Время передвижения как один из основных показателей эффективности функционирования городских транспортных систем

№85-1,

экономические науки

В статье рассмотрены составные части показателя времени передвижения, способы определения фактического и эталонного времени.

Похожие материалы

Городская транспортная система — все виды транспортной инфраструктуры, автотранспортных средств и оборудования, а также их деятельность в городах, включая городской пассажирский транспорт, организацию дорожного движения, организацию парковки автотранспортных средств.[1]

В современном городе транспортная система (ТС) является важной частью его экономики, которая включает в себя:

  1. сеть улиц и дорог, предназначенных для связей отдельных районов рассматриваемого города;
  2. городской транспорт, осуществляющий перевозки груза и пассажиров в пределах города;
  3. транспортные предприятия, организующие работу городского транспорта.[2]

В функционировании ТС наблюдается ряд проблем, а именно снижение эффективности городского пассажирского транспорта, несовершенство системы организации и управления развитием дорожно-транспортного комплекса, транспортные заторы, что снижает качество жизни и создает различные экономические проблемы.

Для качественного управления функционированием и развитием городской транспортной системы необходим показатель, который бы в наиболее полной мере отражал ее текущее и перспективное состояние. Наиболее удобным в таком случае, как показывает практика управления, является показатель времени передвижения.

Время передвижения транспортного средства — это, то время, за которое это средство преодолевает определённый путь S1 с определённой скоростью V1.

Время передвижения пассажира — это, то время, за которое он на определённом транспортном средстве добирается из пункта отправленияв пункт назначения на расстояние S2 со скоростью V2.

Время передвижения на общественном транспортном средстве складывается из следующих составляющих:

  1. Время подхода пассажира от дома до остановочного пункта.
  2. Время ожидания транспортного средства на остановочном пункте.
  3. Время посадки в транспортное средство.
  4. Время движения в транспортном средстве, в том числе:
    • время непосредственного движения;
    • время задержек (простой в пробках, остановки на светофорах).
  5. Время высадки из транспортного средства.
  6. Время подхода пассажира от остановочного пункта к пункту назначения.

Показателя времени передвижения делится на составные части, что позволяет понять, от каких элементов ТС они зависят.

Таблица 1. Время передвижения на общественном транспортном средстве

Показатель времени

Элементы ТС, от которых зависит показатель времени

1. Время подхода пассажира от дома до остановочного пункта.

Расположение остановочных пунктов.

2. Время ожидания транспортного средства на остановочном пункте.

Интервалы движения маршрутов.

3. Время посадки в транспортное средство.

Заполненность и само транспортное средство.

4. Время движения в транспортном средстве, в том числе:

а) время непосредственного движения;

Маршрутная сеть, качество транспортных единиц, количество остановок, качество дороги.

б) время задержки.

Светофоры, регулирование движения.

5. Время высадки из транспортного средства.

Организация остановочного пункта.

6. Время подхода пассажира от остановочного пункта к пункту назначения.

Расположение остановочных пунктов.

Время передвижения на индивидуальном транспортном средстве складывается из следующих составляющих:

  1. Время подхода пассажира от дома до места нахождения индивидуального транспортного средства.
  2. Время посадки в индивидуальное транспортное средство.
  3. Время движения в индивидуальном транспортном средства, в том числе:
    • время непосредственного движения;
    • время задержки (простой в пробках, остановки на светофорах).
  4. Время поиска парковочного места.
  5. Время высадки из индивидуального транспортного средства.
  6. Время подхода пассажира от парковочного места до пункта назначения.

Таблица 2. Время передвижения на индивидуальном транспортном средстве

Показатель времени

Элементы ТС, от которых зависит показатель времени

1. Время подхода пассажира из дома до места нахожденияиндивидуального транспортного средства.

Расположение парковочных мест.

2. Время посадки в индивидуальное транспортное средство.

Индивидуальное транспортное средство.

3. Время движения в индивидуальном транспортном средстве, в том числе:

а) время непосредственного движения;

Качество индивидуального транспортного средства, качество дороги.

б) время задержки.

Светофоров, регулирования движения, заторов.

4. Время поиска парковочного места.

Расположение парковочного места.

5. Время высадки из индивидуального транспортного средства.

Организация парковочного места.

6. Время подхода пассажира от парковочного места до пункта назначения.

Расположение парковочного места.

Таким образом, показатель времени движения включается все элементы ТС и по нему можно определять ееэффективность.

Для определения эффективности нужно фактическое время сравнить с эталонным.

Эталонное время — это идеальное время, тот минимально возможный срок, за который можно осуществить поездку.Фактическое время всегда больше эталонного, так как в него будут входить непредвиденные остановки, стоянки на светофорах, проверки технического состояния транспортного средства и т.п. Однако при надлежащей организации движения и отсутствии форс-мажорных обстоятельств фактическое время всегда будет стремиться к эталонному.

Способы определения фактического времени:

  1. Замеры времени, которое потребуется пассажирам, чтобы преодолеть расстояние из точки А в точку В. Конечно, практически в каждом транспортном средстве, да и у любого пассажира есть часы, однако этот метод измерения времени будет достаточно грубым. Кроме того, все участвующиев эксперименте часы необходимо будет сверить и согласовать между собой. Для точного замера времени для каждого пассажира (или водителя автотранспортного средства) потребуется обычный секундомер.
  2. Замеры скорости передвижения пассажира либо транспортного средства. Обычно для измерения скорости транспортного средства служит спидометр, который присутствует в каждой машине.

Эталонное время определяется по следующей формуле:

tэт.=S/V (1)

где S-кратчайшее расстояние; V-скорость максимально возможная

Способы определения эталонного расстояния:

  1. По улично-дорожной сети (УДС) (берется наименьшее расстояние по УДС, и оно делится на максимально возможную скорость).
  2. По маршрутной системе (берется кратчайший путь по маршрутной системе и замеряется по карте).
  3. По прямоугольной схеме.

Наименьшее расстояние между точками наблюдается при прямоугольной схеме организации УДС, поэтому чтобы реализовать измерение, нужно от точек поднять высоты, чтобы они пересеклись под углом в 90 градусов и измерить это расстояние (рис.1).

Прямоугольная схема
Рисунок 1. Прямоугольная схема

Формула определения эффективности:

tэт./tфакт. (2)

где tэт — эталонное время; tфакт. – фактическое время

Чем ближе к 1, тем эффективнее функционирование транспортной системы, 0,7-0,8 — приемлемое значение, меньше 0,5 — плохая эффективность.

Таким образом, предложена методика определения эффективности городской транспортной системы по критерию времени передвижения. Время передвижения складывается из составных элементов, каждый из которых привязывается к определенным элементам ТС, что позволяет комплексно оценить ее функционирование. Оценка эффективности проводится путем сравнения фактического времени с эталонным.

Список литературы

  1. Г.В. Савин "Методический подход к развитию городской транспортной системы на основе сбалансированной системы показателей", журнал "Региональная экономика и управление" № 4 за 2016 год. URL: http://eee-region.ru/article/4838/ (дата обращения: 16.05.2018)
  2. Принципы формирования городской транспортной системы. URL: https://konspekta.net/lek-16024.html (дата обращения: 16.05.2018)