Зарубежный опыт государственного управления призывом на военную службу и перспективы его применения в Российской Федерации

NovaInfo 41, с.250-256, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Политология
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В настоящее время важной задачей для Российской Федерации является привлечение в сферу военной службы нового компетентного поколения военнослужащих, обеспечение механизмов их служебного роста и достойного вознаграждения за высококвалифицированный труд. Для реформирования российской модели государственного управления призывом на военную службу возможно использование опыта государственного управления призывом на военную службу в экономически развитых зарубежных странах.

Ключевые слова

ВСЕОБЩАЯ ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ, ДОБРОВОЛЬНАЯ (КОНТРАКТНАЯ) ОСНОВА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИЗЫВОМ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ВОЕННАЯ СЛУЖБА, ГОСУДАРСТВО, ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ, МИЛИЦИОННЫЙ СПОСОБ

Текст научной работы

Опыт экономически развитых зарубежных стран по рационализации военной службы требует осмысления и оценки возможности использования для реформирования российской модели государственного управления призывом на военную службу.

Далее более подробно рассмотрим специфику государственного управления призывом на военную службу на примере конкретных государств.

Анализ зарубежного опыта государственного управления призывом на военную службу, позволяет классифицировать следующие основные способы комплектования:

  • на основе всеобщей воинской обязанности, путём призыва граждан на военную службу (Израиль, Корея, и др.);
  • на добровольной основе, путём набора военнослужащих по контракту (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Ирландия и др.);
  • смешанный - на основе закона о всеобщей воинской обязанности и добровольного набора военнослужащих по контракту (Германия, Греция, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Португалия, Италия, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Турция, Румыния, Болгария, Белоруссия, и др.);
  • милиционный способ на основе закона о всеобщей воинской повинности (Швейцария) [16].

В абсолютном виде призывные армии в зарубежных государствах сегодня уже почти не встречаются. Даже в Народной освободительной армии Китая (НОАК), где миллионы военнослужащих рядового и младшего командного составов служат по призыву, недавно также введён добровольный способ поступления граждан на военную службу по контракту. Одно из немногих государств, где вооружённые силы по-прежнему комплектуют преимущественно призывным способом – Израиль.

Милиционная армия (от лат. militia – войско), армия, в которой воинские части в мирное время состоят только из учётного аппарата и немногочисленных кадров командного состава; весь переменный рядовой состав и часть командного состава приписываются к воинским частям, расположенным в районе их места жительства и отбывают военную службу путём прохождения кратковременных учебных сборов. В современных государствах милиционная армия существует лишь в Швейцарии.

Милиционный способ комплектования армии подходит для малых стран, придерживающихся принципа нейтралитета, где иным путём невозможно сформировать многочисленную и эффективную армию. Однако в условиях интеграции западноевропейских государств и глобализации НАТО, в последние годы большинство малых государств Европы предпочитают вовсе не нейтралитет, а вхождение со своими немногочисленными воинскими формированиями в состав блока НАТО. Принимая стандарты НАТО, и предоставляя свою национальную территорию для размещения войск ведущих держав альянса, многие малые страны Европы фактически делегируют им функции обеспечения своей национальной обороны. На этом фоне давняя приверженность Швейцарской Конфедерации принципу вооружённого нейтралитета и сохранение для обеспечения военной безопасности конфедерации массовой милиционной армии, бесспорно, заслуживает уважения [6-8].

В настоящее время всеобщая воинская обязанность, как способ комплектования вооружённых сил существует почти во всех государствах, наряду с этим во многих странах армии комплектуются путём найма добровольцев. Абсолютизировать тот или иной способ комплектования нецелесообразно, лучше сбалансировано сочетать преимущества каждого из них. Например, в государствах НАТО контрактники составляют порядка 45% от общей численности военнослужащих. В частности, в Германии – 55%, в Греции и Норвегии около 30%, в Дании и Бельгии 60-65%. При этом допускается дифференциация соотношения призывников и контрактников в различных видах вооружённых сил. Например, в Федеративной Республике Германии установлены следующие нормативы штатного соотношения призывников и контрактников: для сухопутных войск 52:48 %, в военно-воздушных силах – 72:28 %, на флоте – 85:15 %. Соотношение призывной и контрактной частей вооружённых сил определяется в каждом государстве исходя из приоритетов национальной безопасности, характера угроз военной безопасности, а также с учётом экономических возможностей. Таким образом, в настоящее время большинство армий зарубежных государств комплектуется смешанным способом – в различных пропорциях сочетая призывной и добровольный способы комплектования [1].

Народная освободительная армия Китая (НОАК) по численности личного состава является самой крупной в мире. В последние годы в её рядах насчитывается 2,3 миллиона человек. Однако в самом Китае это уже не рассматривается как преимущество. Военно-политическое руководство КНР исходит из того, что в настоящее время происходит трансформация военных приоритетов от механизированной войны к войне информационной, при которой информационные способности армии играют всё решающую роль. В этой связи в настоящее время в КНР стремятся к тому, чтобы Китайская армия стала высокопрофессиональной. Если раньше она была укомплектована массой полуграмотных и недостаточно обученных военнослужащих, то теперь её стремятся укомплектовать высококвалифицированными кадрами, в совершенстве владеющими новейшей военной техникой [4-5].

