Городская транспортная система — все виды транспортной инфраструктуры, автотранспортных средств и оборудования, а также их деятельность в городах, включая городской пассажирский транспорт, организацию дорожного движения, организацию парковки автотранспортных средств.[1]
В современном городе транспортная система (ТС) является важной частью его экономики, которая включает в себя:
- сеть улиц и дорог, предназначенных для связей отдельных районов рассматриваемого города;
- городской транспорт, осуществляющий перевозки груза и пассажиров в пределах города;
- транспортные предприятия, организующие работу городского транспорта.[2]
В функционировании ТС наблюдается ряд проблем, а именно снижение эффективности городского пассажирского транспорта, несовершенство системы организации и управления развитием дорожно-транспортного комплекса, транспортные заторы, что снижает качество жизни и создает различные экономические проблемы.
Для качественного управления функционированием и развитием городской транспортной системы необходим показатель, который бы в наиболее полной мере отражал ее текущее и перспективное состояние. Наиболее удобным в таком случае, как показывает практика управления, является показатель времени передвижения.
Время передвижения транспортного средства — это, то время, за которое это средство преодолевает определённый путь S1 с определённой скоростью V1.
Время передвижения пассажира — это, то время, за которое он на определённом транспортном средстве добирается из пункта отправленияв пункт назначения на расстояние S2 со скоростью V2.
Время передвижения на общественном транспортном средстве складывается из следующих составляющих:
- Время подхода пассажира от дома до остановочного пункта.
- Время ожидания транспортного средства на остановочном пункте.
- Время посадки в транспортное средство.
- Время движения в транспортном средстве, в том числе:
- время непосредственного движения;
- время задержек (простой в пробках, остановки на светофорах).
- Время высадки из транспортного средства.
- Время подхода пассажира от остановочного пункта к пункту назначения.
Показателя времени передвижения делится на составные части, что позволяет понять, от каких элементов ТС они зависят.
Таблица 1. Время передвижения на общественном транспортном средстве
Показатель времени |
Элементы ТС, от которых зависит показатель времени |
1. Время подхода пассажира от дома до остановочного пункта. |
Расположение остановочных пунктов. |
2. Время ожидания транспортного средства на остановочном пункте. |
Интервалы движения маршрутов. |
3. Время посадки в транспортное средство. |
Заполненность и само транспортное средство. |
4. Время движения в транспортном средстве, в том числе: а) время непосредственного движения; |
Маршрутная сеть, качество транспортных единиц, количество остановок, качество дороги. |
б) время задержки. |
Светофоры, регулирование движения. |
5. Время высадки из транспортного средства. |
Организация остановочного пункта. |
6. Время подхода пассажира от остановочного пункта к пункту назначения. |
Расположение остановочных пунктов. |
Время передвижения на индивидуальном транспортном средстве складывается из следующих составляющих:
- Время подхода пассажира от дома до места нахождения индивидуального транспортного средства.
- Время посадки в индивидуальное транспортное средство.
- Время движения в индивидуальном транспортном средства, в том числе:
- время непосредственного движения;
- время задержки (простой в пробках, остановки на светофорах).
- Время поиска парковочного места.
- Время высадки из индивидуального транспортного средства.
- Время подхода пассажира от парковочного места до пункта назначения.
Таблица 2. Время передвижения на индивидуальном транспортном средстве
Показатель времени |
Элементы ТС, от которых зависит показатель времени |
1. Время подхода пассажира из дома до места нахожденияиндивидуального транспортного средства. |
Расположение парковочных мест. |
2. Время посадки в индивидуальное транспортное средство. |
Индивидуальное транспортное средство. |
3. Время движения в индивидуальном транспортном средстве, в том числе: а) время непосредственного движения; |
Качество индивидуального транспортного средства, качество дороги. |
б) время задержки. |
Светофоров, регулирования движения, заторов. |
4. Время поиска парковочного места. |
Расположение парковочного места. |
5. Время высадки из индивидуального транспортного средства. |
Организация парковочного места. |
6. Время подхода пассажира от парковочного места до пункта назначения. |
Расположение парковочного места. |
Таким образом, показатель времени движения включается все элементы ТС и по нему можно определять ееэффективность.
Для определения эффективности нужно фактическое время сравнить с эталонным.
Эталонное время — это идеальное время, тот минимально возможный срок, за который можно осуществить поездку.Фактическое время всегда больше эталонного, так как в него будут входить непредвиденные остановки, стоянки на светофорах, проверки технического состояния транспортного средства и т.п. Однако при надлежащей организации движения и отсутствии форс-мажорных обстоятельств фактическое время всегда будет стремиться к эталонному.
Способы определения фактического времени:
- Замеры времени, которое потребуется пассажирам, чтобы преодолеть расстояние из точки А в точку В. Конечно, практически в каждом транспортном средстве, да и у любого пассажира есть часы, однако этот метод измерения времени будет достаточно грубым. Кроме того, все участвующиев эксперименте часы необходимо будет сверить и согласовать между собой. Для точного замера времени для каждого пассажира (или водителя автотранспортного средства) потребуется обычный секундомер.
- Замеры скорости передвижения пассажира либо транспортного средства. Обычно для измерения скорости транспортного средства служит спидометр, который присутствует в каждой машине.
Эталонное время определяется по следующей формуле:
tэт.=S/V (1)
где S-кратчайшее расстояние; V-скорость максимально возможная
Способы определения эталонного расстояния:
- По улично-дорожной сети (УДС) (берется наименьшее расстояние по УДС, и оно делится на максимально возможную скорость).
- По маршрутной системе (берется кратчайший путь по маршрутной системе и замеряется по карте).
- По прямоугольной схеме.
Наименьшее расстояние между точками наблюдается при прямоугольной схеме организации УДС, поэтому чтобы реализовать измерение, нужно от точек поднять высоты, чтобы они пересеклись под углом в 90 градусов и измерить это расстояние (рис.1).

Формула определения эффективности:
tэт./tфакт. (2)
где tэт — эталонное время; tфакт. – фактическое время
Чем ближе к 1, тем эффективнее функционирование транспортной системы, 0,7-0,8 — приемлемое значение, меньше 0,5 — плохая эффективность.
Таким образом, предложена методика определения эффективности городской транспортной системы по критерию времени передвижения. Время передвижения складывается из составных элементов, каждый из которых привязывается к определенным элементам ТС, что позволяет комплексно оценить ее функционирование. Оценка эффективности проводится путем сравнения фактического времени с эталонным.