Нормативно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ

NovaInfo 41, с.247-250, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Политология
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена характеристике норм акционерного законодательства об акционерных обществах с государственным участием. Даны конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования акционерных обществ в Российской Федерации.

Ключевые слова

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРИВАТИЗАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО

Текст научной работы

Проанализировав законодательство Российской Федерации об акционерных обществах (далее - АО), можно отметить следующее:

Первое положение касается правового положения АО, созданных в процессе приватизации. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия [1].

Второе положение Закона касается АО с единственным акционером, в том числе и единственным акционером - публичным собственником. Положения акционерного Закона распространяются на общества с одним акционером постольку, поскольку Законом об АО не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений. Данное положение в полной мере касается и АО с единственным акционером, которым является государство[7]. Данная проблема рассматривалась в научных работах Российских ученых[5-17].

Зарубежное законодательство допускает компанию одного лица. Так, практически во всех штатах США в законе предусматривается право одного лица создавать корпорацию. Согласно немецкому Закону об акционерных обществах общество может быть учреждено одним лицом. Аналогичные положения содержит Коммерческий кодекс Франции 2000 г. Двенадцатая директива ЕС (Директива об обществе с ограниченной ответственностью) 1989 г. обязала все государства-участники предусмотреть в национальном праве такую правовую конструкцию, как ООО, имеющее единственного участника. Если государство-участник разрешает акционерные общества одного лица, то оно обязано применять правила Директивы к таким обществам. АО одного лица разрешено и регулируется в соответствии с Двенадцатой директивой ЕС 89/667/ЕЭС от 21 декабря 1989 г. в Швеции, Германии, Нидерландах и Испании. В некоторых государствах создание АО одним лицом не допускается[5].

Российский Закон "Об акционерных обществах" допускает возможность существования акционерного общества с одним акционером. На такие общества распространяется действие акционерного Закона, поскольку им не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений (ст. 2 Закона). Одна из проблем акционерных обществ одного лица - проблема злоупотребления влиянием на общество со стороны единственного участника, которая является частью общей проблемы отношений контролирующего лица с контролируемым им обществом. В Двенадцатой директиве ("Директиве об обществах с ограниченной ответственностью") предусмотрено, что государства-участники могут устанавливать специальные предписания или санкции в случаях, когда физическое лицо является единственным участником нескольких обществ или общество одного лица или иное юридическое лицо является единственным участником другого общества[4].

Таким образом, можно отметить, что на сегодняшний день практически отсутствует законодательное регулирование правового положения АО с единственным акционером - государством. Нормы акционерного Закона распространяются на общества с одним акционером постольку, поскольку законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений. Иное, например, предусмотрено ст. 47 Закона в части проведения общего собрания акционеров. Как сказано в п. 3 данной статьи, "в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно[9].

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об акционерных обществах"
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015).
  3. Ханнанова Т.Р. Управление трудом как мотивация деятельности человека – 2014 г. – № 22.
  4. Гуреев В. А. Проблемы защиты прав и интересов акционеров в Российской Федерации. М., 2013. С. 60.
  5. Банковское обслуживание предприятий АПК (правовые проблемы) Ханнанова Т.Р. Уфимский научный центр РАН. Уфа, 1998.
  6. Новые концептуальные основы обеспечения устойчивости аграрного производства Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 6. С. 81-89.
  7. Современные проблемы правового регулирования аграрных отношений Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  8. Государственное регулирование экономики: обоснование нового понимания и содержания Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 6. С. 918-933.
  9. Саморегулирование социально – экономических отношений: теоретические основы и значение для инновационного развития России Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 7. С. 1234-1249.
  10. Нормативные условия в динамике гражданского правоотношения Ханнанов Р.А. Государство и право. 1973. № 8. С. 125.
  11. Проблемы информационного обеспечения сельского хозяйства России Ханнанова Т.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в агропромышленном производстве Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVII Международной специализированной выставки "АгроКомплекс-2007". 2007. С. 300-302.
  12. Информационная политика органов исполнительной власти республики Башкортостан: проблемы и пути решения Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Состояние, проблемы и перспективы развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет. 2010. С. 187-189.
  13. Стратегия и тактика реализации корпоративных интересов в системе властно-управленческих отношений в современной России Валиева А.Р. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2007
  14. Власть, бизнес и общество: развитие взаимоотношений Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.
  15. Сравнительный анализ регионального законодательства при определении понятия пчеловодства Шапошникова Р.Р. Аграрное и земельное право. 2014. № 8 (116). С. 21-23.
  16. Проблемы повышения эффективности деятельности судебной власти Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  17. Использование страхового механизма в инновационной деятельности АПК Бакиров А.Ф., Ханнанова Л.Р. В сборнике: Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в агропромышленном производстве Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVII Международной специализированной выставки "АгроКомплекс-2007". 2007. С. 158-160.

Цитировать

Аюпова, Г.А. Нормативно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ / Г.А. Аюпова, Н.Т. Зарипова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 247-250. — URL: https://novainfo.ru/article/4470 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться