Воспитание в патронатных семьях

№40-1,

социологические науки

Патронажное воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Похожие материалы

Среди общественных ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в жизни это не всегда и не всеми осознается в достаточной степени. Психологический микроклимат семьи играет большую роль в воспитании детей и отражает, прежде всего, нравственный, этический и эстетический характер семейных отношений. Патронажное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).

Патронажное воспитание означает как родительскую любовь, так и профессиональную работу. У патронатного воспитателя две роли: и родительская и профессиональная. Ребенок живет в патронатной семье и расценивает ее как свою. В то же время заключается трудовой договор. Это первая в России форма надомной работы по воспитанию ребенка, лишенного семьи. При этом имеется и служба, оказывающая семье разнообразную помощь - семья не останется наедине с проблемами. Необходимо отметить, что патронажное воспитание существует только при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату. Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.

Патронатное воспитание это в первую очередь - форма устройства детей в семью. Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями (если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем. Т.е. патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей. Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям. Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи, и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.

Орган опеки может задействовать специалистов профессиональных служб своего уполномоченного учреждения как на этапе выявления и оценки неблагополучия в семье, так и при работе с этой семьей с целью ее реабилитации, а затем, на этапах временного изъятия и устройства ребенка или при необходимости его постоянного устройства в семью. В системе патронатного воспитания особое место занимает контроль (мониторинг) здоровья и развития детей. В связи с тем, что ребенок, изъятый из семьи и помещенный в детский дом, через какое-то время передается на воспитание в патронатную семью, контроль за его здоровьем и определение наиболее эффективных форм развития, как физического, так умственного и эмоционального, приобретает первостепенное значение.

Для ребенка, оставшегося без родителей и приходящего в новую семью, патронатное воспитание это:

  1. Возможность для любого ребенка, независимо от статуса, возраста и сроков пребывания, расти в любящей семье, а не в детском доме. Многие дети годами сидят в детских домах, только потому, что у них формально есть родители, которые по существу не могут их воспитывать. При патронатном воспитании возможно помещение в семью ребенка без установленного статуса. Бывают ситуации, когда ребенок изымается из кровной семьи на короткое время, для оказания помощи его родителям, или его мама попадает в больницу. В подобных случаях ребенок также может быть помещен в патронатную семью, и пожить «в гостях», а не в казенном доме, что спасает его от тяжелой психологической травмы. Таким образом, на патронатное воспитание можно поместить любого ребенка - от нуля до 18 лет, как с установленным статусом, так и пока он еще не закреплен. Усыновляют в основном младенцев, т.к. не знают, боятся. Здесь предоставляется помощь.
  2. Возможность для ребенка иметь социальные гарантии. Как и выпускники детского дома, воспитанники патронатных семей имеют право на жилплощадь, льготы на медицинское обслуживание и дополнительные права при получении высшего образования.
  3. Возможность для ребенка приобретать полноценный жизненный опыт. Живя в семье, дети получают шансы на хорошее образование, а главное – на формирование социальных отношений и жизненных навыков. У ребенка есть возможность узнать тепло семейных отношений, и в то же время сохранить память о своих корнях и своем происхождении, что важно для любого человека.
  4. Возможность для ребенка получать квалифицированную помощь специалистов. Помощь специалистов в системе патронатного воспитания (психологи, социальные работники, педагоги) позволяет справиться с травмами прошлого и создавать позитивную модель будущего.
  5. Возможность для ребенка получать сведения о своих кровных родственниках. Когда ребенок ничего не знает о кровной семье, с которой он разлучен, для него это значит, что он просто неинтересен своим родственникам и недостоин их внимания. Дети редко хотят вернуться в кровную семью, но им всегда важно знать, живы ли их родители, и что с ними происходит.

