Основные проблемы местного налогообложения

NovaInfo 44, с.182-186, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

Следствием проводимой налоговой реформы стало изменение структуры налоговых доходов разных уровней бюджетной системы. Налоговая реформа имеет свои положительные результаты, но вместе с тем в принятых главах кодекса имеют место и существенные недостатки, что приводит к неоднозначности трактовки и ряда норм, нестабильности поступлений в бюджет, сложности налогового администрирования, и, как следствие, к негативному отношению к реформам законопослушных налогоплательщиков.

Ключевые слова

БЮДЖЕТ, НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА, МЕСТНЫЕ НАЛОГИ, НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

Текст научной работы

Следствием проводимой налоговой реформы стало изменение структуры налоговых доходов разных уровней бюджетной системы. Налоговая реформа имеет свои положительные результаты, но вместе с тем в принятых главах кодекса имеют место и существенные недостатки, что приводит к неоднозначности трактовки и ряда норм, нестабильности поступлений в бюджет, сложности налогового администрирования, и, как следствие, к негативному отношению к реформам законопослушных налогоплательщиков.

На сегодняшний день земельный и имущественный налоги исчисляются по оценочной стоимости БТИ и составляют от 0,1% до 0,3% от неё, в зависимости от региона. Как правило, это составляет несколько сотен рублей - не так обременительно для большинства граждан, но даже эти средства с трудом доходят до государства.

Налог на землю и налог на имущество физических лиц - по мнению многих экономистов, самые сложные и не собираемые налоги.

В сельской местности, не являющейся пригородной, земля не становится серьезным источником налоговых доходов местного бюджета. В итоге рыночная стоимость многих земель настолько невелика, что, их переоценка при кадастровом учете, сократив бремя для налогоплательщиков, одновременно сократит и доходы бюджета.

В законодательстве Российской Федерации также отсутствуют нормы, которые регламентируют порядок предоставления федеральными органами сведений о кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщиков органам местного самоуправления муниципальных образований.

Проблемы налогового законодательства в части имущественных налогов можно условно разделить на несколько групп.

Во-первых, это неурегулированность вопросов массовой оценки, и самое главное, оформление прав собственности, имущества и земли, несовершенство системы администрирования имущественных налогов и отсутствие системы контроля за их уплатой, неравномерность поступления доходов от имущественных налогов. И, наконец, это отсутствие стимулов к проведению инвентаризации и составлению реестров имущества органами местного самоуправления.

С учетом развития коммерческих структур, предоставляющих услуги по оформлению собственности, и нередко располагающихся на территории соответствующих госучреждений, можно предположить, что эти ограничения являются намеренными, направленными на создание спроса на услуги частных фирм.

В последнее время возник ряд обстоятельств, еще более усложняющих сбор местных налогов. Одновременно совпал ряд факторов.

Во-первых, поправки в Налоговый кодекс создали правовую коллизию: местное самоуправление, будучи субъектом налоговых взаимоотношений, оказалось лишено полномочий по сбору налогов. Ранее в штате местных администраций имелись налоговые работники, которые, непосредственно взаимодействуя с жителями, стимулировали уплату налогов. Теперь сбор налогов осуществляется централизованно отделениями ФНС, обслуживающими сразу несколько муниципальных районов. Налоговые органы в соответствии с федеральной программой сегодня во многих, муниципальных территориях обслуживают 3-4 муниципальных района, в состав которых входит по 15-16 поселений. Соответственно, внимание всем муниципальным образованиям уделить невозможно.

Главная же проблема состоит в том, что налоговая служба не мотивирована на осуществление усилий по сбору налогов, не поступающих в федеральный бюджет и, соответственно, не являющихся предметом ее отчетности. Налоговые органы добиваются сокращения долгов налогоплательщиков перед консолидированным бюджетом, только лишь за счет лучшего администрирования федеральных налогов. Налоговые органы к тому же сегодня не подкреплены в финансовом плане по сбору местных налогов.

