Дихотомия социальной ответственности интеллигенции: социокультурный анализ

№60-1,

педагогические науки

В статье анализируется современный социокультурный исторический контекст, в который вовлечены все категории населения, в том числе интеллигенция, как особый класс, «прослойка» общества, обладающая развитым интеллектом и владеющая им как инструментом. На основе примеров из литературы, истории и современности осуществлен анализ и сделана оценка роли интеллигенции в культурно-историческом процессе. Приведено понятие дихотомия, как раздвоенность сознания и поведения современной интеллигенции, подверженной влиянию внешних факторов. Делается особый акцент на значимости данной социальной группы и ее особой роли в формировании гуманизма, способствующего дальнейшему прогрессу всего человечества.

Похожие материалы

Ощущение включенности в социальные отношения приходит к индивиду не сразу, а только в момент осознания им своей социальной роли и собственной значимости в пределах обозримого социального окружения. Нет нужды говорить о том, что социальная среда формирует социальное сознание и наделяет индивида социальными ролями. Так в зависимости от социального окружения ребенка и социального воспитания, которому он подвергается с момента своего рождения, в его сознании закладываются основания ощущения себя в социальном пространстве.

Социальная психология и возрастная педагогика изобилуют примерами того, как меняется отношение личности к обществу с течением времени, в основе которого лежит самоанализ, самоощущение своего поведения и дальнейший пересмотр своих отношений с окружающими. Очень часто, попадая в иную среду, человек изменяет своим принципам, изменяет свое поведение относительно референтной группы и ценностей, которые значимы для данной группы.

Социальная ответственность личности формируется в ходе социального взаимодействия и принятия на себя особых социальных ролей. Так социальный статус менеджера производственного коллектива в совокупности с ролями, которые исполняются им в обществе, накладывает определенную долю формальной ответственности за производство, за самочувствие коллектива, за успех предприятия. В этом случае формальная роль лидера и руководителя обрастает содержанием личной ответственности, предопределяя долю его ответственности как члена экономического общества по его формальным признакам, которые мы называем обязанности.

Но что происходит с теми структурами личностного самосознания, которые не имеют формальных регламентируемых признаков? Например, как можно оценить личную ответственность каждого члена общества за духовные аспекты его жизнедеятельности. Здесь нет обязанностей и обязательств, регламентируемых правилами, прописанными в специальных указателях. Люди живут по неписанным законам, которые принято называть моралью.

Интеллигенция, как особый социальный слой, а в марксистско-ленинской теории классов ее называли «прослойка», обладает знаниями, которыми владеет как инструментом, что и составляет ее основное отличие от остальных классов в системе государственного производства. Интеллект является основным средством труда, а продуктом интеллектуального труда становятся идеи, теории, взгляды.

Обладая рациональным мышлением, развитым интеллектом и имея цель, интеллигент способен произвести своим умом настоящие революции. Ярким историческим примером революционного сознания является образ В.И. Ульянова-Ленина, который сумел в короткие сроки перевернуть многовековые взгляды на государственное устройство миллионов людей - не только обездоленных крестьян, рабочих, солдат и батраков, но и огромного числа представителей умственного труда, интеллигентов, и даже большого числа так называемых «мироедов» - капиталистов.

Социальная ответственность индивидов, которые по своей природе обладают большими способностями, осуществляют собственную личностную реализацию через изменение общественного сознания, через поворот научно-технического прогресса и через формирование новой идеологической парадигмы, состоит в принятии на себя качеств лидера, которые предопределяют построение дальнейших взаимоотношений с обществом. Писатели, политики, ученые, которые смогли реализовать в социум свои идеи и тем самым способствовали его изменению или ускорили его развитие, должны обладать высоко развитой ответственностью за свои мысли и идеи, послужившие поворотным пунктом развития общества.

Великий миротворец Л.Н.Толстой в своем размышлении о войне и мире, о причинах и следствии сказал: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы. Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка».[6; Т. III, ч. 1]

Лев Николаевич размышляя о мировых проблемах, стал стыдиться своего дворянского происхождения и в особенности, тех привилегий, которые доставались дворянам в наследство, практически ими незаслуженно. О роли и социальном назначении великих людей и дворян он рассуждает в контексте описания военных действий: «Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. ... Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. ... Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. ... Один из докторов ... вышел из палатки. ... Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.- Ну, сейчас, - сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку. В толпе ожидавших раненых поднялся ропот. - Видно, и на том свете господам одним жить». [6; Т. III, ч. 2]

Испытывая глубокий стыд за поступки богатых и состоятельных людей, покидавших в преддверии наступления Наполеона Бонопарта Москву, он пишет: «Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.» [6; Т. III, ч. 3]

Социальная ответственность Л.Н.Толстого за совершенные и не совершенные им поступки состоит в принятии на себя впоследствии личного искупления своих и не своих поступков.

