Роль государства в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

NovaInfo 41, с.251-254, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Политология
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 339
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены основные аспекты государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Определены основные цели и задачи, реализуемые государством в области защиты населения от ЧС, а также принципы государственного регулирования вопросов обеспечения защиты населения, общества и территорий от стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

Аудиоверсия

Текст научной работы

В России, как и во всем мире, в последние годы наблюдается рост числа возникающих катастроф природного, экологического и техногенного характера, масштабов ущерба от них. Это обусловлено, в первую очередь, прогрессирующей урбанизацией территорий, увеличением плотности населения Земли, и как следствие, антропогенным воздействием и наблюдающимся глобальным изменением климата на планете. В связи с эти проблема защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера стала весьма актуальной. Она сформировалась в последние годы в системе государственного регулирования страны как первостепенная потребность и определена как функция государства.

В ст.72 Конституции Российской Федерации сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий» [1].

Прежде всего, роль государства состоит в создании системы соответствующих организационных структур. В России на всех уровнях власти образованы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Решением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113 создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС) [2].

Важная роль принадлежит государству в создании специальных сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 определен перечень сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, часть из которых предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, другая часть – для ликвидации чрезвычайных ситуаций [3].

Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», целью которого являлось создание правовых основ в области предупреждения катастроф, снижения размеров ущерба и потерь от них, а также ликвидации их последствий, расписаны полномочия органов государственной власти всех уровней, в том числе Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера [4].

В рамках государственной политики создана и продолжает совершенствоваться законодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующая вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, функционирования РСЧС и др.

Стоит также отметить, что прерогативой государства является осуществление важных контрольно-регулирующих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. К ним, кроме нормативно-правового регулирования, относится: 1) проведение государственной экспертизы проектов потенциального опасных объектов; 2) декларирование промышленной безопасности; 3) стандартизация; 4) лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности; 5) государственный надзор в областях техногенной безопасности; 6) информирование населения об угрозах, способных причинить вред их жизни и здоровью [5].

Основными целями и задачами государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

  • обеспечение безопасности и условий нормальной жизнедеятельности человека, общества, государства;
  • организация и осуществление комплексной защиты населения и территорий при возникновении угрозы и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • поддержание в постоянной готовности государства и всех его структур к оперативному реагированию на возникающие угрозы;
  • оказание помощи в рамках международного сотрудничества государствам, подвергшимся воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф [6].

Обобщив вышесказанное, определим, что основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Формирование и реализация государственной политики в рассматриваемой области осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

  • защите от чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;
  • подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;
  • мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
  • основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;
  • планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;
  • объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также, при необходимости, силы и средства других субъектов Российской Федерации [6].

Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно-технических программ, планов развития и совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также с помощью комплекса мер организационного, инженерно-технического, экономического и административного характера.

Эффективность обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, уровень этой безопасности в значительной мере зависят от результативности государственной политики, осуществляемой в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Читайте также

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) Режим доступа: http://www.constitution.ru/
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  5. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / С.А. Буланенков, С.И. Воронов, П.П. Губченко. Под общ. ред. Фалеев М.И. – Калуга: ГУП Облиздат, 2001. – 480 с.
  6. Предупреждение чрезвычайных ситуаций в техносфере. Учебное пособие/Ю.Н. Рейхов, С.Б. Слепушкин, В.Ф. Мищенко. – Новогорск: Академия гражданской защиты МЧС России, 1999 г. – 241 с.

Цитировать

Салихов, М.Р. Роль государства в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / М.Р. Салихов, Р.Р. Шапошникова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 251-254. — URL: https://novainfo.ru/article/4324 (дата обращения: 29.03.2023).

Поделиться