В современной России наивысшей ценностью по Конституции признается многонациональный народ страны, то есть граждане. Защита жизни и здоровья граждан от всевозможных внешних и внутренних угроз – обязанность сильного и суверенного государства. Одна из самых главных угроз, ведущих к смерти или причинения вреда здоровью гражданина, в России – дорожно-транспортные происшествия. Поэтому сегодня особенно важно понимать и поддерживать курс страны на эффективное обеспечение государственного управления безопасностью дорожного движения в России.
Безопасность дорожного движения (БДД) в литературе понимается, как совокупность мер, которые способствуют своевременному предотвращению или вовсе исключению возможности возникновения ситуации угрозы жизни гражданина, в которой он может оказаться вследствие участия в функционировании дорожно-транспортного комплекса. Государственное управление безопасностью дорожного движения в свою очередь определяется, как комплекс мер, предпринимаемых государством по обеспечению безопасности дорожного движения для граждан.
Государственное управление безопасностью дорожного движения в России состоит из двух направлений: издание нормативно-правовых актов, регулирующих и определяющих нормы поведения (или ответственность) лиц, при нахождении на дорожно-транспортном комплексе; создание специализированных государственных органов, которые осуществляют исполнительную и контролирующую функцию. [10-13]
Источниками правового регулирования безопасности дорожного движения являются: Конституция РФ, федеральные законы РФ (Федеральный закон № 196-1995 «О безопасности дорожного движения», Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и т.д.) постановления Правительства, указы Президента и другие нормативно правовые акты. [5-6]
Для эффективного управления безопасностью дорожного движения государственные властные структуры формируют нормы юридического права, с помощью которых специально созданные государством правоохранительные органы принуждают граждан исполнять инструкции, правила, направленные на защиту жизни, здоровья и всевозможных интересов граждан и общества в целом. При этом каждый государственный орган наделяется определенным кругом полномочий, именуемым компетенцией. Создание правоохранительных органов обусловлено потребностью в принуждении к исполнению юридических норм и управленческих решений в тех случаях, когда на добровольных началах они не реализуются. Таким образом, в России сформирована целостная система по обеспечению безопасного дорожного движения, обеспечивающая дорожно-транспортный комплекс правилами и запретами, нарушая которые гражданин подвергается административному или уголовному наказанию. [1-4]
К сожалению, на практике данная система сталкивается со множеством проблем. На сегодняшний день государственное управление безопасностью дорожного движения не является достаточно эффективной. Такому положению свидетельствуют статистические данные смертности людей, вследствие дорожно-транспортного происшествия. Ежегодно по этой причине погибает порядка тридцати тысяч человек. С другой стороны одной из насущных проблем государственного управления является безнравственное и противозаконное поведение сотрудников правоохранительных служб, которые, как правило, уличаются во взяточничестве, а также превышении должностных полномочий. Еще одной острой проблемой является качество дорог в стране. К сожалению, современные российские автомобильные дороги не обладают соответствующим качеством, в связи с этим по причине плохого качества дорог ежегодно в ДТП попадает большое количество людей. [7-9]
Все поставленные проблемы являются актуальными на сегодняшний день и требуют решения, как государством, так и гражданами страны. Сегодня государство прилагает все возможные усилия для изменения сложившейся ситуации на дорожно-транспортном комплексе к лучшему, но все еще остаются пробелы, которые необходимо заполнить.