Концепт «Человека страдающего» в социальной работе

NovaInfo 40, с.226-229, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 3

Аннотация

В статье анализируются социально-философские аспекты феномена человека страдающего. Тема страдания представлена через сопоставление с понятиями "человек нуждающийся" и "человек помогающий", которые составляют философскую основу теории социальной работы.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СОЦИОЛОГИЯ СТРАДАНИЯ, ЧЕЛОВЕК ПОМОГАЮЩИЙ, ЧЕЛОВЕК НУЖДАЮЩИЙСЯ, ЧЕЛОВЕК ТЕРПЕЛИВЫЙ, ЧЕЛОВЕК СТРАДАЮЩИЙ

Текст научной работы

На сегодняшний день актуальным видится обращение ученых к проблеме страдания человека. В науке даже появился термин «социология страдания». Это достаточно узкоспециализированное направление, интерес к которому возникает, в первую очередь, в русле психологических, социологических, философских исследований.

В социальном аспекте страдание представляет собой результат отчуждения, непризнанности другими. Страдание – мучительные переживания физической или душевной боли, тревоги, неуверенности и беспокойства, тоски, смятения или угнетенного состояния духа, присущие человеческому бытию.

В чем смысл страдания? Какова его природа? Как преодолеть страдание? Как оказать помощь страдающему человеку?

Фундаментальный вопрос философии: «В чем смысл человеческого страдания?» является основополагающим и для теории социальной работы.

Социальная работа использует философские, социальные, психологические модели видения человека, что позволяет выстраивать технологию деятельности по решению конкретной проблемы. Специфика философского понимания человека страдающего с позиций социальной работы раскрывается в контексте двух моделей - «человек-нуждающийся» и «человек-помогающий».

С одной стороны, человек выступает как субъект, который не может самостоятельно решить жизненные проблемы, осуществить поступок, найти способ изменения ситуации. Такого человека в социальной работе мы определяем как человека страдающего - клиента социальной работы. С другой имеет место наличие другого субъекта — «человека-помогающего», чьи действия и поступки направлены на разрешение трудной жизненной ситуации клиента.

Для социальной работы характерны следующие структурные сценарии, где в полной мере раскрывается «человек-нуждающийся»: конфессиональный, социальный, медицинский, социально-психологический. В данных структурных сценариях нашли отражения традиционные, радикальные, марксистские, интеракциональные подходы к «человеку-нуждающемуся».

Для каждого сценария характерна определенная система осмысления «человека-нуждающегося», феноменология процессов, базовые понятия, система описания и формы предметного языка.

Для конфессионального структурного сценария доминирующими являются следующие базовые понятия: спасение, милосердие, призрение; социальный сценарий - справедливость, страхование, бедность, пауперизм (явление массовой бедности); медицинский сценарий - дезадаптация, девиация, лечение, диагноз, помощь, вмешательство;

Специалистам, которым в силу специфики профессиональной деятельности приходится иметь дело с людскими страданиями и проблемами, важно не «выгореть» в профессии, не стать черствым и безразличным к чужому горю, что нередко встречается в практике специалистов помогающих сфер.

Для социальной работы стало традицией рассматривать проблематику клиента на фоне общественных и социально-экономических проблем. В указанных же случаях проблемы, стоящие перед клиентом, выходят за рамки его существования в общности, будучи связаны с вопросами его существования как социобиологической формы жизни. В этом отношении как проблематика, так и формы помощи носят не локальный социо-экономический или социо-психологический, а макроэкологический подход, где предметная рефлексия строится применительно к жизненному сценарию личности. Вот почему жизненный сценарий становится базовым понятием социальной работы при таких подходах к теории и практике помощи и изменяет модус предметной рефлексии [1, с. 74-76].

В философской парадигме более уместно употребление понятия «человек страдающий», а сточки зрения социальной работы – «человек-нуждающийся».

Важнейшей специфической ценностью профессиональной социальной работы является ее гуманистический смысл. Социальная работа, даже если рассматривать ее исключительно с точки зрения наиболее очевидного содержания как помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, которую он не в состоянии преодолеть самостоятельно, предстает как деятельность, исполненная гуманистического смысла. Однако очевидно, что помощь человека человеку может иметь и иные смыслы. Например, можно оказывать помощь, рассчитывая что-либо получить взамен; в целях рекламы; в расчете на положительное общественное (или групповое) мнение; с целью быть принятым в определенную социальную группу; желая «замолить грехи»; с целью почувствовать зависимость от себя и своих действий; удовлетворить властные амбиции; реализовать самого себя посредством оказания помощи другому; обеспечить свое карьерное благополучие и продвижение и т.д. Видно, что в этих перечисленных случаях помощь человеку да и сам человек, нуждающийся в помощи, являются лишь средством, с помощью которого помогающий добивается определенной, важной для него цели и реализации иного смысла, лишь случайно приобретающего форму заботы о человеке. В итоге деятельности, предпринимаемой с подобными целями, одним из результатов будет человек, получивший помощь, но этот результат будет не главным, в то время как социальная работа рассматривает преодоление человеком трудной жизненной ситуации, его возвращение к нормальному социальному функционированию как важнейшую цель деятельности. Таким образом, при внешней схожести смысл деятельности будет различным: в одном случае – корыстным, в другом – гуманистическим. (Медведева Г.П.)

Помимо человека страдающего человек разумный предстаёт в следующих ипостасях:

  • homo faber - человек созидающий, который видит смысл своей жизни в труде;
  • homo amans - человек любящий, который раскрывает смысл жизни в любви.

Человек созидающий оперирует двумя категориями – «успех» и «неудача», между которыми существует собственно жизнь, нацеленная на достижение цели.

Человек страдающий, напротив, существует в категориях «внутренняя гармония» и «отчаяние».

В научных исследованиях можно также встретить анализ феномена homo patiens через категории «терпение», «ненасилие», «самоограничение». Одним их показателей здорового общества является высокий индекс терпения, который рассматривается как обобщенная характеристика состояния массового сознания. Чем выше индекс терпения, те благоприятнее социальные условия и психологическая обстановка в обществе [2, с. 119-120].

По существу, способность переносить страдания и принимать страдания других людей зависит от внутреннего настроя и степени социальной зрелости личности. Феномен зрелости человека – стержневая проблема акмеологии. Проблема зрелости рассматривается на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Ответственность – то, что отличает социально незрелую личность от обычного человека.

Читайте также

Список литературы

  1. Фирсов М.В., Студенова Е.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001.- 432с.
  2. Щавель С.А. Феномен homo patiens – человек терпеливый: социологический анализ// Социология.- 2012- №2. – С. 108-122

Цитировать

Макеева, Т.В. Концепт «Человека страдающего» в социальной работе / Т.В. Макеева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 226-229. — URL: https://novainfo.ru/article/4172 (дата обращения: 11.06.2023).

Поделиться