Социальное предпринимательство как субъект инновационной деятельности

NovaInfo 40, с.65-69, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

В связи с увеличением численности социально незащищенного населения вопросы социального предпринимательства приобрели в последнее время еще большую актуальность. В данной статье проанализированы различные аспекты внедрения инноваций в социальное предпринимательство на региональном уровне, проведен сравнительный анализ предпринимательской среды как на уровне страны, так и на уровне региона. Сделан вывод, что в современных условиях внедрение инноваций в социальную сферу позволяет решить ряд проблем, нарастающих в социуме, посредством предпринимательской деятельности.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ИННОВАЦИИ, СУБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРЕКЕР, КОЛЛ-ЦЕНТР

Текст научной работы

В настоящее время в России активно развивается социальное предпринимательство. Это направление не только помогает вовлекать в бизнес слабо защищённые социальные слои населения за счёт расширения границ платёжеспособного спроса, но и создаёт новые объекты экономической инфраструктуры. Развитие данного сегмента бизнеса происходит медленными темпами из-за отсутствия нормативного регулирования, недостаточного количества информации о деятельности в социальной сфере, а также малый масштаб внедрения инноваций, что предполагает необходимость в выстраивании целенаправленной государственной политики, которая способствовала бы активизации инновационных процессов в социальной сфере.

По данным Росстата, в современной России по итогам 2014 года осуществляют свою деятельность около 6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых 2136 тыс. - субъекты социального предпринимательства, что составляет 35,6 %. По данным Алтайкрайстата, по состоянию на 1 января 2015 года в регионе осуществляют деятельность более 88 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 30,8 тыс. - представители социального бизнеса.

Социальное предпринимательство берет свое начало в России 19 века, когда отец Иоанн Сергиев в Кронштадте создал дома трудолюбия, которые являлись примером российской комплексной трудовой помощи. «Дом трудолюбия» представлял собой центр, одновременно занимающийся благотворительностью, трудоустройством и учебно-воспитательной работой.

Впервые понятие «социальный предприниматель» стало употребляться в 60-х годах 20-го века в Великобритании, где в это время функционировали кооперативы, которые являлись средством финансирования социальных потребностей населения. Но более устойчивое и широкое употребление термин «социальное предпринимательство» получил в 70-80-х годах 20-го века. Большую известность социальное предпринимательство получило благодаря Грегори Дизу, Биллу Драйтону, Мухамеду Юнусу и другим [4].

Очевидно, что социальное предпринимательство существовало всегда, но носило иной характер. В условиях современности, когда развитие технологий не стоит на месте, с каждым годом все сильнее возрастает зависимость экономических, социальных, политических и иных процессов от инновационного подхода в решении возникающих проблем. Совершенствуясь вместе с обществом, социальный бизнес приобретает новые формы и интерпретации.

Рассматривая термин «предпринимательство» в целом, следует вспомнить утверждение Йозефа Шумпетера о том, что предприниматель – это инноватор, который применяет привычные способы и методы производства, используя новейшие технологии, тем самым двигая экономику страны вперед и выводя на новый уровень.

В современной трактовке социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, направленная на улучшение жизни, удовлетворение потребностей населения, решения проблем, возникающих в социуме [5].

Критерии социального предпринимательства:

  1. социальная миссия – направленность на смягчение социальных проблем, устойчивость положительного социального результата;
  2. предпринимательский подход – способность социального предпринимателя предвидеть изменения рыночной ситуации, находить возможности и ресурсы, разрабатывать и применять новые решения, оказывающие позитивное влияние на общество в долгосрочной перспективе;
  3. инновационность – применение принципиально новых методов и ресурсов в решении социальных проблем;
  4. тиражируемость – распространение положительного опыта с целью увеличения социального воздействия;
  5. самоокупаемость и финансовая устойчивость – способность социального предприятия решать социальные проблемы за счет доходов, получаемых от собственной деятельности [6].

