Молодежь в условиях модернизации российского общества

№53-3,

Социологические науки

В статье рассматриваются особенности самореализации российской молодежи. В этой связи особое внимание уделяется формированию личностных ценностей, являющихся отражением внутренней, духовной сущности самого человека.

Похожие материалы

Актуальность темы молодежи в условиях модернизации российского общества заключается в том, что современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения – молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа. Проблема социального выбора молодежи всегда остро стояла в переломные моменты истории отдельных государств и народов. В начале текущего столетия эта проблема принимает глобальный характер, так как от социальной ориентации молодежи таких крупных государственных образований, к которым продолжает относиться Россия, зависит будущее развитие Земной цивилизации в целом [10].

Человек и все общество в целом охвачено сегодня «духом» производительной корпорации, или регулирования свободной конкуренции между неравно технически воруженными социальными субъектами [4; 6].

Права и свободы, которые играли роль жизненно важных факторов на самых ранних этапах «индустриального общества», постепенно сдают свои позиции, особенно, в процессе перехода даного общества на более высокую ступень.

Молодежь утрачивает свое традиционное основание и содержание. Ее самореализация, хотя и не претерпевает процесс институционализации, тем не менее, предназначена для вытеснения устаревшей материальной и интелектуальной культуры, причем, зачастую, более продуктивной и рациональной. Молодежь, с ее духом независимости мысли, с ее правом на политическую оппозиционность, зачастую лишается сегодня своей фундаментальной критической функции в обществе [2; 8].

Особенностью самореализации молодежи выступает социализация личности, которая заключена в освоении прошлого опыта и культуры. При этом, социализация индивида, как субъекта деятельности, перехода от монолога общения к диалогу, обращена к самому становлению в человеке образа его «Я». Воспитательный, а, в сущности, культурный процесс, направлен на становление личностных качеств человека. Эти качества направлены на диалоговое общение и социальное творчество.

Идея «самореализации» современной российской молодежи находит свое отражение в реализации идеи «разнообразия» культурных форм. Демократичное общество обеспечивает реализацию принципа «разнообразия», поскольку не отменяет свободы проявления самой «индивидуальности» человека. Если человек может реализовать свои задатки и свою свободу, то и само общество выступает творчески продуктивным и перспективным. Целостность общества, стабильность его неуклонного развития вперед, обеспечивается, за счет благополучия каждого из его членов. Чем выше уровень духовного развития каждого члена демократичного общества, тем выше уровень его материального и духовного, нравственного благосостояния, тем существующее само общество, которое оказывается духовно стабильнее [7].

Инновационное развитие России предполагает в то же время и развитие техническое. Это развитие предполагает формирование социальных технологий коллективной деятельности людей [3].

Проявление индивидуальной инициативы, творческих возможностей каждого члена общества осуществляет значительно более высокие темпы его прогрессивного развития по сравнению с самим тоталитарным или, технократическим обществом.

Сегодня, жизнеспособное поколение молодежи, с одной стороны, определяется традиционными ценностями, а с другой – требованиями к личности не только собственно переходного периода, но и того будущего состояния общества, которое предстоит молодому поколению создать и воссоздать. В данном случае в процессе социокультурного становления молодежи следует учитывать традиционные ценности самого российского общества, такие как дух «коллективизма», дух «альтруизма», «самостремление» к высоким моральным идеалам, к духовности, а с другой – ценности демократичного общества, преломленные в личностные качества и установки. Если посмотреть глубже, то возникает вопрос о том, что складывающееся в целом гуманитарное образование не успевает за бурным развитием материального производства и лишенных способности людей к анализу целей, идеалов, которые не способны сегодня рефлексировать над происходящими событиями и осознанно решать цивилизационные задачи [5].

В нашей стране на сегодняшний день нет значительного количества субъектов позитивного развития, которые обладали бы способностью к духовному самоопределению.

Диалектика взаимодействия личности человека и общества требует становления такого социокультурного типа личности, который бы обеспечивал свои личностные интересы и саму потенцию к самоорганизации. Тем самым, обеспечивается устойчивость общества, реализация интересов общества и государства в отношении позитивного, положительного развития [1].

Итак, особенности самореализации российской молодежи, сопряженные с неспособностью субъекта мыслить самостоятельно, с усилением процесса нивелирования личности, с ослаблением интеллектуальной составляющей личностной культуры, с понижением роли творческого коллектива в реальном жизненном пространстве, где формируются возможности подлинно гуманной реальности, основанной на развитии сущностных сил человека, которые связаны, в свою очередь с актуальностью идеи самореализации молодежи, упираются в саму самореализацию, которая, как известно, связана с формированием личностных ценностей, являющихся отражением внутренней, духовной сущности самого человека, его внутреннего мира [9].

Таким образом, самореализация молодежи происходит в системе социальных институтов общества. Процесс воспитания личности выступает основой становления молодежи в современном российском обществе. На практике его следует осуществлять в едином воспитательном пространстве России на основе принципов концепции воспитания. В настоящее время интегрирующими факторами, объединяющими регионы страны, являются единое правовое, экономическое и образовательное пространство. Однако пока еще нет единой мировоззренческой основы и общенациональной идеи, стратегического идеала для развития общества. Одним из наиболее действенных интегрирующих факторов может быть поколение самореализующейся молодежи, сформированное на основе нового типа личности, соответствующего целям и задачам современного этапа развития российского общества [11].

Список литературы

  1. Белоусова Л.А. Духовные традиции и новации // Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы VI Российского философского конгресса 27-30 июня 2012 - Нижний Новгород, 2012.
  2. Егоренкова И.А., Сержантова А.А. Жизненные ориентации современной молодежи // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. - М.: 2005. - Т. 4. - С. 643.
  3. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной российской молодежи. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. - М.: 2005. Т. 3. - С. 644-645.
  4. Кризис сознания: сборник работ по «Философии кризиса». – М.: Алгоритм, 2009. - 272 с.
  5. Попов М.Ю. Нравственная ресоциализация личности: феномен российской модернизации// Вестник МГУ. Сер. Социология. № 3. 2004. С. 20-36.
  6. Игебаева Ф.А. Ценностные ориентации современной молодежи // В сборнике: Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество материалы региональной научно-практической конференции. 2010. С. 80-83.
  7. Игебаева Ф.А. Современная молодежь в условиях трансформации российского общества // В сборнике: Инновационное образование, гуманизм и система ценностных ориентиров современного российского общества: проблемы и перспективы сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Центр прикладных научных исследований. 2010. С. 39-42.
  8. Игебаева Ф.А. Жизненные приоритеты современной молодежи.//В сборнике: Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. С. 94-96.
  9. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. – С.135 – 138.
  10. Игебаева Ф.А. Потенциал молодежи - важнейший ресурс устойчивого развития Башкортостана. В сборнике: Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза. 2010. С. 164-166.
  11. Игебаева Ф.А. Ценностные ориентации молодежи в современном российском социуме // В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы III международной научно-практической конференции. 2014. С. 47-48.