В современной России состояние земельных и имущественных отношений находится на ранней стадии развития, в связи с тем, что в СССР не было частной собственности как таковой, а была лишь собственность государственная.Государственное регулирование земельных и имущественных отношений в субъектах государства также находится в развивающемся положении и имеет в своей компетенции ряд земельно-имущественных вопросов, отнесённых к полномочиям республики.
Земельно-имущественные отношения – это правоотношения, возникающие между гражданами, гражданином и государством, по поводу отношений связанных с владением, пользованием и распоряжением землей (имуществом). Земельно-имущественные отношения регулируются государством по двум направлениям: первое – административное (правовое) регулирование правоотношений по поводу земельно-имущественных отношений; второе – экономическое регулирование, посредством установления определенных условий в экономике, касающихся вопросов земельных и имущественных отношений.[5-8]
Источниками правового регулирования земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан, наряду с общепринятым федеральным нормативными правовыми актами такими как Земельный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ, являются законы Республики Башкортостан, например, одним из основных является Закон № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» и другие. [1-4]
Важной особенностью земельно-имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними является регулирование этих отношений гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами, согласно Земельному кодексу РФ. [11-14] В Республике Башкортостан государственное регулирование осуществляется также посредством принятия специальных нормативно-правовых актов в сфере земельно-правовых отношений, и созданием соответствующих органов власти. В Республике Башкортостан таковыми являются, например, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Территориальный орган федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) и другие. Республика, как субъект государства, имеет право на управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности субъекта федерации, включая земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. [9-10]
Учитывая вышеизложенное, мы приходим к выводу, что правовое и экономическое регулирование земельных и имущественных отношений в теоретическом аспекте осуществляется грамотно и согласно определённым нормам земельного и гражданского права. Но, к сожалению, на сегодняшний день земельно-имущественные отношения сталкиваются с многочисленными проблемами. Например таковыми являются: незнание о правилах регистрации на недвижимое имущество, в том числе не земельные участки; проблема неиспользования земель сельскохозяйственного назначения; проблемы приобретения прав на земельные участки, предоставленные гражданам до принятия Земельного кодекса 2001 года и другие многочисленные проблемы. Причиной всех этих проблем является сложность практического применения норм земельного права, а также всяческие правовые коллизии в нормативно-правовых актах, как республики так и страны. Таким образом, важно совершенствовать не только законодательство, но и его качественное исполнение гражданами и органами власти.
В заключении важно отметить, что земельные и имущественные отношения в России с каждым годом совершенствуются в области нормативно-правового регулирования. Однако Россия является государством с площадью колоссальных размеров, в связи с этим государственное регулирование земельно-имущественных отношений также затрудняется.