Применение новых, уникальных подходов, способствующих увеличению социального воздействия, позволяет рассматривать социальное предпринимательство как субъект инновационной деятельности. Этот аспект регламентируется Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». В Алтайском крае инновационная деятельность социального предпринимателя регулируется Законом Алтайского края от 04.09. 2013 № 46-ЗС «О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае».

Одним из приоритетных направлений инновационной деятельности в Алтайском крае является применение новых технологий в социальной сфере [2]. С целью реализации данного направления постановлением Администрации Алтайского края от 28.04.2014 № 209 учрежден конкурс инновационных проектов социального предпринимательства, основной задачей которого является поиск наиболее эффективных и перспективных инновационных проектов социального предпринимательства, а также поддержка, популяризация и эффективное продвижение бизнеса социальной сферы.

В качестве примера реализации инновационного подхода в деятельности социальных предпринимателей можно рассмотреть результаты отбора победителей ежегодного краевого конкурса инновационных проектов, в котором Администрацией Алтайского края были поддержаны следующие заявки социального бизнес-сообщества: «Лазерные технологии в комбинированном методе лечения зубов у больных, страдающих гемофилией» (ООО «Стоматология «ИРИС», г. Барнаул), «Линия Жизни» (ООО «ЮК», г. Барнаул), «Сенсорная комната развития для детей с ограниченными возможностями на базе детского центра развития «Киндерландия» (ООО «Сияние Сибири», г. Барнаул), «Шаг из круга» (Немецкая национальная районная Общественная организация Алтайской краевой Общественной организации Всероссийского общества инвалидов, Немецкий национальный район) и другие. Данные проекты демонстрируют разносторонность и многообразие проблем, возникающих в обществе, требующих индивидуального подхода с применением новейших разработок.

Подробнее рассмотрим деятельность ООО «ЮК», практикующего внедрение новых технологий в социальную сферу ООО «ЮК». Основной вид деятельности – продажа GPS-трекеров и персональных навигационных устройств для детей и родителей, пожилых людей, домашних питомцев. При использовании современных гаджетов оказывается экстренная социальная и медицинская помощь людям, которые в ней нуждаются, но не всегда могут самостоятельно связаться с соответствующими службами.

По данным Алтайкрайстата численность населения Алтайского края в возрасте старше 60 лет составляет более 500 тысяч человек. Это группа населения, которая может подвергаться опасности. По данным статистических исследований в день пропадает около 50 детей и далеко не всегда исход подобных событий принимает позитивный оборот. Поскольку ребенок не может оценить ситуацию должным образом и выстроить четкий алгоритм действий, все более актуальным становиться вопрос его безопасности, несмотря на тот факт, что у 100% детей в школе есть мобильный телефон, эффективность от него не всегда есть.

В 2014 году ООО «ЮК» приняло участие в краевом конкурсе инновационных проектов социального предпринимательства, представив проект «Линия жизни». Демонстрируя высокую социальную значимость и мощную инновационную составляющую, проект был поддержан Администрацией Алтайского края.

В рамках Всероссийского стартап-тура 2015, организованном Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Сколково, ООО «ЮК» одержало победу в номинации «Инновации для детей», опередив более 400 претендентов из Алтайского края, Томской, Омской, Кемеровской и Новосибирской областей.

GPS-трекеры популярны в крупных городах других регионов, в Алтайском крае это первая фирма, которая реализует подобную деятельность, используя усовершенствованную технологию. Система позволяет не только узнать, где в данный момент находится человек, нуждающийся в помощи и отследить траекторию его пути, но и с помощью специального сервера прослушать, что происходит в месте его пребывания. При увеличении скорости движения до 60 км в час, что может означать, что, к примеру, ребенок сел в машину, на мобильный телефон родителей поступает тревожный сигнал. Также трекеры приобретают для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. При нажатии кнопки SOS специалист call-центра, проверив вызов, оперативно реагирует на тревожную ситуацию.

