Проблема качества жизни стала в середине XX века предметом исследовательского интереса многих учёных, представителей разных научных дисциплин, задавшихся целью обобщения результатов трансформационных процессов радикально повлиявших на условия и качество жизни различных социальных групп населения.
Необходимость рассмотрения проблем качества жизни диктуется и тем обстоятельством, что динамичное развитие общества в значительной мере зависит от системы ценностей, лежащих в основе не только государства, хозяйствующих субъектов и общественных организаций, но, прежде всего, в основе повседневной жизни каждого человека.
Стремление к улучшению эффективности деятельности региональных органов власти и управления является одной из стратегических задач развития современного общества.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Нужно отметить, что сфера регионального управления призвана создавать условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса за счет имущества, находящегося в государственной собственности, средств государственного бюджета, имущественных прав государственных образований и учреждений в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы государственного значения. В связи с этим под эффективностью государственного управления можно понимать результат управления (точнее «вмешательства» в ключевые процессы), который предполагает изменение формы, свойств, характера условий, обеспечивающих формирование, наращивание и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение.
Приоритетной целью любого государства во многих сферах государственной и общественной жизни является решение неотложных социально-экономических проблем и, как следствие, повышение качества жизни граждан через создание условий для достойного труда и продуктивной занятости, улучшение здоровья населения, повышение реальных доходов.
Задача повышения качества жизни населения – это общегосударственная задача, решаемая только совместными усилиями всех уровней власти (федерального, регионального, муниципального).
С практической точки зрения каждый человек положительно оценивает качество своей жизни, если есть интересная работа, достойная зарплата, комфортное и удобное жилье, а также полноценная социальная инфраструктура окружающей среды проживания.
В настоящее время на федеральном уровне отсутствует утвержденная федеральная программа или концепция повышения качества жизни с четкой постановкой задач и критериями оценки эффективности реализации. На уровне субъектов РФ предпринимаются отдельные попытки и уже имеется опыт разработки и реализации региональных программ и концепций улучшения (повышения) качества жизни населения.
Для всех российских регионов, в которых проводятся исследования, с высокой степенью актуальности стоит вопрос об эффективности процессов социально-экономического управления, при этом стало очевидным, что комплексное развитие любого города прямо связано с повышением качества жизни его населения.
Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года определено, что стратегической целью является достижение для населения региона достойного качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно ориентированной экономической и социальной политики, развития наукоемких и конкурентоспособных производств с учетом геостратегических приоритетов на юго-западе Российской Федерации.
По результатам независимого рейтинга систем образования субъектов Российской Федерации, образование Белгородской области входит в десятку лучших среди регионов России.
Среди основных направлений совершенствования деятельности региональных органов власти по улучшению качества жизни населения, выделим следующие:
- Совершенствование процесса предоставления государственных и муниципальных услуг;
- Функционирование системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения;
- Создание условий для эффективного заинтересованного диалога и взаимодействия между властью и общественностью;
- Обеспечение доступа в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти РФ;
- Совершенствование и развитие института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов;
- Разработка новых механизмов формирования общественных советов при органах государственной власти РФ.
Действующая в Белгородской области система управления процессами улучшения качества жизни населения направлена преимущественно на социальную самореализацию городских жителей.
Для повышения качества жизни населения субъектов РФ, на наш взгляд, необходимо:
- Изучить и обобщить:
- зарубежный опыт в области разработки социальных стандартов качества и уровня жизни и социальной защиты населения, государственной социальной стандартизации;
- отечественный опыт регионов, обладающих наилучшими достижениями по определенным направлениям повышения качества жизни населения, использовать полученные результаты при решении проблем в социально-экономическом развитии субъекта РФ.
- Принять региональный закон о разработке стандартов уровня и качества жизни населения в России.
- Разработать комплексную, научно обоснованную долгосрочную региональную концепцию устойчивого повышения качества жизни граждан РФ.
- Утвердить единую систему индексов - параметров, по которым должна осуществляться оценка и планирование качества жизни населения.
- Организовать общественно-научный экспертный совет по вопросам качества жизни населения Белгородской области (состоящий из специалистов в области управления качеством жизни).
- Усилить работу органов государственного регулирования по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест, поощрению работодателей к выполнению социальных обязательств перед нанимаемыми работниками.
- Постоянно повышать качество подготовки специалистов, осуществляющих процесс предоставления госуслуг населению.
- Организовать горячие линии по возникающим у населения вопросам (образование, здравоохранение, ЖКХ и т.д.).
Качество жизни - это целостная характеристика уровня развития и удовлетворения потребностей людей, соотнесенных с социальными стандартами и ресурсными возможностями общества. В ходе рыночных реформ, с ростом экономической и политической самостоятельности, разграничением полномочий федерального, регионального и муниципального уровней власти усилилась дифференциация социально-экономического положения регионов РФ.
Следовательно, программа улучшения качества жизни должна иметь адресный характер, разрабатываться и реализовываться с учетом дифференциации потребностей людей.