Во-вторых, одновременно произошла реорганизация деятельности территориальных отделений практически государственного Сбербанка РФ, состоящая в значительном сокращении числа сберкасс и их исчезновении из небольших населенных пунктов - притом, что механизм уплаты налогов предусматривает использование банковской системы. В итоге местный житель, живущий в селе или поселке, получив налоговое уведомление из ФНС, должен предпринять для его оплаты поездку в районный центр.

Отсутствие мотивации к надлежащему исполнению своих обязанностей у территориальных отделений федеральных ведомств не позволяет вновь образованным муниципалитетам наладить и эффективное использование земель. В то же время различные структуры, имеющие федеральную подчиненность (карантинные, природоохранные и тому подобные службы) и находящиеся вне контроля местной власти, наделены адекватными полномочиями, но не используют предоставленные им для исполнения надзорных функций рычаги. Одновременно наблюдается такой, осложняющий деятельность местного самоуправления, момент, как практика перекладывания территориальными отделениями федеральных ведомств своей работы на плечи муниципалитетов - без соответствующей финансовой компенсации.

Развитие местного самоуправления предполагает децентрализацию властных полномочий, то есть передачу прав по распоряжению частью ресурсов органам управления в сельских поселениях, реальное участие населения в управлении делами территорий. Однако практика жестко централизованного распределения ресурсов сохраняется до сих пор.

Недостаток собственных доходов привел к тому, что сельские администрации стали отказываться от полномочий, делегируя их на уровень муниципального района.

На районный уровень, как правило, передаются функции разрешительного и контрольного характера: утверждение генеральных планов развития поселений и правил землепользования, выдача разрешений на строительство объектов и ввод их в эксплуатацию, изъятие и резервирование земельных участков в поселении для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, контроль использования земель поселения и др. Сосредоточение этих функций на районном уровне нередко приводит к развитию коррупции.

В свою очередь усиливается подотчетность районных органов перед региональной исполнительной властью. Система межбюджетных отношений не только не стимулирует созидательную активность органов местной власти, а наоборот, порождает в них иждивенчество. Вызвано это тем, что ни размеры доходов местных бюджетов, ни зарплата муниципальных служащих не зависят от эффективности их деятельности. Иначе говоря, межбюджетные отношения в России спроектированы без учета научных принципов формирования систем управления.

Доходы бюджетов сельских поселений и муниципальных районов преимущественно формируются за счет трансфертов, которые адресно направляются на выполнение государственных функций: на жилищно-коммунальное хозяйство, зарплату учителям, медработникам и другие цели. В итоге, сельские и районные администрации в основном заняты реализацией делегированных, то есть доведенных сверху, полномочий.

Читайте также

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 19 июля 2000 г. : одобр. Советом Федерации 26 июля 2000 г. : (ред. от 09.04.2016) // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.
  2. О налоговых органах Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.03.1993 №943-1(ред. от 02.04.2014) // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.
  3. О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 13.10.2008 №173-ФЗ: принят Гос. Думой РФ 10 окт. 2008г.: одобр. Советом Федерации 13 окт. 2008г. : (ред. от 29.12.2015г.) // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.
  4. О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере [Электронный ресурс] Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092(ред. от 29.10.2014) // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.
  5. Автономов, A.C. Правовые и финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : Учеб. Пособие / А.С.Автономов - Ин-т государства и права Рос. акад. наук, Акад. правовой ун-т. М., МЗ-пресс, 2002. - с.57.
  6. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Текст]: учеб. Пособие./ А.З. Дадашев, Д. А. Мешкова, Ю. А. Топчи. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2013. – 175с.
  7. Домбровский, А. Н. Налоговое администрирование и резервы доходной базы бюджетов муниципальных образований в условиях финансового кризиса [Текст] / А. Н. Домбровский // Финансы. – 2009. №3. с. 33.
  8. Проблемы правового режима земель сельскохозяйственного назначения Владимиров И.А. Аграрное и земельное право. 2016. № 1 (133). С. 109-112.
  9. Развитие правового обеспечения аграрного сектора экономики на инновационной основе Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82.
  10. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://minfin.ru/ru/ .

Цитировать

Владимиров, И.А. Основные проблемы местного налогообложения / И.А. Владимиров, А.Ю. Пантюхина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 182-186. — URL: https://novainfo.ru/article/5525 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться