В соответствии с ч.2 ст. 40 Конституции Российской Федерации [1] органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство. Однако в Градостроительном Кодексе Российской Федерации,[2] являющимся основным источником градостроительного права, данная норма не получила развития. [2]
Правовое регулирование градостроительной деятельности было и остается одной из самых проблемных отраслей отечественной правовой системы. С одной стороны, надзирающие органы стремятся ужесточить контроль над организациями, осуществляющими застройку территорий под предлогом защиты интересов местного населения и обеспечения качества производства отрасли в целом, а с другой стороны последние стремятся избежать излишнего контроля и бюрократических препятствий, мешающих развитию градостроительного сектора экономики Российской Федерации. [9]
Президент Российской Федерации, в связи с этим, подчеркнул, что «нужно учитывать, что ряд отраслей сейчас оказался в зоне риска. Это в первую очередь строительство, автомобилестроение, легкая промышленность, железнодорожное машиностроение». [7] В свою очередь глава Республики Башкортостан отмечает, что « по некоторым ключевым позициям мы пока отстаем, в частности, по снижению административных барьеров в развитии предпринимательской деятельности. Есть не доработки в организации получения разрешения на строительство, оформления аренды земельных участков…надо в целом активизировать модернизацию строительного комплекса, сохранив при этом костяк надежных застройщиков. Необходимо повышать конкуренцию на строительном рынке, в том числе за счет привлечения внешних организаций». [6]
Также следует отметить Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., направленный на решение, обозначенных выше проблем, в соответствии с которым необходимо «подготовить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства». [3]
Несмотря на существующие проблемы, согласно статистическим данным деловая активность строительных организаций за 4 квартал 2015 года заметно улучшилась, так около 75% строительных компаний оценили ситуацию в строительстве как «удовлетворительную». При этом количество заключенных договоров на строительство увеличилось на 13% по сравнению с 4 кварталом 2014 года. [5]
В связи с ограниченностью свободных территорий в городах, застройщики всерьез взялись за так называемую «уплотнительную» или «точечную» застройку. В результате жители некоторых домов, еще вчера безмятежно спавшие по ночам, обнаруживают, что буквально их окна стали выходить вместо зеленой площадки на «синий забор», за которым возвышается строительный кран – а все это, в свою очередь, является предвестником шума от заколачиваемых свай и прочими, порой, значительными неудобствами. [10] При этом мэрия города Уфы, несмотря на голословные заявления о недопустимости «точечной застройки», решила наращивать объемы строительства за счет уплотнения территорий. [4]
В связи с этим следует предположить, что для обеспечения прав и свободы граждан в сфере градостроительной деятельности необходимо дополнить ч. 1 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следующим положение: «Развитие застроенных территорий предполагает строительство и модернизацию объектов культурного, оздоровительного и образовательного назначения. Строительство дополнительных объектов жилого, промышленного, торгового и иного коммерческого назначения, а равно размещение дополнительных парковок и стоянок автотранспорта в пределах застроенных территорий запрещено».
Наиболее актульные аспекты этой проблемы были рассмотрены в трудах научных ученных.[11-21]