Повышение эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями

NovaInfo 41, с.68-70, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы управления муниципальными унитарными предприятиями и предложены меры по их решению.

Ключевые слова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Текст научной работы

Создавая муниципальные унитарные предприятия (МУП), местные органы самоуправления, как правило, преследуют две основные цели: пополнение доходной части муниципального бюджета и создание нормальных жизненных условий на территории муниципального образования и удовлетворение первостепенных потребностей населения [4].

Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Об этом гласит статья 113 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 и Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [2].

Основные проблемы российских МУП:

Большинство из них неэффективны, оказываемые ими муниципальные услуги исполняются некачественно. Ответственность за это лежит на органах местного самоуправления, которые (в интересах населения) устанавливают экономически необоснованные цены и тарифы на продукцию и услуги МУП, не обеспечивающие их рентабельной работы. В то же время они не в полной мере компенсируют (или совсем не компенсируют) теряющиеся при этом доходы МУП, ссылаясь на дефицит бюджетных средств. Через некоторое время МУП неизбежно становится банкротом. Сами МУП также объективно не заинтересованы в повышении эффективности своей работы, ибо это приводит не к улучшению их финансового состояния, а к уменьшению или прекращению бюджетных дотаций [1].

Муниципальное предприятие всегда желает быть монополистом в своей сфере деятельности и отрицательно относится к появлению любого конкурента, который, возможно, будет выполнять ту же услугу дешевле и качественнее [4].

Исходя из существующих проблем, предлагается ряд мер по совершенствованию управления муниципальными унитарными предприятиями:

  • необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль над экономической деятельностью МУП;
  • приватизация МУП и передача выполняемых ими услуг частному сектору;
  • повысить ответственность их менеджмента. В частности, речь может идти о внедрении механизма взыскания ущерба предприятию (включая упущенную выгоду), вызванного действиями руководителей [3].

Итак, выбор наиболее эффективной формы управления имущественными комплексами МУП является весьма сложной задачей. Принятие оптимального решения по данному вопросу в каждом конкретном случае требует учета многих, зачастую противоречивых факторов и творческого подхода.

Указанным проблемам, а также некоторым их аспектам посвящены труды российских ученых [5-15].

Читайте также

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) ст. 113 от 30.11.1994 (ред. от 23.11.2015).
  2. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 23.11.2015).
  3. Лапыгин, Ю. Н. Теория организации / Ю.Н. Лапыгин // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.vse-uchebniki.com
  4. Комарова Н.Л. Мотивация труда и повышение эффективности работы. //Человек и труд, 2007-№10. – С.11-21.
  5. Настоящий начальник. Опыт оценки деловой репутации топ-менеджеров на примере европейских стран. Ханнанова Т.Р. Российское предпринимательство. 2007. № 10-2. С. 72-76.
  6. Кластеризация экономики и государственная кластерная политика: теоретические основы и социально-экономические предпосылки. Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
  7. Становление и развитие государственной аграрной политики: сравнительный индикативный анализ. Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. № 3. С. 282-293.
  8. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти. Гарифуллина А.Ф. Российский электронный научный журнал. 2013. № 5. С. 126-129.
  9. Внедрение инновационных технологий в муниципальное управление. Анкудимова К.Ю., Гарифуллина А.Ф. Экономика и социум. 2014. № 3-1 (12). С. 82-85.
  10. Роль компьютерных технологий в сфере принятия управленческих решений. Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.
  11. Управление муниципальной собственностью. Грунин Н.А., Гайфуллина М.М. В сборнике: результаты научных исследований Международная научно-практическая конференция. Научно-издательский центр «Аэтерна. 2015. С. 113-115.
  12. Зарубежный опыт управления муниципальной недвижимостью. Рафикова Л.Ф., Гайфуллина М.М. В сборнике: фундаментальные проблемы науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 140-142.
  13. Информатизация органов местного самоуправления. Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 219-221.
  14. Актуальные проблемы социального обслуживания в российской федерации. Хатмуллина Л.Р., Шаламберидзе Ш.Н. Экономика и социум. 2015. № 1-4 (14). С. 1096-1097.
  15. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти: региональный аспект. Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Особенности развития агропромышленного комплекса на современном этапе материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXI Международной специализированной выставки. 2011. С. 174-180.

Цитировать

Канбекова, Д.Р. Повышение эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями / Д.Р. Канбекова, Ю.И. Разина, Г.Г. Хасанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 68-70. — URL: https://novainfo.ru/article/4477 (дата обращения: 25.03.2023).

Поделиться