Развитие института выражения недоверия государственным служащим

№41-2,

социологические науки

Статья посвящена изучению развития института недоверия государственным служащим. Российские трансформационные процессы двух последних десятилетий внесли существенные изменения во взаимоотношения государственных служащих и населения, вызвали к жизни принципиально новые для российской действительности формы управления, новые социальные институты и структуры.

Похожие материалы

Отсутствие взаимного доверия между государственными служащими и населением серьезно дестабилизирует социально-политическую и социально-экономическую обстановку в центре и регионах, актуализируют необходимость изучения недоверия как социально-управленческого механизма взаимодействия государственных служащих и населения, выявления его составляющих, структуры и форм проявления, разработки комплекса мер, направленных на повышение эффективности процесса формирования доверия населения к государственным служащим.

Проблемы организации работы государственных служащих и их взаимодействия с населением практически в любом обществе имеют ключевое значение, вызывая широкий интерес политиков, профессиональных управленцев, социологов и политологов[2].

В настоящее время воздействие властных структур в лице государственных служащих направлено на различные группы населения с целью изменения их мнения и отношения без учета их интересов и позиции. Связи с общественностью как технология взаимодействия предполагают установление равноправного диалога, при котором возможен учет интересов и пожеланий населения как равноправного участника процесса управления. Связи с общественностью в органах власти призваны наладить механизм использования коммуникативного потенциала важного ресурса реализации государственной политики. Данная проблема рассматривалась в научных работах Российских ученых[4-15].

Технологические приемы связей с общественностью, которые успешно могут быть использованы в органах власти государственными служащими, самые разнообразные. Прежде всего, это потенциал средств массовой информации, которые благодаря своим возможностям в передаче интересов самых разнообразных групп и слоев населения доминируют в системе социального представительства интересов граждан. Технологии связи с общественностью в государственных органах должны реализовываться с учетом интересов всего населения страны и на постоянной основе[3].

Для практики очень важно не только констатировать уровень доверия или недоверия к государственным служащим, но и наметить пути по формированию доверия.

Предлагаем следующие меры по повышению доверия и преодолению недоверия к государственным служащим: информирование граждан о принципах и правилах работы государственного служащего и обоснование его общественной значимости; предоставление возможности гражданам влиять на деятельность государственного служащего; поддержка и поощрение ответственного отношения граждан к деятельности государственного служащего; совершенствование правил и норм государственной службы; повышение организации работы сотрудников и совершенствование технологий деятельности государственного служащего; повышение оперативности работы государственного служащего; повышение профессионального уровня государственного служащего; внимание к моральному облику представителей государственной службы; усиление государственного контроля за деятельностью государственного служащего; предоставление гарантий безопасности здоровья и свободы личности граждан; открытость и прозрачность деятельности государственного служащего для общественных организаций и граждан; индивидуальный подход к каждому гражданину; реальная возможность оспаривать и добиваться пересмотра решения сотрудников государственной службы; наращивание личного опыта взаимодействия граждан с государственной службой; демонстрация на деле общности целей государственного служащего и граждан; формирование позитивного имиджа государственного служащего. Список из предложенных мер включает как мероприятия по совершенствованию структуры, организации и качества деятельности государственного служащего, так и по информационной поддержке, а также мероприятия по формированию более позитивного его имиджа и большей открытости[1].

Список литературы

  1. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / отв. ред. А.Б. Купрейченко, И.В. Мерсияновой.— М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. —564 с. — ISBN 978-5-7598-1140-4.
  2. Гарифуллина А.Ф. Проблемы информатизации гражданского общества // Гражданское общество в современном мире: Матер. Международной студенческой науч. конф. Самара, 2015. - С. 77-78.
  3. Гарифуллина А.Ф. Современные проблемы информатизации молодежи в РФ // Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии: Матер. XII Международная студенческо-аспирантской научной конференции —Пермь, 2013. С. 6-10.
  4. Новые концептуальные основы обеспечения устойчивости аграрного производства Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник урала. 2012. № 6. С. 81-89.
  5. Реализация аграрной политики государства: принципиальные основы Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. № 5. С. 630-640.
  6. Объективные основы формирования и реализации государственной аграрной политики Ханнанова Т.Р. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). С. 184-190.
  7. Природа, право, юридические события Ханнанов Р.А. Уфа, 2009.
  8. Саморегулирование социально – экономических отношений: теоретические основы и значение для инновационного развития России Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 7. С. 1234-1249.
  9. Нормативные условия в динамике гражданского правоотношения Ханнанов Р.А. Государство и право. 1973. № 8. С. 125.
  10. Проблемы информационного обеспечения сельского хозяйства России Ханнанова Т.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в агропромышленном производстве Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVII Международной специализированной выставки "АгроКомплекс-2007". 2007. С. 300-302.
  11. Информационная политика органов исполнительной власти республики Башкортостан: проблемы и пути решения Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Состояние, проблемы и перспективы развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет. 2010. С. 187-189.
  12. К вопросу о реорганизации судебной власти в России Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.
  13. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы Российской федерации Гарипова А.Г., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 37-38.
  14. Власть, бизнес и общество: развитие взаимоотношений Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.
  15. Стратегия и тактика реализации корпоративных интересов в системе властно-управленческих отношений в современной России Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007