Республика Казахстан, будучи одним из самых динамично развивающихся государств СНГ, стремится создать современные вооружённые силы, занимающие по боевому потенциалу второе-третье место среди постсоветских республик. Численность вооружённых сил Республики Казахстан – около 65 тысяч человек.

В мирное время вооружённые силы Республики Казахстан комплектуются военнослужащими на основе воинской обязанности по призыву при сочетании экстерриториального и территориального принципов, а также путём добровольного поступления на воинскую службу по контракту. При введении военного положения и в военное время комплектование армии осуществляется полностью на основе призыва на воинскую службу [12].

Добровольное комплектование вооружённых сил осуществляется в пяти странах НАТО: США, Франции, Великобритании, Канаде, Люксембурге, двух нейтральных - Ирландии, Мальте, в 8 из 23 стран региона Ближнего Востока и Северной Африки, в 14 из 26 стран Азии и Австралии, а также в 11-ти из 26 стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

Опыт ведущих западных государств показывает, что переход к добровольному способу комплектования вооружённых сил на контрактной основе является чрезвычайно сложным процессом, связанным с решением целого ряда политических, военных, социальных, экономических, демографических и других проблем. Одновременно кардинально изменяются подходы к способам подготовки рядового и сержантского состава, требующие (наряду с резкой их интенсификацией) использования новейших методов обучения, основанных на самых передовых технологиях и достижениях науки и техники. Анализ общих принципов реформирования системы комплектования регулярных вооружённых сил (США, Франция, Великобритания) выявил ряд преимуществ, позволяющих резко сократить численность регулярных вооружённых сил и повысить уровень подготовленности и обученности личного состава при переходе к формированию современных армий на контрактной основе. Однако переход к добровольному способу комплектования вооружённых сил является длительным и дорогостоящим процессом, требующим значительной подготовительной работы [3].

Королевские вооружённые силы Великобритании (The Armed Forces of the Crown) в мирное время традиционно комплектуются на добровольной основе. В периоды первой и второй мировых войн вводилась обязательная воинская повинность. После окончания второй мировой войны действие закона об обязательной воинской повинности было продлено и на мирное время. Однако в 1960 году этот закон был отменен, и британские вооружённые силы стали комплектоваться полностью путём добровольного набора.

Комплектование рядовым составом осуществляется за счёт вербовки добровольцев в возрасте от 17,5 до 30 лет. Добровольцы, прошедшие медицинскую комиссию и психологический отбор, направляются для прохождения военной подготовки в учебные центры вооружённых сил, а затем распределяются по соединениям и воинским частям, в том числе и дислоцированных за пределами Великобритании. Младший командный состав готовится, как правило, на сержантских курсах Наличие высокопрофессиональной мобильной армии позволяет Великобритании решать множество боевых задач, которые британские войска выполняют в различных регионах мира. Британские военнослужащие находятся в Афганистане, Косово, Боснии, Ираке и в районе Персидского залива, а также в Сьерра-Леоне, на Кипре, в Ливии, Конго, Грузии, Эфиопии и Эритрее. Кроме того, значительные контингенты британских войск также размещены в Северной Ирландии, Германии и на Фолклендских островах [11]. Однако в последние годы в условиях дестабилизации обстановки в ряде подконтрольных Великобритании регионов и активизации действий международного терроризма, британские войска испытывают значительное напряжение при решении поставленных задач. В обнародованном докладе национальной счётной палаты Великобритании указывается на реальную опасность тому, что королевские вооружённые силы, могут просто с ними не справиться. Длительные и частые командировки военнослужащих в зоны вооружённых конфликтов негативно сказываются на моральном духе британских военнослужащих и членов их семей. Кроме того, британские войска, дислоцированные за рубежом, несут потери. В этой связи всё меньше англичан проявляют желание добровольно идти на военную службу. По причине нехватки добровольцев с 2005 года численность британских ВМС сократилась на 1500 человек, а ВВС, на 7500 человек [13].

Вооружённые силы Французской республики с 2002 года комплектуются полностью на профессиональной основе.

В настоящее время в вооружённых силах Франции начитывается 127 тысяч военнослужащих, из них 100 тысяч комплектуются профессионалами путём набора по контракту. Кроме того, на военную службу из числа резервистов набирается 27 тысяч добровольцев. Добровольцы, как юноши, так и девушки, могут отслужить в резервных частях 15 дней в году. Кроме того, каждый резервист обязан один день в году пройти военные сборы. Резервисты могут исполнять свой долг по защите республики, участвуя в переписи населения, а также в проведении мобилизационных мероприятий [17].

