Разработка образовательных интерактивных модулей как средство интенсификации учебного процесса

NovaInfo 40, с.1-7, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Физико-математические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В работе рассматривается один из методов интенсификации учебного процесса -- использование интерактивных образовательных модулей. Используя методологию, приводится пример разработки образовательного интерактивного модуля «Представление целых чисел в памяти ЭВМ».

Ключевые слова

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МОДУЛИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ В ПАМЯТИ ЭВМ

Текст научной работы

На сегодняшний момент одним из перспективных направлений в преподавании информатики в средней общеобразовательной школе является комплексный подход к использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе. Типология ЦОР позволяет с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, с другой стороны, самому активно участвовать в этом процессе.

Использование интерактивного модуля в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Интерактивный видеофильм способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

На уроке с использованием цифровых образовательных ресурсов учитель является организатором всего урока и консультантом. ЦОР не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности [2].

Приведем пример разработки образовательного интерактивного модуля «Представление целых чисел в памяти ЭВМ». Для разработки был выбран программный продукт Macromedia Flash, основным преимуществом которого является возможность создания векторных анимационных файлов с небольшим временем загрузки, которые обеспечивают при этом высокую степень интерактивности. Ориентация на векторную графику в качестве основного инструмента разработки Flash-программ позволила реализовать все базовые элементы мультимедиа, такие как движение и звук. В последние годы технология Flash превратилась в промышленный стандарт для работы с интерактивным контентом.

Встроенный объектно-ориентированный язык программирования ActionScript — это язык сценариев, который позволяет разработчикам максимально реализовать потенциал фильмов в формате Flash. Средства ActionScript позволяют предусмотреть в клипе возможность для принятия пользователем определенных решений, то есть сделать пользователя активным участником просмотра. Включая в сценарий ряд условий, пользователь выбирает одну из предоставленных возможностей, а система воспроизведения Flash адекватно реагирует на его действия.

Тема предложенного модуля весьма актуальна при изучении информатики: во первых множество целых чисел ограниченно в памяти ЭВМ, что противоречит общематематическому представлению, во вторых абстрактное понятие «типа данных» плохо усваивается учащимися. Целью создания модуля «Представление целых чисел в памяти ЭВМ» является обучение алгоритмам представления целых чисел и визуализация целых типов данных.

Первая сцена ролика</em>
Рисунок 1. Первая сцена ролика

Инструментами Flash создается заставка включения компьютера с анимацией.

Вторая сцена</em>
Рисунок 2. Вторая сцена

Пользователю предоставляется выбор просмотра представления либо целых чисел в памяти ЭВМ, либо символов (рис.3.).

Выбор сценария</em>
Рисунок 3. Выбор сценария

Если пользователь выбрал просмотр символов, то на следующей сцене предлагается ввести символ.

Третья сцена</em>
Рисунок 4. Третья сцена

С помощью программного кода, на языке Action script, выводится на экран представление символов в памяти ЭВМ. В результате выполнения данной программы, мы получаем, что символ «F» в памяти компьютера будет представлен в виде «01000110» (Рис. 5.).

Пример символа «</em><em>F</em><em>»</em>
Рисунок 4. Пример символа «F»

Если пользователь выбрал просмотр чисел, то при нажатии данной кнопки появляется следующая сцена, на которой имеется возможность ввода числа с указанием типы данных (Рис. 6.).

Сцена ввода целых чисел</em>
Рисунок 6. Сцена ввода целых чисел

Для этой сцены программным способом изображаются ячейки памяти, соответствующие выбранному типу, в которых представление целых чисел в памяти ЭВМ в зависимости от типа данных.

Сцена ввода целых чисел</em>
Рисунок 7. Сцена ввода целых чисел

Для реализации методических аспектов изучения темы добавляются кнопки «Теория», «Как это происходит», «Структура числа», «Символы», «Методические рекомендации».

«Символы» — переходим на сцену представление символов в памяти ЭВМ.

«Как это происходит» — показывается алгоритм перевода введенного числа. Данная кнопка используется для проверки результата учащегося.

Кнопка </em><em>«Как это происходит»</em>
Рисунок 8. Кнопка «Как это происходит»

«Структура числа» — происходит выделение знакового разряда.

Кнопка </em><em>«Структура числа»</em>
Рисунок 9. Кнопка «Структура числа»

«Теория» — приводятся алгоритмы перевода целых положительных и отрицательных чисел.

«Методические рекомендации» — открывается сцена с методическими рекомендации по теме «Представление целых типов данных в памяти ЭВМ.

Предложенный интерактивный модуль выступает в качестве методического сопровождения предмета «Информатика» общеобразовательной средней школы, а именно по темам «Представление данных в памяти ЭВМ», «Кодирование».

Читайте также

Список литературы

  1. Инякина Е.В., Хасанова С.Л Разработка интерактивного обучающего модуля демонстрирующего работу локальной сети // Сборник научных статей международной молодежной школы-семинара “Ломоносовские чтения на Алтае”, Барнаул, 2013. С. 78-82.
  2. Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе: «Информатизация системы образования» — 2008. — № 1. — С. 176-182.

Цитировать

Хасанова, С.Л. Разработка образовательных интерактивных модулей как средство интенсификации учебного процесса / С.Л. Хасанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 1-7. — URL: https://novainfo.ru/article/4236 (дата обращения: 05.12.2022).

Поделиться