Разработка элективного курса для социально-экономического профиля средней образовательной школы

NovaInfo 57, с.20-24, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Физико-математические науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

Элективные курсы необходимый компонент профильного образования, как правило, разрабатывается учителями и в большинстве своем не имеют методической поддержки. Авторами представляется “Элективный курс” формирующий навыки работы с экономической информацией и демонстрирующий средства и методы их обработки. Отличительной особенностью курса является разработка электронного учебно-методического пособия, который представляется авторами в качестве методического сопровождения курса.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ, ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС, МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Текст научной работы

Элективные курсы необходимый компонент профильного образования, как правило разрабатывается учителями и в большинстве своем не имеют методической поддержки. Авторами представляется «Элективный курс» формирующий навыки работы с экономической информацией и демонстрирующий средства и методы их обработки. Отличительной особенностью курса является разработка электронного учебно-методического пособия, который представляется авторами в качестве методического сопровождения курса.

Актуальность формирования экономической компетенции учеников в рамках элективного курса обусловлена необходимостью адаптации школьников к динамично изменяющимся условиям жизни, повышенным требованиям к навыкам работы с экономической информацией. Экономическая грамотность просто необходима в современном обществе, так как она дает возможность свободно ориентироваться во многих сферах деятельности человека.

Авторами был разработан элективный курс «Моделирование экономических процессов» в объёме 18 часов, предназначенный для учащихся 10-11 класса социально-экономического профиля, а также может быть использован для учащихся физико-математического профиля при изучении темы «Электронные таблицы» в качестве дополнительного материала. Данный курс позволяет получить практические навыки решения экономических вопросов с помощью электронных таблиц, применяя математические методы и алгоритмы экономических расчетов, при организации которых происходит более глубокое осмысление теоретических основ экономики [3].

Целью данной программы является получение учащимися практического опыта решения профессионально-ориентированных задач с помощью специальных экономических возможностей электронных таблиц MS Excel.

Обучение строится с использованием следующих форм занятий:

  1. Комбинированная форма занятия. Излагается минимально необходимый объем информации из рассматриваемой предметной области: ключевые теоретические вопросы, информация об используемых программных средствах, основные технологии решения. Затем учащиеся садятся за компьютеры и реализуют решение задач в MSExcel;
  2. Лабораторные занятия. На лабораторных занятиях учащиеся выполняют индивидуальное задание, данное им заранее, консультируются с преподавателем и отчитывают свое решение;
  3. Контрольная лабораторная работа. Предусматривает контроль знаний в виде лабораторной работы.
Электронный учебник
Рисунок 1. Электронный учебник

Авторами разработано средство для реализации поставленной цели — интерактивный электронный учебник. Средства реализации и методология аналогична [2].

Структура учебника:

Раздел 1. Финансовый анализ в Excel

§1. Финансовая функция ППЛАТ. Лабораторная работа № 1

§2. Финансовые функции ПЛПРОЦ и ОСНПЛАТ. Лабораторная работа № 2

§3. Финансовые функции БЗ, КПЕР и НОРМА. Лабораторная работа № 3

§4. Простейшие отчетные ведомости

§5. Отчетная ведомость по расчету просроченных платежей и по расчету затрат на производство

§6. Отчетная ведомость по расчету затрат на производство

Раздел 2. Поиск решения

§1. Линейная оптимизационная задача. Лабораторная работа № 4

§2. Транспортная задача. Лабораторная работа № 5

§3. Задача о назначениях. Лабораторная работа № 6

Итоговая лабораторная работа

Пример теоретического материала
Рисунок 2. Пример теоретического материала

В лабораторных работах указаны 10 вариантов условий задач, которые раздаются каждому ученику индивидуально.

Лабораторная работа
Рисунок 3. Лабораторная работа

И в конце учебника представлена итоговая лабораторная работа в двух вариантах, которую ученики должны выполнить за урок.

Итоговая лабораторная работа
Рисунок 4. Итоговая лабораторная работа

Данный электронный учебник не требует дополнительно программного обеспечения, поэтому является доступным для каждого ученика.

В заключении хотелось бы отметить, что с помощью элективного курса «Моделирование экономических процессов» формируется экономическая компетенция учащихся и происходит хорошая подготовка ребят для дальнейшего обучения в экономической сфере.

Читайте также

Список литературы

  1. Гарнаев А.Ю. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах. – СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 1999. – 336 с.
  2. Хасанова С.Л., Рассказова Е.А. Курс «История информатики» в системе образования // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9–4. – С. 747–751.
  3. Хасанова С.Л., Хамзин И.Р. Электронные интерактивные ресурсы – необходимый компонент образования //Проблемы теории и практики современной науки. – 2015.– С. 129–130.

Цитировать

Дубова, Е.В. Разработка элективного курса для социально-экономического профиля средней образовательной школы / Е.В. Дубова, С.Л. Хасанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 20-24. — URL: https://novainfo.ru/article/9736 (дата обращения: 12.08.2022).

Поделиться