Развитие социального предпринимательства

NovaInfo 40, с.248-251
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье отражены отличительной особенности социального предпринимательства.

Ключевые слова

АГРАРНЫЙ СЕКТОР, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ БИЗНЕС

Текст научной работы

Развитие социального предпринимательства в условиях современной российской экономики обусловливается не только внешними факторами, включающими, в первую очередь, динамику транзакционных издержек, но и внутренними предпосылками, которые состоят в особенностях формирования миссии предпринимательской структуры социального типа предпринимательства, в специфике оценки эффективности деятельности, характерных чертах предпринимателя-основателя социального бизнеса. Ключевой особенностью формирования миссии социального предпринимательства является ориентированность предприятий данного типа на взаимодействие с нижней частью социальной пирамиды, что позволяет создать условия преодоления бедности и снижения социальной дифференциации населения, что предполагает ориентацию на потребителей с доходами ниже прожиточного минимума. Выделение данной категории потребителей в качестве целевой позволяет социальному бизнесу, с одной стороны, оперировать на рынке с крайне низким уровнем конкуренции, с другой – обусловливает необходимость использования технологии основной деятельности, ориентирован- ной на минимизацию издержек и использование эффекта масштаба. Указанные особенности отражаются в миссии предпринимательской структуры социального бизнеса и являются отличительной чертой сформированных в рамках такой миссии стратегических и тактических планов предпринимательской структуры данного типа.

Значимой характеристикой предприятия социального бизнеса с точки зрения оценки его эффективности является тот факт, что внутренняя норма доходности проектов социального бизнеса, как правило, не превышает 30% за пятилетний период, вследствие чего такие проекты обладают достаточно низкой привлекательностью для инвесторов. В результате ключевым источником финансирования проектов данного типа выступают собственные средства предпринимателей и финансовые ресурсы, предоставленные бизнес- ангелами, что позволяет реализовывать проекты с приведенным уровнем доходности. При этом в процессе оценки эффективности деятельности предпринимательской структуры, помимо определения экономической эффективности, пороговым значением которой является любой положительное значение, оценивается также уровень социальной эффективности, который характеризует соотношение социальных затрат и результатов, генерируемых предпринимательской структурой. Уровень экономической эффективности деятельности предпринимательской структуры может быть стабильным, тогда как уровень социальной эффективности должен постепенно увеличиваться за счет использования сетевых эффектов и эффекта масштаба, что является отличительной особенностью социального бизнеса.

Отличительной особенностью социального предпринимательства также является структура личности предпринимателя, для которого характерен высокий уровень этичности и заинтересованность в обеспечении, в первую очередь, населения, живущего за чертой бедности продукцией, необходимой для обеспечения минимально приемлемого уровня жизни при условии, что данная продукция не предоставляется на условиях благотворительности. Этической установкой социального предпринимателя является обеспечение потребителей необходимыми продуктами на условиях платности, однако бизнес-модель таких предпринимательских структур предполагает возможность значительной отсрочки платежа в случае, если потребитель на момент приобретения продукции не имеет возможности осуществить своевременную оплату. В рамках такого подхода, с одной стороны, сохраняются права потребителей, и, с другой стороны, обеспечивается высокий уровень гибкости потребительского поведения, что позволяет лицам с доходами ниже прожиточного минимума выступать в качестве традиционных потребителей, наделенных правами, но не просителей, как предполагает концепция благотворительности; ориентация на Г. Р. Царева, В. И. Шулепов Проблемы развития социального предпринимательства в аграрном секторе сохранение данного паритета является отличительной чертой социального предпринимателя [6]. Как показал проведенный анализ, в современной российской экономике большинство предприятий, обладающих достаточно низкой привлекательностью для инвесторов и другими специфическими особенностями, сосредоточены в сельском хозяйстве.

К таким особенностям следует отнести:

  • во-первых, предприятия социального предпринимательства аграрного сектора ориентированы на взаимодействие с нижней частью социальной пирамиды для снижения социальной дифференциации населения,
  • во-вторых, в данном секторе при значительной составляющей материальных затрат в структуре себестоимости социальный предприниматель может получать прибыль за счет использования эффекта масштаба,
  • в-третьих, портрет «социального предпринимателя в аграрном секторе экономики» представляет собой активного предпринимателя, заинтересованного не только в получении прибыли, но и в большей степени в развитии и повышении уровня жизни социально-незащищенных слоев населения, проживающих в местах концентрации предприятий агарного сектора.

Читайте также

Список литературы

  1. Новая парадигма собственности теоретико-правовые основы Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 4. с. 694-708.
  2. Развитие человеческого потенциала как стратегическое направление современной государственной политики России Гарифуллина А.Ф., Ханнанова Т.Р.Право и политика. 2012. № 9. с. 1565-1571.
  3. Кластеризация экономики и государственная кластерная политика: теоретические основы и социально-экономические предпосылки Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р.Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). с. 129-135.
  4. Объективные основы формирования и реализации государственной аграрной политики Ханнанова Т.Р. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). с. 184-190.
  5. Сравнительный анализ регионального законодательства при определении понятия пчеловодства Шапошникова Р.Р. Аграрное и земельное право. 2014. № 8 (116). с. 21-23.
  6. Проблемы реализации прав граждан на экологически значимую информацию Гарифуллина А.Ф. В сборнике: научное обеспечение инновационного развития апк материалы всероссийской научно практической конференции в рамках xx юбилейной специализированной выставки "агрокомплекс-2010". 2010. с. 220-222.
  7. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти (на примере Республики Башкортостан) Гарифуллина А.Ф. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / башкирский государственный университет. уфа, 2011
  8. Анализ устойчивости производства зерна Рафикова Н.Т., Матинова Ф.В., Валишина Н.Р. В сборнике: актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры "статистики и информационных систем в экономике". МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. с. 24-35.
  9. Владимиров И.А. Природные и социальные условия развития аграрного предпринимательства России // Российский электронный научный журнал. 2013. № 1. С. 117-125.
  10. Владимиров И.А. Развитие аграрного права в системе Российского права / Право и государство: теория и практика. 2013. № 7 (103). С. 134-138.

Цитировать

Владимиров, И.А. Развитие социального предпринимательства / И.А. Владимиров, Т.Д. Садыкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 248-251. — URL: https://novainfo.ru/article/4243 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться