Понятие антикоррупционной экспертизы

NovaInfo 41, с.147-151, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируется история возникновения и развития института антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации, даются ссылки на нормативные правовые акты, которые в разные годы регламентировали процедуру проведения антикоррупционной экспертизы. Ввиду отсутствия законодательного понятия «антикоррупционная экспертиза» автором цитируются определения отдельных ученых и дается свое. При этом, автор исходит из того, что антикоррупционная экспертиза должна носить комплексный характер.

Ключевые слова

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, КОРРУПЦИЯ, НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ, ЭКСПЕРТ, КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР

Текст научной работы

Правовые основы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в нашей стране были заложены на состоявшемся 15 ноября 2003 года в г. Санкт-Петербурге 22-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ), когда был принят Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике».

В статье 2 Модельного закона было сформулировано определение антикоррупционной экспертизы: «Антикоррупционная экспертиза правовых актов – деятельность специалистов (экспертов) по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов. Коррупциогенный фактор – явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению».

Незадолго до этого Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой Генеральной ассамблеей 31 октября 2003 года, государству-участнику было предписано стремиться периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней. Однако такую «оценку» нельзя считать синонимом термина «антикоррупционная экспертиза», поскольку может подразумевать под собой и то, что в действующем российском законодательстве называется «оценка регулирующего воздействия», и проверку соотношения бюджетных расходов полученному результату. Понятие «правовые документы» также не конкретизировано, оно включает в себя не только нормативные акты, но и акты индивидуального применения, носящие ненормативный характер (письма, инструкции и т.п.), которые лишь в нормативных актах отдельных субъектов Российской Федерации, например в постановлении Губернатора Московской области от 14 августа 2013 года № 193-ПГ «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, и их проектов», признаются объектами антикоррупционной экспертизы.

31 июля 2008 года Президентом Российской Федерации был утвержден Национальный план противодействия коррупции (№ Пр-1568). Согласно Национальному плану в его первоначальной редакции одной из мер по законодательному обеспечению противодействия коррупции является, в частности, совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации. Данная мера определена как направленная на профилактику коррупции, то есть способствующая ликвидации причин ее возникновения.

Антикоррупционная экспертиза, как особое направление деятельности, также была упомянута в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годы. Позднее идея проведения антикоррупционной экспертизы получила развитие в федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который установил, что проведение обязательной антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов относится к мерам по предупреждению (профилактике) коррупции.

Первыми документами, описывающими процедуру проведения антикоррупционной экспертизы, в нашей стране стали утвержденные 5 марта 2009 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 195 Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции и Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 196.

Позже, Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее по тексту – Закон об антикоррупционной экспертизе) были установлены принципы, правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Однако, в нем так и не было дано определение понятия «антикоррупционная экспертиза».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» были утверждены новые Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Несмотря на наличие такой законодательной базы в области противодействия коррупции, в общем, и в сфере антикоррупционной экспертизы, в частности, в законодательстве Российской Федерации до сих пор отсутствует нормативное определение понятия «антикоррупционная экспертиза». Различные ученые и раньше и сейчас дают ей свои определения этому термину.

Так, К. И. Головщинский под антикоррупционной экспертизой законодательства понимает комплекс мероприятий по выявлению норм права, способных устанавливать такие рамки взаимоотношений между агентами, которые повышают вероятность их вступления в коррупционные взаимодействия.

Т. О. Кошаева, отождествляет антикоррупционную экспертизу с анализом нормативных правовых актов и понимает под ней выявление в нормативных правовых актах и их проектах правовых предпосылок коррупции, т.е. правовых норм, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении этих актов.

Согласно определению, данному П. А. Кабановым, антикоррупционная экспертиза – это «деятельность компетентных и уполномоченных на то соответствующими органами физических и юридических лиц (экспертов и экспертных учреждений), состоящая из проведения исследования нормативных правовых актов и (или) проектов нормативных правовых актов, иных правовых документов в целях выявления в них коррупциогенных факторов, а также дача ими заключения или иного документа по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний, умений и навыков в области правового регулирования противодействия коррупции и практики реализации антикоррупционного законодательства и подзаконных антикоррупционных нормативных правовых актов».

Формулируя собственное мнение, касающееся определения антикоррупционной экспертизы, мы исходим из того, что она должна носить комплексный характер и включать в себя элементы юридической, социально-экономической, финансовой, экологической, криминологической экспертизы и иных видов экспертиз.

Действующее законодательство не предусматривает такого понятия, как «комплексная антикоррупционная экспертиза». Но во многих случаях возникает необходимость провести исследование, основанное на специальных знаниях. Причем для разрешения вопросов экспертизы необходимо применить целый ряд частнонаучных методов, юристы без специальной подготовки не могут владеть этими методами в полном объеме.

