Особенности регулирования труда медицинских работников

NovaInfo 41, с.168-171, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Медицинские науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Регулирование трудовой деятельности медицинских работников определяется, в частности, системой здравоохранения, в рамках которой медицинский работник осуществляет свои трудовые функции.

Ключевые слова

МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА

Текст научной работы

Регулирование трудовой деятельности медицинских работников определяется, в частности, системой здравоохранения, в рамках которой медицинский работник осуществляет свои трудовые функции.

В качестве общей проблемы правового регулирования труда медицинских работников стоит отметить проблему медленного реформирования нормативной базы, регулирующей здравоохранение вообще и труд медицинских работников в частности [4].

В статье 350 Трудового кодекса Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2015 года) указано, что для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения [5].

В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить медицинскому работнику, как и любому другому, нормальные условия труда в соответствии с требованиями правил охраны труда. Однако в силу недостатка финансирования в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и нежелания обеспечивать охрану труда в некоторых частных учреждениях здравоохранения в угоду скорейшему получению прибыли состояние рабочих мест медицинских работников оставляет желать лучшего.

Приказ Минтруда России от 24.04.2015 № 250н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда»[2].

Предоставляемый вид компенсаций – доплаты за вредные или опасные условия труда. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ).

Чтобы претендовать на надбавку к зарплате за вредность, на рабочем месте медика по итогам специальной оценки условий труда должен быть установлен класс условий труда не ниже 3.1.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам спецоценки отнесены к вредным (класс вредности 3.2, 3.3, 3.4) либо опасным условиям труда (класс вредности 4) (ст. 117 ТК РФ). Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам составляет 7 календарных дней. Эти правила стали действовать с 1 января 2014 года.

Медработникам, которые имеют контакт с химическими или биологическими факторами, перечисленными в Приложении № 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н, положено молоко. Его можно заменять равноценными продуктами: кисломолочными продуктами, соками, желе, консервами.

В то же время нельзя заменять молоко сметаной, сливочным маслом.

Молоко или другие равноценные пищевые продукты можно заменить денежной компенсацией по письменному заявлению работника, если это предусмотрено в коллективном или трудовом договоре. Размер компенсации должен быть эквивалентен стоимости заменяемых продуктов питания (ст. 222 ТК РФ).

Компенсации, которые были установлены медицинскому персоналу по результатам аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года, работодатель должен предоставлять в неизменном виде, пока не закончится срок ее действия.

Новые требования, установленные в Трудовом кодексе, касающиеся сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительного отпуска за вредные условия труда и других компенсаций, можно применять только после того, как будет проведена специальная оценка условий труда.

Данные проблемы нашли свое отражение в последующих научно-исследовательских трудах [6-15].

Читайте также

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2015 года)
  2. Исаев А. Эффективное управление в здравоохранении// Рос. газета. – 2015. – 22 апреля. – С. 5.
  3. Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93
  4. Кадыров Ф.Н. Реформы в сфере здравоохранения: проблемы реализации // Менеджер здравоохранения. – 2015. - №1. – С.9-17.
  5. Шипова В.М. Нормирование труда в здравоохранении: проблемы и перспективы // Управление качеством в здравоохранении. – 2015. - №2. – С.10-19.
  6. Развитие правового обеспечения муниципального управления Дещекина С.И., Ханнанова Т.Р.Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 75-77.
  7. Пути совершенствования информационных технологий на государственной службе Ханнанова Т.Р., Копылова Т.В. Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 127-128.
  8. Проблемы использования бюджетных средств муниципальных образований Загидуллина Л.В., Габидуллина Е.В., Газизуллина А.М., Ханнанова Т.Р. Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 1352-1353.
  9. Государственнын целевые программы в области развития государственных услуг в сфере здравоохранения в Республике Башкортостан Ханнанова Т.Р., Сагидуллина К.Т. Экономика и социум. 2014. № 2-4 (11). С. 957-959.
  10. Проблема текучести кадров в органах местного самоуправления и пути ее решения Ахметзянов И.М., Ханнанова Т.Р. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 13-14.
  11. Состояние рынка труда Башкирии Ханнанова Е.С., Ханнанов Р.А. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 34 частях. Тамбов, 2013. С. 151-153.
  12. Государственное регулирование экономики: обоснование нового понимания и содержания Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 6. С. 918-933.
  13. Производственная деятельность – основа правовой организации современной экономики Ханнанов Р.А. Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2007. № 9. С. 33-39.
  14. Равноправие женщин в Российской Федерации Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 181-184.
  15. Совершенствование информационной деятельности органов государственного управления Республики Башкортостан Гарифуллина А.Ф., Юнусов А.З. Экономика и социум. 2014. № 2-1 (11). С. 1159-1163.

Цитировать

Закирова, С.И. Особенности регулирования труда медицинских работников / С.И. Закирова, Р.Р. Фищенко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 168-171. — URL: https://novainfo.ru/article/4466 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться