Специфика понимания человека в социальной педагогике и социальной работе представляет особый научно-практический интерес. Для данных областей познания характерно понимание человека в дихотомическом противопоставлении: «человек, уязвимый для угроз» - «человек - «продукт» социальных угроз». Данное противопоставление осуществляется на основе общеметодологического принципа «личности в ситуации». «Человек в социально-педагогическом познании осмысляется с позиций реальных и потенциальных угроз, которые могут осложнить или сделать невозможным процесс личностного развития. При этом человек рассматривается в контексте условий и ситуаций, которые необходимы и достаточны для его включения в процесс личностного развития и самопознания. Человек в социальной работе осмысляется как «продукт» социальных угроз, вызовов и обстоятельств. В контексте ситуации человек в социальной работе осмысляется как субъект, имеющий мотивы и потребности к сопротивлению, изменению, конструированию социальных отношений, либо не имеющий таких потребностей и возможностей. Человек в социальной работе предстает как сформировавшийся субъект своего развития и самопознания» [4; 16].
Фирсов М.В. рассматривает парадигмы социальной работы и социальной педагогики с позиций трансверсального подхода и отмечает, что «особенность познания социальной работы и социальной педагогики связана с такими свойствами отражения, которые применительно к данным парадигмам определяются как «отражение после отражения». «Дуальность в этой связи выступает как единица анализа и способ отражения реальности, позволяющая выйти на атрибутивные свойства социальной работы и социальной педагогики как познающих парадигм. Таким образом, дихотомические противопоставления социальной педагогики и социальной работы возможны не только на основе познавательных и практических парадигм. Дихотомическое противопоставление возможно на уровне атрибутивных категорий, которые могут выступать единицами анализа. В частности, такими единицами анализа, применительно к нашей проблеме выступают:
- конвергенция и дивергенция познавательных и практических матриц социальной работы и социальной педагогики;
- субординация и субституция в социальной работе и социальной педагогике…» [4; 16].
Следует иметь в виду, что люди, нуждающиеся в социальной помощи, довольно часто воспринимают себя в качестве жертв социальной ситуации. Мудрик А.В. выделил целое направление в социальной педагогике -социально-педагогическую виктимологию, определив её как отрасль знания, входящую составной частью в социальную педагогику, изучающую различные категории людей – реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Он определил два основных направления развития данной отрасли: изучение особенностей социального развития людей с некоторыми физическими, психическими, социальными и личностными отклонениями; разработка общих и специальных принципов, целей, содержания, форм и методов профилактики, компенсации и коррекции тех обстоятельств, благодаря которым человек становится жертвой социализации [3, 21].
Генезис становления социальной работы как теории и практики имеет иную логику становления процесса по сравнению с социальной педагогикой. Исторически социальная работа как область познания и практики формировалась в направлении расширения групп клиентов. При этом клиенты независимо от их существенных отличительных характеристик осмыслялись в тот или иной исторический отрезок времени как социально ущербные индивиды. Механизмы социальной интеграции данных объектов в общество в историческом процессе развивались через следующие фазы развития: от институционализации (помещение в институты помощи) к деинституционализации (помощь вне институтов). Причем этот процесс характерен практически для любого клиента в исторической практике социальной работы, будь то пожилой человек, вдова, профессиональный нищий, человек с особыми нуждами и т. д. На каждом историческом этапе происходило осмысление «человека нуждающегося» и «человека страдающего» и его осмысление зависело от доминирующей идеологемы помощи в общественном познании.
Социальная работа использует философские, социальные, психологические модели видения человека, что позволяет выстраивать технологию деятельности по решению конкретной проблемы. Специфика философского понимания человека страдающего с позиций социальной работы раскрывается в контексте двух моделей - «человек-нуждающийся» и «человек-помогающий».
С одной стороны, человек выступает как субъект, который не может самостоятельно решить жизненные проблемы, осуществить поступок, найти способ изменения ситуации. Такого человека в социальной работе мы определяем как человека страдающего - клиента социальной работы. С другой, имеет место наличие другого субъекта - «человека-помогающего», чьи действия и поступки направлены на разрешение трудной жизненной ситуации клиента.
Для социальной работы характерны следующие структурные сценарии, где в полной мере раскрывается «человек-нуждающийся»: конфессиональный, социальный, медицинский, социально-психологический. В данных структурных сценариях нашли отражения традиционные, радикальные, марксистские, интеракциональные подходы к «человеку-нуждающемуся».
Для каждого сценария характерна определенная система осмысления «человека-нуждающегося», феноменология процессов, базовые понятия, система описания и формы предметного языка.
Для конфессионального структурного сценария доминирующими являются следующие базовые понятия: спасение, милосердие, призрение; социальный сценарий - справедливость, страхование, бедность, пауперизм (явление массовой бедности); медицинский сценарий - дезадаптация, девиация, лечение, диагноз, помощь, вмешательство; социально-психологический сценарий - субъект-социетальный, полиструктурный субъект, отношения, интервенция, субъект в ситуации, процесс, оценка.
Специалистам, которым в силу специфики профессиональной деятельности приходится иметь дело с людскими страданиями и проблемами, важно не «выгореть» в профессии, не стать черствым и безразличным к чужому горю, что нередко встречается в практике специалистов помогающих сфер.
Для социальной работы стало традицией рассматривать проблематику клиента на фоне общественных и социально-экономических проблем. В указанных же случаях проблемы, стоящие перед клиентом, выходят за рамки его существования в общности, будучи связаны с вопросами его существования как социобиологической формы жизни. В этом отношении как проблематика, так и формы помощи носят не локальный социо-экономический или социо-психологический, а макроэкологический характер, где предметная рефлексия строится применительно к жизненному сценарию личности. Вот почему жизненный сценарий становится базовым понятием социальной работы при таких подходах к теории и практике помощи и изменяет модус предметной рефлексии.
В философской парадигме более уместно употребление понятия «человек страдающий», а с точки зрения социальной работы – «человек-нуждающийся».
Важнейшей специфической ценностью профессиональной социальной работы является ее гуманистический смысл. Социальная работа, даже если рассматривать ее исключительно с точки зрения наиболее очевидного содержания как помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, которую он не в состоянии преодолеть самостоятельно, предстает как деятельность, исполненная гуманистического смысла. Однако очевидно, что помощь человека человеку может иметь и иные смыслы. Например, можно оказывать помощь, рассчитывая что-либо получить взамен; в целях рекламы; в расчете на положительное общественное (или групповое) мнение; с целью быть принятым в определенную социальную группу; желая «замолить грехи»; с целью почувствовать зависимость от себя и своих действий; удовлетворить властные амбиции; реализовать самого себя посредством оказания помощи другому; обеспечить свое карьерное благополучие и продвижение и т.д. Видно, что в этих перечисленных случаях помощь человеку да и сам человек, нуждающийся в помощи, являются лишь средством, с помощью которого помогающий добивается определенной, важной для него цели и реализации иного смысла, лишь случайно приобретающего форму заботы о человеке. В итоге деятельности, предпринимаемой с подобными целями, одним из результатов будет человек, получивший помощь, но этот результат будет не главным, в то время как социальная работа рассматривает преодоление человеком трудной жизненной ситуации, его возвращение к нормальному социальному функционированию как важнейшую цель деятельности. Таким образом, при внешней схожести смысл деятельности будет различным: в одном случае – корыстным, в другом – гуманистическим. (Медведева Г.П.)
Таким образом, феномен человека в социальной педагогике и социальной работе осмысливается с точки зрения жизненных трудностей и способов оказания помощи в решении проблем.