Модельный ряд трекеров ООО «ЮК» включает:

  • персональный трекер с кнопкой SOS в водонепроницаемом корпусе помогает следить за людьми, животными, имуществом и транспортными средствами;
  • персональный трекер – наручные часы позволяет в любой момент времени отследить, где находится человек, отслеживает маршрут в режиме реального времени;
  • персональный трекер Сигард Персонал представляет собой компактное ГЛОНАСС/GPS устройство, предназначенное для мониторинга перемещения людей и их ценностей, а также любых подвижных объектов. Прибор позволяет вести удаленный мониторинг соблюдения безопасности объектов, а также контроля над ними. Емкость аккумуляторов позволяет работать прибору непрерывно около 48 часов и 2 недели в режиме ожидания [7].

Деятельность представителей социального бизнеса, в частности ООО «ЮК» подчеркивает значимость внедрения инноваций в предпринимательство, так как решение проблем социального характера требует персонализации и неотложности, что может обеспечить только принципиально новые технологии и подходы.

Как уже было отмечено ранее, внедрение инноваций в социальный бизнес имеет положительную динамику роста, но не достаточную, чтобы вывести социальное предпринимательство на лидирующие позиции. Это обусловлено слабой нормативно-правовой базой, низкой тиражируемостью положительного опыта инновационной деятельности, недостаточным участием молодых людей в инновационной деятельности, нехваткой персонала требуемой квалификации на рынке труда.

Для достижения более прогрессивного развития социальной сферы Алтайского края и внедрения инноваций в предпринимательскую деятельность нам представляется целесообразным:

  • разработать и принять правовые акты, регламентирующие деятельность социальных предпринимателей как субъектов инновационной инфраструктуры региона, определяющих их права и обязанности;
  • активнее использовать социальную рекламу как для пропаганды идей и значения социального предпринимательства, особенно среди молодежи, так и для информирования потребителей о новых для них возможностях в получении социальных услуг;
  • ежегодно проводить региональные конкурсы поддержки социального бизнеса с целью выявления наиболее эффективных и перспективных инновационных проектов, распространения положительного предпринимательского опыта, а также содействия развитию социального предпринимательства в Алтайском крае;
  • разработать комплексную модель образовательных программ, включающую в себя бизнес-коучинг, менторство, проведение семинаров и тренингов. Такой подход к обучению будет способствовать повышению профессионализма персонала в области ведения социального предпринимательства, а также генерированию новых идей.

Социальное предпринимательство с каждым годом приобретает все большую значимость, как на уровне региональных властей, так и на федеральном уровне. Программы поддержки социального бизнеса прирастают количественно и подобные меры существуют почти в каждом регионе страны, что позволяет привлекать дополнительное финансирование.

Сегодня данный сегмент предпринимательства – это область экономики, которая характеризуется стремительными темпами развития, что в свою очередь способствует повышению эффективности ведения бизнеса, укреплению новых хозяйственных связей, а также активизации инновационной деятельности.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»
  2. Закон Алтайского края от 4.09.2013 № 46-ЗС «О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае»
  3. Постановление Администрации Алтайского края от 28.04.2014 № 209 «О проведении ежегодного краевого конкурса инновационных проектов социального предпринимательства»
  4. Обзор опыта и концепции социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России [Электронный ресурс]. http://www.hse.ru/data/502/962/1236/report.pdf (дата обращения: 11.01.2016)
  5. Портал «Новый бизнес: Социальное предпринимательство» [Электронный ресурс]. http://www.nb-fund.ru/ (дата обращения: 12.01.2016)
  6. Журнал «Новые технологии» [Электронный ресурс]. http://novtex.ru/jorn.htm (дата обращения: 12.01.2016)
  7. Портал «Линия жизни: служба поддержки» [Электронный ресурс]. http://линия-жизни22.рф/ (дата обращения: 22.01.2016)
  8. Портал «Алтайский краевой инновационный банк данных» [Электронный ресурс]. http://www.altkibd.ru/ (дата обращения: 19.01.2016)
  9. Соколова О.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.Н. Соколова. – М.: КНОРУС, 2012. - 200 c.

Цитировать

Ковалевская, А.А. Социальное предпринимательство как субъект инновационной деятельности / А.А. Ковалевская, О.Н. Соколова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 65-69. — URL: https://novainfo.ru/article/4271 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться