часовая тарифная ставка для работника составляет 80,34 руб., в соответствии с табелем учета рабочего времени отработано за отчетный период 168,2 час., на основании этих данных оплата по тарифу составила:

80,34 руб. х 168,2 час. = 13513,19 руб.

Премия работника за отчетный период составила 72,28 % от оплаты по тарифу:

13513,19 руб. х 72,28 % = 9767,48 руб.

Доплата работника начисляется за выполнение работ согласно приказа начальника дистанции пути «О присвоении второй профессии» и составила 12,37 % от оплаты по тарифу:

13513,19 руб. х 12,37 % = 1671,21 руб.

Исходя из всех произведенных выше расчетов, оплата труда работника за отчетный период составила:

13513,19 руб.+9767,48 руб.+1671,21 руб. = 24951,88 руб.

На основе анализа системы оплаты труда в дистанции пути можно сделать ряд выводов, что система оплаты труда, применяемая в структурных подразделениях ОАО «РЖД» ориентирована на материальную заинтересованность работников дистанций пути для увеличения эффективности производственно-хозяйственной деятельности, экономической эффективности, рациональном использовании трудовых и материальных ресурсов, повышение производительности труда и качества работы.

Список литературы

  1. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути МПС России. М.: Транспорт, 2001г.
  2. Экономика предприятия: Учебник -2-е изд., перераб. И доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.-416 с.
  3. Курс экономики: Учебник.- 3-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райсберга. - М.: НФРА-М, 2001.-716с.- (Серия «Высшее образование»)
  4. Планирование на предприятии: – М КноРус , 2007 год. Экономика: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. «Экономика»/ И.В. Липсиц.-3 изд., стер. - Москва: Омега — Л, 2007-656 с.
  5. Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учеб. - практич. пособие / Пашуто В.П.. - 2 изд. - М.: Юкорус, 2007.-317 с.
  6. Положения о текущем премировании работников дистанций пути Горьковской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, утвержденного от 28.10.2013г. № ГорькДИ-407р.
  7. Мазин А.Л. Экономика труда 2-ое издание: Москва, 2007 год