Компетентность эксперта не должна сводиться к юридической профессии. Объем нормативных правовых актов очень велик. Процесс обсуждения и принятия нормативных правовых актов представляет собой коллективную деятельность, в течение которой вносятся многочисленные поправки и изменения. Соответственно, круг лиц, причастных к их созданию и заинтересованных в их качестве, тоже весьма значителен. Конечно, субъекты, проводящие антикоррупционную экспертизу, могут привлекать специалистов, которые по результатам готовят предложения, данные предложения могут быть включены в итоговое заключение. Но для повышения эффективности считаем, что в отдельных случаях, указанных в законе антикоррупционная экспертиза должна носить комплексный характер.

В настоящее время уже не разрабатываются нормативные правовые акты, в которых используются только юридические термины и понятия. Технический прогресс последних десятилетий, компьютеризация общества, приток инвестиций в страну, множество государственных и социальных программ разной направленности создали необходимость привлечения специалистов в данных областях при разработке нормативных правовых актов. Невозможно выявить все коррупционные риски, анализируя, например, закон о бюджете или о защите компьютерной информации только с точки зрения соблюдения юридико-технических правил, не обращаясь к данным иных наук. При анализе подобных нормативных правовых актов или их проектов необходимы не только юридические знания. Полагаем, что в проведении антикоррупционной экспертизы хотя бы социально значимых законопроектов должны принимать участие специалист по законодательной технике и специалист в предметной области.

Справедливости ради, надо сказать, что и до появления института антикоррупционной экспертизы специалисты привлекались к разработке текстов нормативных правовых актов, которые содержат большое количество технических, экономических и тому подобных терминов, но на этом их участие заканчивалось.

Одной их задач антикоррупционной экспертизы является прогнозирование возможных рисков, связанных с применением законов в будущем. Привлекая специалистов для проведения антикоррупционной экспертизы, органы государственной власти снизят вероятность использования недобросовестными чиновниками нормативного правового акта в своих интересах. Полагаем, что к проведению антикоррупционной экспертизы целесообразно активно привлекать специалистов по экономике, социологии, управлению, информатике, экологии, психологии и т.д. Такие специалисты помогут, по нашему мнению, устранять «лазейки» в законе еще на стадии его разработки. Результат работы специалистов должен обобщаться на этапе комплексного рассмотрения всех выявленных коррупциогенных факторов в виде соответствующего заключения.

Таким образом, по нашему мнению, антикоррупционная экспертиза – это совместная деятельность законодательно определенных субъектов по законодательной технике и привлекаемых специалистов в предметной области по комплексной правовой проверке нормативных правовых актов или их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и подготовки обоснованных рекомендаций по их устранению путем извлечения или преодоления.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (по состоянию на 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. I). – Ст. 6228.
  2. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ (по состоянию на 21 октября 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 29. – Ст. 3609.
  3. Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы: утв. указом Президента РФ от 31 июля 2008 г. № Пр-1568 // Российская газета. – 2008. – 05 августа (№ 164).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» от 05.03.2009 № 195 // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 10. – Ст. 1240.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» от 05.03.2009 № 196 // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 10. – Ст. 1241.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 26.02.2010 № 96 // Собрание законодательства РФ. – 2010. – №10. – Ст. 1084.
  7. Постановление Губернатора Московской области «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, и их проектов» от 14 августа 2013 г. № 193-ПГ // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – М.: КонсультантПлюс, 1997-2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  8. Постановление Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ от 15 ноября 2003 г. № 22-15, Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. – 2004. – № 33. – С. 225-260.
  9. Головщинский К. И. Диагностика коррупциогенности законодательства: учеб. пособие / К. И. Головщинский. - М.: Индем, 2004. – 61 с.
  10. Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник / Т. В. Кашанина. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 496 с.
  11. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» / под ред. П. А. Кабанова. - Казань: Изд-во "Познание" Института экономики, управления и права, 2010. - 120 с.
  12. Правовые акты: антикоррупционный анализ: научно-практ. пособие / И. С. Власов, А. А. Колесник, Т. О. Кошаева [и др.]; отв. ред. В. Н. Найденко, Ю. А. Тихомиров, Т. Я. Хабриева. - М.: КОНТРАКТ, ВолтерсКлувер, 2010. - 176 с.

Цитировать

Соколова, Н.Г. Понятие антикоррупционной экспертизы / Н.Г. Соколова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 147-151. — URL: https://novainfo.ru/article/4327 (дата обращения: 19.05.2022).

Поделиться