В современном мире пристальное внимание со стороны государства оказывается процессу социализации человека в обществе. Одной из главной категорией, попадающей под такое наблюдение, является молодежь, поскольку именно молодежь – как будущее нации, общества, страны в целом – является преемником власти, порядков, традиций и т.д., и от того, какими путями пойдет молодое поколение, зависит и последующий путь развития государства в целом. Будучи динамичным социально-демографическим образованием, молодежь выполняет в обществе важную функцию смены поколений, принимает непосредственное участие в воспроизводстве и пополнении социального потенциала страны. Поэтому ее роль в стабилизации и преобразовании всех сфер жизнедеятельности социума является важной.
Большое распространение на сегодняшний день получили исследования, посвященные проблемам молодежной социализации. Широкий аспект проблем, связанных с социализацией современной молодежи рассматривают в своих исследованиях такие отечественные ученые как В. И. Добреньков, Л. Г. Борисова, Г. С. Солодова, Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая и др. Из западных социологов следует отметить К. Манхейма.
Чаще всего встречаются работы, затрагивающие вопросы политической социализации молодых, а также проблемы социализации, связанные с функционированием различных государственных учреждений по работе с молодежью (образовательного, воспитательного, развивающего и собственно-социального характера). Однако далеко не всем сферам социализации уделено достаточное внимание.
Долгие годы в нашей стране люди жили без религии, в мире атеизма, что сказалось на мировоззрении последних поколений. Сейчас религия восстанавливает свои права и играет очень важную роль во многих сферах жизни людей, особенно в сфере воспитания детей и молодежи. Религия, будучи специфической формой культуры, со своей системой ценностей, тесно включенной в общественную структуру, выступает в качестве одного из институтов социализации человека.
Актуальность исследования роли религии в процессе социализации российской молодежи обусловлена кардинальными изменениями всего российского общества, которые затронули его основы и традиционные устои.
Религия существовала на протяжении всей истории человечества, и, естественно была одним из важнейших факторов социализации, т. е. освоения и восприятия людьми культуры и окружающей среды. Религиозные воззрения и отношения на протяжении почти всей истории человечества были направлены на установление не только связи со сверхъестественным миром, но и помогали воспринимать внешний и внутренний мир в целом. Кроме того, в социальном плане эти отношения ориентировали на связь между поколениями, и делали различные общественные отношения устойчивыми и длительными, в особенности, если религиозная система была развитой и охватывала все сферы человеческой жизни.
Так как семья остается основным институтом воспитания и местом первичной социализации детей, то и внимание церкви направлено на нее. Священнослужители могут влиять на семейный климат еще до создания семьи, через подготовку молодых к браку и таинству венчания. В маленьких приходах создается возможность посещения священником домов прихожан, осуществление своеобразного патронажа. Крещение детей также дает возможность подготовки крестных и родителей к ответственности за воспитание ребенка в христианском духе, что тем самым делает церковь косвенным субъектом социальной педагогики. К сожалению, в настоящее время институт крестных еще не возрожден во всей своей полноте, отношение их к своим обязанностям зачастую формально, но, хочется надеяться, что это в ближайшем будущем изменится. Ведь крестные могут посещать дом, где растут дети (патронаж), наблюдать за домашней ситуацией (анализ и диагностика), помогать родителям и детям в трудных ситуациях как материально, так и духовно (адресная помощь). Главное преимущество этой формы работы в том, что она не требует особых финансовых затрат от организации, но при достаточной подготовке крестных может служить важным фактором социально-педагогической деятельности церкви. Организуемые в приходах классы воскресной школы, клубы пения и иконописи, также становятся субъектами социально-педагогической деятельности, так как они способствуют организации положительной среды для общения детей, содействуют процессу социализации личности через христианскую субкультуру. Широко практикуются и паломничества, которые дают возможность целенаправленного совместного туризма, что обычно оказывает позитивное влияние на процесс социализации молодых людей, так как расширяет границы социальных контактов и представлений об окружающем мире. Представители Русской православной церкви (архиепископ Костромской и Галичский Александр, Алексий Уминский, Андрей Кураев и др.), также посещают детские дома и интернаты, поддерживая их как материально, так и духовно.
Главной причиной конфликтов, возникающих на почве религиозных убеждений, на сей день является непонимание/нежелание понять и(или) вступить в диалог с людьми с иными ценностями и убеждениями, т.е. с теми, кто представляет отличную систему взглядов. Следовательно, таким поведением порождаются новые проблемы, такие как:
- проблема замыкания индивида или общности;
- проблема скрытого противопоставления индивида/общности по отношению к представителям иной системы взглядов;
- проблема открытого противопоставления по отношению к инакомыслящим;
- проблема глобального противопоставления себя как инакомыслящим общностям, так и обществу в целом.
Данные проблемы появляются, в первую очередь, по причине недостатка знаний о «других», невозможности получения такого рода знаний, получение необъективных и зачастую заведомо ложных данных вместо адекватной информации.
На ранних этапах социализации – при социализации школьников – уместным будет внедрение в систему российского образования не дифференцированного курса основ религиозной культуры, как это сейчас предлагается, а общего (общекультурного) образовательного комплекса, знакомящего школьников, во-первых, с историей родного края, его национальной, культурной и религиозной спецификой, во-вторых, дающего представление о других национальных, культурных, религиозных образованиях, что позволит в будущем молодому человеку грамотно вступать в процессы межкультурной коммуникации, и, в-третьих, дающего ребенку представление о деструктивных формах социализации, о деструктивных культах и т.п., что поможет предостеречь и, впоследствии, убережет подростка от необдуманных поступков, связанных с элементарной неинформированностью или получением ложной информации. Естественно, для данного курса потребуется тщательная подготовка специалистов должного уровня. В рамках этой подготовки государство сможет привлечь к работе талантливую молодежь, создать институт инновационных научно-педагогических кадров, обеспечить новыми рабочими местами значительное число молодых людей, еще не трудоустроенных.
Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующий вывод, что религия в процессе социализации представляет собой сложное общественное явление, целостную систему особых представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих. В современном российском обществе религиозный вопрос на сей день является одним из самых актуальных. Наша страна исторически представляет собой полиэтническое и многоконфессиональное образование и обладает широким культурным контекстом. Сейчас, как никогда, важно уделить внимание вопросам социализации молодежи (в том числе и религиозного характера), причем как на общественном уровне, так и на уровне государства.