Создавая муниципальные унитарные предприятия (МУП), местные органы самоуправления, как правило, преследуют две основные цели: пополнение доходной части муниципального бюджета и создание нормальных жизненных условий на территории муниципального образования и удовлетворение первостепенных потребностей населения [4].
Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Об этом гласит статья 113 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 и Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [2].
Основные проблемы российских МУП:
Большинство из них неэффективны, оказываемые ими муниципальные услуги исполняются некачественно. Ответственность за это лежит на органах местного самоуправления, которые (в интересах населения) устанавливают экономически необоснованные цены и тарифы на продукцию и услуги МУП, не обеспечивающие их рентабельной работы. В то же время они не в полной мере компенсируют (или совсем не компенсируют) теряющиеся при этом доходы МУП, ссылаясь на дефицит бюджетных средств. Через некоторое время МУП неизбежно становится банкротом. Сами МУП также объективно не заинтересованы в повышении эффективности своей работы, ибо это приводит не к улучшению их финансового состояния, а к уменьшению или прекращению бюджетных дотаций [1].
Муниципальное предприятие всегда желает быть монополистом в своей сфере деятельности и отрицательно относится к появлению любого конкурента, который, возможно, будет выполнять ту же услугу дешевле и качественнее [4].
Исходя из существующих проблем, предлагается ряд мер по совершенствованию управления муниципальными унитарными предприятиями:
- необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль над экономической деятельностью МУП;
- приватизация МУП и передача выполняемых ими услуг частному сектору;
- повысить ответственность их менеджмента. В частности, речь может идти о внедрении механизма взыскания ущерба предприятию (включая упущенную выгоду), вызванного действиями руководителей [3].
Итак, выбор наиболее эффективной формы управления имущественными комплексами МУП является весьма сложной задачей. Принятие оптимального решения по данному вопросу в каждом конкретном случае требует учета многих, зачастую противоречивых факторов и творческого подхода.
Указанным проблемам, а также некоторым их аспектам посвящены труды российских ученых [5-15].