Для ребенка, чьи родители испытывают временные трудности, патронатное воспитание это:

  1. Возможность пожить короткий период в заботливой и понимающей семье. Некоторые семьи испытывают временные трудности. Ребенку в этот период безопаснее находиться вне своей семьи - в детском доме или в принимающей семье. Некоторым детям, например младенцам, гораздо лучше пережить этот период не в казенном учреждении (больнице, доме ребенка), а у понимающих и заботящихся о нем людях, которые знают, что ребенок вернется к своим родителем, сочувствуют ему и оказывают необходимую поддержку в этот трудный период жизни.
  2. Шанс вернуться в свою семью. Любой ребенок любит своих родителей, испытывает к ним привязанность независимо от того, пьют они, ведут асоциальный образ жизни и т.д. Дети, изъятые из неблагополучной семьи и помещенные в детский дом, могут мечтать о том, чтобы вернуться в свою семью. Если по оценкам социальных работников есть шанс помочь семье вернуться к нормальной жизни, то ведется работа по сохранению семьи. В это время ребенок может быть временно размещен на краткосрочный патронат в семью или пожить в группе детского дома.
  3. Возможность получать квалифицированную помощь специалистов для всей семьи. Пьющая семья, не может бросить свои привычки сама по себе, ей нужна помощь. Если изъятие ребенка стало для его родителей потрясением, и они хотят вернуть ребенка назад, то они смогут получить реальную помощь – социальную, юридическую, психологическую, медицинскую. Это позволит им не впасть в отчаяние, а использовать полученный горький опыт для того, чтобы изменить свою жизнь ради ребенка.

Патронатные воспитатели о патронате:

  • это самая простая и короткая дорога для ребёнка в настоящую семью;
  • отдача частицы своей души тем, кто в этом очень нуждается; возможность стать и родителем и другом;
  • возможность реализовать материнство;
  • шаг усыновления для многих людей слишком труден, а патронат – форма, обеспечивающая постоянную поддержку и родителям и детям;
  • это помощь специалистов (психологов, логопедов, врачей) патронатному воспитателю в трудном деле воспитания детей из неблагополучных семей;
  • это самая прогрессивная система, можно устроить в семью тех детей, которые не могут быть усыновлены и обречены всю жизнь жить в детдоме;
  • система патронатного воспитания безопаснее, надёжнее как для ребёнка, так и для патронатного воспитателя;
  • патронат – это школа любви, терпения и надежды. Без любви в неё невозможно поступить, без терпения в ней трудно учиться;
  • это забота о будущем нашей страны;
  • богоугодное дело и меня и ребенка обогащает;
  • это огромная радость любить и быть любимым.

Список литературы

  1. Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Методическое пособие для кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные и патронатные родители, а также для лиц, занимающихся данной проблемой. / Сост. Н.А.Палиева и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 2006. – 59с.
  2. Грачёв Ю. Г. Социальная адаптация воспитанников школ-интернатов во внешкольных объединениях: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07. — М., 2006. – 230 с.
  3. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. — М.: Смысл, 2006. — 152с.
  4. Акимова М.Н. и др. Организация работы с приемными семьями. — Самара: Самвен, 2004. – 211 с.
  5. Проблемы деятельности органов опеки и попечительства Ханнанова Т.Р., Хатмуллина Л.Р., Галеева Г.М. Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 129-131.
  6. Муниципальная собственность - проблемы местного самоуправления Ханнанова Т.Р., Мустанов Т.У. Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 131-133.
  7. Правовое регулирование суррогатного материнства в россии Гумерова Г.Ф., Ханнанова Т.Р. Экономика и социум. 2014. № 2-1 (11). С. 1333-1336
  8. Трудоустройство молодежи в российской федерации Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 367-369
  9. К вопросу о проблемах в жилищно-коммунальной сферы в республике башкортостан Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 369-371
  10. Анализ безработицы в российской федерации в период с 2004 по 2014 год Файзелгаянов А.Ф., Шапошникова Р.Р. NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С. 77-78.
  11. Реализация кадровой политики в российской федерации: цели и проблемы реализации Асадуллина Н.З., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 1-1 (10). С. 123-125
  12. Концептуальные подходы к устойчивому развитию сельскохозяйственного производства Ханнанов Р.А. Право и политика. 2012. № 5. С. 842-866.
  13. Современные проблемы правового регулирования аграрных отношений Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  14. Устойчивость сельскохозяйственного производства: теоретикоправовое обеспечение Ханнанов Р.А. Аграрный вестник Урала. 2012. № 4. С. 65