«В продаже есть только два вида домов: те, которые нам не подходят, и те, которые нам не по средствам».
Неизвестный автор.
Действительно, квартирный вопрос и в нашей стране стоит крайне остро. Очевидно, что отсутствие собственного жилья со всеми коммунальными удобствами приводит к снижению уровня рождаемости, неспособности к нормальной жизнедеятельности человека, ухудшению здоровья, моральному упадку, и конечно, отражается на общем финансовом состоянии семьи.
Один из критериев оценки уровня жизни — благосостояние населения. На сегодняшний день одним из интересных объектов исследований является рынок недвижимости. Он постоянно находится в движении. Причем в основном в сторону росту. Цены на рынке недвижимости складываются под воздействием множества факторов, которые в разных сегментах рынка и в разных регионах не однозначны [4].
Стоимость жилья в Республике Башкортостан варьирует в зависимости от многих условий. В нашем регионе, как и по всей стране, в крупных городах, особенно в столице г. Уфа, цены гораздо выше, чем в отдаленных районах [4,5,6,7].
Наличие собственного жилья, безусловно, является опорой для любого человека, есть ощущение стабильности в плане будущего своих детей и т.д. Но не каждый может себе позволить приобрести такую ценность, так как требует не малых денежных вложений.
Как быть в такой ситуации? Кто-то обращается за помощью к своим родителям, другие начинают копить сбережения для того, чтобы через пару лет приобрести готовое жилье, третьих устраивает съем квартиры на протяжении всей жизни, а так же огромное количество тех, кто берет жилье в ипотеку и им приходится зарабатывать собственными силами.
А есть категории граждан, которым положено жилье от государства. Осуществляется в строгом порядке очередности и касается только тех, кто остро нуждается в данном получении, а так же в улучшении жилищных условий. Т.е. к ним относятся те, кто потерял жилье в случае стихийного бедствия; проживающие в аварийном жилье; сироты; инвалиды; герои Советского Союза, России, Труда; служащие полиции и таможенной службы; женщины «Матери-героини» и многие другие [1].
Основной целью статистического анализа предоставления жилья и улучшения жилищных условий является выявление закономерностей количества таких семей (включая одиноких) во времени. Это достигается посредством построения и анализа статистических рядов динамики.
В ходе исследования было проанализировано количество семей (включая одиноких) получивших жилье и улучшивших жилищные условия за 2006-2014 гг, подсчитаны показатели соответствующего ряда динамики.

Средний абсолютный прирост числа семей (включая одиноких), получивших жилье и улучшивших жилищные условия характеризует, что данный показатель снижается в среднем ежегодно на 0,125 тыс.чел. Коэффициент роста определяется как отношение числа семей к предыдущему или базисному году. Средний коэффициент роста рассчитывается по формуле средней геометрической из показателей коэффициентов роста за отдельные периоды, и он составил 99,9%, следовательно, средний темп прироста снизился на 0,1%. Это говорит о том, что ежегодное снижение составляет 0,1%.
Для дальнейшего исследования было проделано выравнивание рядов динамики методом укрупнения периодов, методом скользящей средней, по среднему абсолютному приросту и среднему коэффициенту роста и выравнивание аналитическим методом по уравнению прямой.
Годы | Число семей (включая одиноких),получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, тыс.чел | По 3-х летиям | ||
Периоды | Сумма | Средние | ||
2006 | 139 | - | - | - |
2007 | 140 | 2006-2008 | 423,0 | 141,0 |
2008 | 144 | - | - | - |
2009 | 147 | - | - | - |
2010 | 244 | 2009-2011 | 572,0 | 190,7 |
2011 | 181 | - | - | - |
2012 | 186 | - | - | - |
2013 | 153 | 2012-2014 | 477,0 | 159,0 |
2014 | 138 | - | - | - |

Метод укрупнения периодов за 2006 — 2014 годы показал изменение числа семей в России, которым государство оказывало поддержку в плане жилья: наблюдается резкий рост к 2010 году, затем спад.
Годы | Число семей (включая одиноких), получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, тыс.чел | По скользящим 3-х летиям | ||
Периоды | Сумма | Средние | ||
2003 | 139 | - | - | |
2004 | 140 | 2006-2008 | 423,0 | 141,0 |
2005 | 144 | 2007-2009 | 431,0 | 143,7 |
2006 | 147 | 2008-2010 | 535,0 | 178,3 |
2007 | 244 | 2009-2011 | 572,0 | 190,7 |
2008 | 181 | 2010-2012 | 611,0 | 203,7 |
2009 | 186 | 2011-2013 | 520,0 | 173,3 |
2010 | 153 | 2012-2014 | 477,0 | 159,0 |
2011 | 138 | - | - | - |

Метод скользящей средней показал тенденцию к снижению количества семей, получивших поддержку со стороны государства в период с 2006 по 2014 год, за исключением 2010 года, когда наблюдается рост числа таких семей.
Годы | Число семей (включая одиноких),получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, тыс.чел Yi | Порядковый номер года t | Yt=139-0,125*(t-1) | Yt = 139*0,999(t-1) |
2006 | 139 | 1 | 139 | 139,0 |
2007 | 140 | 2 | 138,9 | 138,9 |
2008 | 144 | 3 | 138,7 | 138,7 |
2009 | 147 | 4 | 138,6 | 138,6 |
2010 | 244 | 5 | 138,5 | 138,5 |
2011 | 181 | 6 | 138,4 | 138,4 |
2012 | 186 | 7 | 138,3 | 138,3 |
2013 | 153 | 8 | 138,1 | 138,1 |
2014 | 138 | 9 | 138 | 138,0 |

Таблица 3 и рисунок 4 показывают, что методом выравнивания ряда динамики по среднему абсолютному приросту с 2006 по 2014 годы выявлена тенденция снижения количества семей, получивших гос.поддержку, за исключением 2010 года, ежегодно в среднем на 0,125 тыс.чел.
Методом выравнивания ряда динамики по среднему коэффициенту роста за исследуемый период выявлена тенденция того, что количество семей остается приблизительно на одном и том же уровне из года в год.
Таким образом, используя все выше представленные методы выравнивания, видно, что число семей (включая одиноких), получивших жилье и улучшивших жилищные условия сокращается. Следует отметить, что в 2010 году показатель был высоким, на достаточном высоком уровне он находился в 2011 и 2012 гг. Этому, очевидно, способствовали финансовые условия государства. В будущем будем надеяться на рост количества семей, которые смогут получить квартиру и улучшить жилищные условия.