Особенности воспитания подростка в семье

NovaInfo 40, с.175-178, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 27
CC BY-NC

Аннотация

Воспитание подростка невозможно без адекватного родительского влияния. Это связано и с особенностями переходного возраста и со стремлением взрослых сформировать у вчерашнего ребенка конкретные личностные качества. Такие особенности подростков, как постоянное стремление действовать самостоятельно, ощущение собственной взрослости, независимость и первые попытки самовыражения, преимущество авторитета друзей над авторитетом родителей, способны доставить родителям немало проблем. Именно поэтому проблема воспитания подростка в семье является актуальной.

Ключевые слова

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, ВОСПИТАНИЕ, СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Текст научной работы

Изучение особенностей воспитания детей в семье и ее жизнедеятельности стало предметом исследования различных отраслей наук, таких как педагогика (А. Макаренко, А. Мудрик, В. Сатир), психология (Е. Вроно, И. Кон, Э. Эйдемиллер), что обусловлено многоаспектностью проблемы, находящейся на стыке разных наук.

Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период ребенок имеет повышенную возбудимость, импульсивность [4, с. 105].

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи, отношение к ребенку. Все это ограничено переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по разному [5, с. 49].

Целью семейного воспитания является формирования таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания [2, с. 114].

Е. Капцова выделяет такие особенности воспитания подростка в семье:

  1. Эмоциональное принятие ребенка. Под принятием понимается безусловно положительное отношение к подростку не зависимо от исходных ожиданий родителей и от конкретных успехов ребенка. Принимающие подростка родители - это родители, эмоционально понимающие его, сочувствующие ему, своевременно реагирующие на потребности подростка. Тем самым такие родители создают у подростка бессознательную уверенность в том, что он нужен и интересен другим людям, в том, что он обладает необходимыми личностными средствами для достижения своих целей.
  2. Заинтересованность родителей в жизни подростка. Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по тому интересу, который родители проявляют к его жизни, по тому количеству времени, которое они готовы ему уделить, по их готовности и желанию быть рядом с ним и при необходимости оказать помощь. Нужно больше разговаривать с подростком, рассказывать о своей работе, обсуждать с ними его дела, знать его интересы и заботы.
  3. Способ родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств подростка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Подростки жаждут встретить со стороны родителей сопереживание и понимание, готовность выслушать без скепсиса. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
  4. Соблюдение доверительности и открытости отношений с подростком. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию.
  5. Эмоциональная устойчивость и умение управлять гневом. Родителям не стоит раздражаться и не проявлять агрессивности в разговоре с подростком, нужно сохранять спокойствие и сдержанность. Грубость родителей вызовет ответную реакцию. Нужно постараться отнестись к подростку с уважением, и помнить о его ранимости и уязвимости.
  6. Понимание мотивов поведения подростка. Родители смогут помочь подростку только тогда, когда он поймет и осознает, что он понят. Родители должны чувствовать ребенка и принимать его и его проблемы такими, какие они есть. Только тогда ребенок откроется и решит изменить свое поведение в лучшую сторону.
  7. Организация совместной деятельности. Потребность в организации досуга и отдыха подростка с семьей очень важна. Это способствует правильному ритму и режиму жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. Это могут быть совместные путешествия, поездки за город, субботние обеды. Такой способ помогает семье сблизиться, поднимает самооценку подростка, когда он осознает, что с родителями можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности подростка, будет способствовать ее гармоничному развитию [3, с. 72].

Е. А. Аркин утверждал, что в воспитании необходимо чувство меры. С одной стороны, любовь, ласка, приветливое обращение столь же необходимы для физического и душевного развития подростка. С другой стороны, заласкивающее, изнеживающее воспитание расслабляет силы ребенка, разлагает его личность, формирует в нем беспомощного, безвольного, малоценного члена общества [5, с. 82].

Сатир В. указывает, что взаимоотношения ребенка-подростка с родителями является наиболее сложными и проблематичными. Подросток, наполненный энергией жизни, стремящийся к новым впечатлениям, проходит через тяжелые испытания в поисках собственного пути. Как отмечает автор, родителям необходимо постепенно готовится к роли сверстников, консультантов, чтобы в будущем с данных позиций общаться с ребенком, направлять его и помогать взаимодействовать с окружающим миром [2, с. 34].

Воспитание подростков, самая сложная задача, которую необходимо решать родителям. Сложность в общении родителей с подростками, обусловлено противоречием между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве.

Вывод. Таким образом, проанализировав литературу по теме исследования выделяем особенности воспитания подростка в семье как эмоциональное принятие ребенка, заинтересованность родителей в жизни подростка, способ родителей слушать, понимать и сопереживать, соблюдение доверительности и открытости отношений с подростком, эмоциональная устойчивость и умение управлять гневом, понимание мотивов поведения подростка, организация совместной деятельности.

Читайте также

Список литературы

  1. Бобылева И. А. Семейное воспитание в контексте социальных изменений / И. А. Бобылева // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. – 2007. – № 3. – С. 45 – 59.
  2. Капцова Е. В. Особенности самосознания подростков при различном восприятии семейной ситуации / Е. В. Капцова. – М. : Генезис, 2002. – 169 с.
  3. Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование / А. Г. Лидере, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова. – М. : МГУ, 2004. – 344 с.
  4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Академ. проект, 2002. – 120 с.
  5. А. Ю. Гранкин, Е. А. Аркин о семейном воспитании /А. Ю. Гранкин// Педагогика. 2004. № 6. С. 80 – 84.
  6. В. Сатир Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. – М. : Педагогика–пресс, 1992. - 190 с.

Цитировать

Железняк, С.В. Особенности воспитания подростка в семье / С.В. Железняк. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 175-178. — URL: https://novainfo.ru/article/4273 (дата обращения: 26.09.2022).

Поделиться