На современном этапе развития Россия является страной с развивающимся гражданским обществом. После развала Советского Союза, страна перешла к новой модели построения государственного строя, который имеет название – демократия. Таким образом, появляется политически активное общество, называемое гражданским, появляются различные общественные объединения и организации по интересам, группы давления и другие. Автономные некоммерческие организации являются ярчайшим показателем функционирования гражданского общества в России.
Прежде чем приступить к сущности государственного регулирования деятельности автономных некоммерческих организаций в России (АНО), нам следует выявить наиболее чёткое определение данного понятия. Законодательство Российской Федерации даёт такое истолкование термина: Автономная некоммерческая организацией – это унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Государственное регулирование деятельности АНО – это установление государством комплекса правил и норм деятельности АНО, которые закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах.
На сегодняшний день государственное регулирование деятельности всех некоммерческих организаций, в том числе АНО осуществляется посредством таких нормативно-правовых актов как: Гражданский кодекс РФ, ФЗ-7 «О некоммерческих организациях». А также посредством деятельности государственного органа, который непосредственно осуществляет правовое регулирование создания и деятельности АНО. В России таким органом является Министерство юстиции. [1-3]
Государственное регулирование деятельности АНО осуществляется посредством:
- определения порядка создания и функционирования основных руководящих органов АНО;
- определения круга лиц, которые могут и не могут являться учредителями АНО;
- определения порядка надзора и контроля за деятельностью АНО;
- определения вопросов, касающихся распоряжения собственностью и имуществом АНО;
- определения порядка ликвидации АНО;
- определения вопросов, касающихся правоотношений возникающих между АНО и другими лицами.
Однако, несмотря на, казалось бы, исчерпывающий перечень вопросов, регулируемых государством в этой узкой области, возникает ряд проблем, требующих решения. Во-первых: недостаточно полное раскрытие механизма правового регулирования деятельности АНО по вопросу получения прибыли. На сегодняшний день подавляющее количество АНО занимается деятельностью, которая приносит нескромный доход. Отсутствуют какие- либо ограничения по получению прибыли, также нет строгого механизма контроля, за оказанием услуг такими организациями. Во-вторых: переход государственных органов от регулирования к чрезмерному контролю за деятельностью АНО, в особенности, начиная с 2006 года и до настоящего времени. В-третьих: принятие подобных законов, а также факты мошенничества со стороны некоммерческих организаций (в т.ч. АНО), порождают недоверие граждан ко всему гражданскому обществу, в связи с чем пользоваться услугами АНО предпочитает лишь меньшая часть населения. Указанным проблемам, а также некоторым им аспектам посвящены научные труды Российских ученых. [4-13]
Таким образом, мы можем сделать вывод, что эффективность государственного регулирования деятельности автономных некоммерческих организаций на сегодняшний день находится не на самом высоком уровне, однако не стоит забывать, что гражданское общество в России только начинает формироваться, поэтому государственное регулирование гражданского общества ещё претерпит существенные изменения.