Транспорт является одной из самых важных отраслей хозяйства, которая удовлетворяет потребности хозяйства и всего населения в перевозках, а также является крупной составной частью инфраструктуры, непосредственно влияет на динамичность и эффективность социально-экономического развития регионов и страны в целом. Основным видом транспорта является автомобильный.[3]
В современных условиях огромное значение имеет ремонт и содержание автомобильных дорог. Комплекс работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог является одним из наиболее важных условий для обеспечения сохранности автодороги, повышения безопасности движения, долговечности и надежности автомобильных дорог, сооружений расположенных на дороге, эффективности обслуживания пользователей и оптимизации расходования денежных средств, которые выделяются на нужды дорожного хозяйства. [1]
Объектом исследования является дорожное хозяйство городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Предметом является система контроля за качеством строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог.
Основными источниками информации являются: Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,Градостроительный Кодекс РФ, СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» от 01.01.1986 г., Интернет-ресурсы, статьи и монографии по тематике исследования. [5]
Транспортная система Российской Федерации включает в себя железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, трубопроводный и воздушный транспорт. Каждый из перечисленных видов транспорта выполняет определенную функцию исходя из характера грузов. Транспорт является одной из самых важных отраслей хозяйства, которая удовлетворяет потребности хозяйства и всего населения в перевозках, является крупной составной частью инфраструктуры, непосредственно влияет на динамичность и эффективность социально-экономического развития регионов и страны в общем.
В нашей стране очень велико значение транспортной системы. Россия занимает огромную часть суши земного шара и имеет огромные расстояния между западной и восточной границами. Транспорт в России способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и областях культуры. Также транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и развития экономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических проблем.[9]
Наиболее гибким и массовым из всех видов транспорта является автомобильный. Автомобильный транспорт – это вид транспорта, который осуществляет перевозки пассажиров или грузов на всех видах автомобилей: легковых, автобусах, грузовых, автотягачах и прицепных повозках. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, а также позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки.
Значение автомобильных дорог постоянно растет в связи с изменением образа жизни людей, превращением автомобиля в необходимое средство передвижения, со значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличения объемов строительства и расширения международной торговли и развития сферы услуг.[10]
Основным Федеральным законом, регулирующим дорожную деятельность является Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-257).В соответствии с данным законом, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, который предназначен для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них (или под ними) конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, которые являются ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог [2].
К автодорогам общего пользования относятся дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного количества лиц.
К автодорогам необщего пользования относятся дороги, которые находятся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими только для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Автодороги необщего пользования федерального значения и их участки не могут быть включены в перечень автодорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения.[11]
Ключевыми проблемами на пути развития транспортного комплекса Республики Башкортостан являются:
- низкий уровень координации при определении тарифной политики и развитии инфраструктуры различных видов транспорта;
- недостаточный объем инвестиций в развитие парка подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, устаревание речных и воздушных судов;
- высокий удельный вес самортизированного парка транспортных средств;
- недостаточный уровень технической готовности ряда объектов;
- дефицит ремонтной базы;
- низкая скорость перемещения по автомобильным дорогам и желез- нодорожным путям ввиду неудовлетворительного технического состояния участков автомобильной и железнодорожной сети;
- большое количество пересечений железнодорожных путей и автомобильных дорог в одном уровне;
- снижение количества судоходных участков внутренних водных путей, простои речного флота ввиду низкой пропускной способности имеющихся судоходных участков внутренних водных путей;
- несоответствие планов развития производственных мощностей в различных районах республики с планами модернизации транспортной сети;
- низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры, и рынка логистических услуг в целом при одновременном значительном увеличении потребностей в перевозках, складских и сопутствующих услугах. [6]
Вышеперечисленные проблемы не позволяют в должной мере реализо- вать выгоды географического положения Республики Башкортостан, снижают возможности транспортного комплекса региона в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок, ухудшают привлекательность транспортных коммуникаций для транзитных перевозок. Все это в итоге ведет к снижению темпов социально-экономического развития региона, потере потенциальных доходов, а, следовательно, к сокращению доходной базы бюджетов всех уровней. В связи с этим перед Республикой Башкортостан, как и страной в целом стоит задача приведения транспортной системы в соответствие с перспективными требованиями социального и экономического развития страны, в том числе, с учетом ее места в общемировой системе, согласования и сбалансированной комплексной увязки всех действующих и перспективных программ и планов развития транспортной системы на всех уровнях. [15]