Тема социальной ответственности интеллигенции продолжается в наше время. Личность Андрея Сахарова для современников стала образцом чести и достоинства, смелости в отстаивании интересов общества, необходимых для государства перемен. «Мы возмущены и сожалеем, что академик А. Д. Сахаров встал на путь, который наносит ущерб нашему государству, делу социализма, кровным интересам всего человечества – делу мира. Мы ожидаем, что академик А. Д. Сахаров пересмотрит свою позицию» - такое письмо было подписано 18 членами академии наук одной из союзных республик.. [2; Т.2]

Сахаров мог бы уехать за границу и жить там, как жили сотни и тысячи других русских, которых время и исторические реалии вынудили покинуть свое государство. Но он с достоинством выдержал гонения, ссылку, обличительные публикации, когда жизнь уже казалось, стала беспросветной от алчущих его бесчестия людей.

В одном из писем того тяжелого периода говорилось: «Мы уверены в том, что все советские учителя, научные работники педагогического фронта разделяют наше возмущение поведением Сахарова. Это поведение человека, который потерял чувство ответственности (подчеркнуто мной: Е.М.) перед своим народом, давшим ему образование и предоставившим все возможности для научного творчества. Сахаров своими заявлениями порочит честь и достоинство советского ученого, роднит себя с реакционерами и поборниками войны и утрачивает всякую связь с советским народом и своей Родиной…».[2; Т.2] И далее следуют 23 подписи известных в педагогике и психологии ученых.

Самую романтичную историю, повествующую нам о том, что собою представляет социальная ответственность, мы находим у Антуана де Сент-Экзюпери в «Маленьком принце»: «Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

  • Пожалуйста... приручи меня!
  • Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
  • Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. – У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!» и еще: «- Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
  • Я в ответе за мою розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.» [1; 33]

Наверное, жизнь майора Экзюпери – Капитана птиц, как прозвали его жители пустыни, вряд ли может послужить нам примером социальной ответственности, разве что в пределах собственно его обозримого пространства, зато он написал такую светлую повесть, которая являет собой пример самоотверженности крошечного существа с неведомой планеты – Маленького принца, понявшего, что есть ответственность к тем, кто в тебя верит.

Современные социальные отношения, практика социализации подрастающего поколения в изобилии преподносит нам примеры безответственного поведения молодежи. В качестве примера такого обобщенного описания взглядов современной молодежи на социальные отношения возьмем нашумевшую книгу Сергея Минаева «Духless: или повесть о ненастоящем человеке», вышедшей в 2005 году и ставшей бестселлером. Роман Минаева С. посвящается поколению, рожденному в семидесятых. Это годы стабильности, больших надежд, социальных перспектив. Книга о поколении «..чей старт был так ярок и чья жизнь была так бездарно растрачена» [3].

На он-лайн странице обсуждения книги С. Минаева есть некоторые высказывания читателей и ответы автора на них. Например, «Какова, на Ваш взгляд, главная задача писателя? Понимаете ли Вы ответственность взявшегося опубликовать свои наблюдения? Станут ли люди лучше, прочитав Вашу книгу?» Сергей Минаев отвечает, что понимает свою ответственность перед целым поколением читателей за то, что показал не самые лучшие из их качеств, и что «Главная задача писателя - это оставлять для истории точную картину современности» [5].

Социальная ответственность интеллигенции в бурных треволнениях сегодняшнего дня, как ангажемент будущему, может быть выражена высказыванием Мэрил Стрип, которые она произнесла на недавней церемонии вручения кинопремии «Золотой глобус»: «Работа актера — примерять на себя жизнь людей, отличных от нас, и показывать вам, каково это... ..Однажды я стояла на съемочной площадке и жаловалась на что-то. Томми Ли Джонс тогда спросил меня: «Мэрил, просто быть актером — большая честь, не правда ли?». Это правда. И нам надо напоминать друг другу о чести и ответственности эмпатии». [4]

Дихотомия, или разделение сознания современной интеллигенции в оценке происходящего, социальных и политическим перемен, оценке роли отдельных политиков, оценке своей роли в этих процессах, предопределяет глубокое разделение по ту и по эту стороны, делением на «своих» и «чужих», на тех, кто с нами, и тех, кто против нас.

Особенно остро эти вопросы сегодня поднимаются в прессе, на пике популярности тех или иных процессов в международной политике. И каждому нужно персонально определится со своим моральным водоразделом между тем, что может быть присуще гуманной сущности человека и тем, что неприемлемо. Основным мерилом человечности в нашем непростом, крайне запутанном мире сегодня может служить жизнь. Социальная ответственность писателя, политика, ученого или актера тем более высока, чем чаще в его высказываниях звучат призывы к миру, к гуманности и созиданию. Сознание современного интеллигента преступно, если в нем нет места человечности.

Список литературы

  1. Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей. Маленький принц. Фрунзе, 1982.
  2. Воспоминания: в 2 т. /А. Д. Сахаров ; [ред.-сост. Е. Холмогорова, Ю. Шиханович ; худож. В. Те]. – М. : Права человека, 1996.
  3. Минаев С. Духless: Повесть о ненастоящем человеке. М., Изд. АСТ, 2006. С. 352.
  4. «Насилие порождает насилие». Речь Мерил Стрип о Дональде Трампе на «Золотом глобусе»// https://tvrain.ru/teleshow/here_and_now/meryl_streep-425001 (дата обращения 21.02.17).
  5. Тайны романа Духless //https://www.dni.ru/culture/2006/7/13/86892.html (дата обращения 21.02.17)
  6. Толстой Л.Н. Война и мир, том III.