Вооружённые силы США (United States Armed Forces) полностью комплектуются путём найма добровольцев. 28 сентября 1971 года президент США Ричард Никсон утвердил закон, по которому с 1 июля 1973 года вводилась добровольческая система комплектования вооружённых сил. Переход к профессиональной армии подтолкнула проигранная США война во Вьетнаме. В результате перехода к добровольному принципу комплектования численность регулярных вооружённых сил США уменьшилась на 213 тысяч человек, снизился уровень сменяемости военнослужащих первого срока службы, увеличилась доля рядовых и сержантов, а также повысился интеллектуальный уровень новобранцев. Однако профессиональная армия обходится дороже призывной, впрочем, США это могут себе позволить.

На военную службу принимаются годные по состоянию здоровья и уровню профессиональной подготовки граждане мужского и женского пола в возрасте от 17 до 40 лет [15].

Согласно классификации, принятой в вооружённых силах США, профессионалом считается военнослужащий, пребывающий в рядах вооружённых сил больше одного срока. Статистика показывает, что примерно 15-17% военнослужащих, впервые заключивших контракт, увольняются из армии в течение первого года службы. Кроме того, каждый год вооружённые силы США теряют до 5 тысяч человек, которые самовольно оставляют военную службу.

Благоприятные экономические условия, позволяли США до недавнего времени успешно решать задачи по материальному стимулированию привлечения и удержания добровольцев на военной службе. Наличие безработицы, а также постоянное пополнение взрослого населения страны за счёт мигрантов создавало необходимый резерв для обеспечения потребностей Пентагона в людских ресурсах. Однако с 2001 года в ходе военных операций в рамках «глобальной войны с терроризмом» в системе комплектования вооружённых сил США возникли серьёзные проблемы. Трудности, с которыми сталкиваются американские военнослужащие в Ираке и Афганистане, а также высокий уровень потерь среди них обусловили снижение количества добровольцев, изъявляющих желание проходить службу в вооружённых силах США [14].

С целью привлечения большего количества добровольцев на военную службу военное ведомство США вынуждено было принять ряд мер. В последние годы существенно снижены требования к добровольцам, набираемым для прохождения службы в сухопутных войсках. Так, сделаны серьёзные послабления при приёме на военную службу для лиц, привлекавшихся ранее к юридической ответственности за совершение правонарушений. В США разрешена вербовка на военную службу даже заключённых американских тюрем, осуждённых за мелкие правонарушения, в первую очередь миграционного законодательства. Начиная с 2003 года, через американские вербовочные пункты прошло более 125 тысяч лиц, имевших проблемы с соблюдением законодательства США. По экспертным оценкам в настоящее время порядка 40 тысяч военнослужащих США в той или иной степени имеют отношение к криминальным группировкам.

Таким образом, система комплектования вооружённых сил США в современных условиях уже не способна обеспечить необходимый уровень укомплектованности войск и сил флота личным составом требуемого качества [9].

Зарубежные органы управления военной службой более структурированы и многочисленны, чем российские. Они неполитичны и поэтому сохраняют независимость от политиков, в том числе от первых лиц государства, в решении вопросов назначений на должности военной службы. Этот опыт представляет научный и практический интерес для современной России.

Таким образом, в современных зарубежных армиях наблюдается устойчивая тенденция по формированию корпуса профессиональных младших командиров. Сержантов и унтер-офицеров готовят в специализированных военных учебных заведениях по многоуровневой системе. Каждый уровень подготовки соответствует задачам, которые предстоит решать соответствующим рангам сержантов. Многоуровневая система подготовки младших командиров, принятая в армиях зарубежных стран позволяет формировать у них лидерские, профессиональные и методические качества, способствует дифференциации младших командиров в зависимости от уровня профессиональной подготовки и опыта служебной деятельности, что позволяет выстраивать чёткую сержантскую и унтер-офицерскую иерархию [2].

В вооружённых силах США, Великобритании, ФРГ, Литвы и Казахстана сформирован институт профессиональных сержантов и унтер-офицеров, статус которых сопоставим со статусом российских младших офицеров. Младшие командиры указанных армий достаточно эффективно справляются с задачами индивидуальной подготовки военнослужащих, их повседневным воспитанием, а также подержанием в солдатской среде дисциплины и правопорядка.

Участие сержантского корпуса США, Великобритании, ФРГ и Литвы в локальных войнах и вооружённых конфликтах последних десятилетий подтверждает на практике, что профессиональные младшие командиры способны в боевых условиях уверенно руководить подразделениями звена отделение-взвод и самостоятельно обеспечивать выполнение поставленных перед ними боевых задач [10].

Читайте также

Список литературы

  1. Акулов, В. И. Административно-правовое регулирование государственной службой в Германии [Текст] / В. И. Акулов, Е. А. Соломатина // Административное и муниципальное право. – 2010. – № 11. – С. 10-17.
  2. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления [Текст] : курс лекций / Г. В. Атаманчук. – 4-е изд., стер. – Москва : Омега - Л, 2010. – 586 с.
  3. ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.
  4. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Ханнанова Т.Р., Мингазова З.Р. Министерство сельского хозяйства РФ; Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2013.
  5. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ - МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р., Исламгалиева Е.Р. Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. 2006. № 1. С. 65.
  6. Зарубежный опыт правового регулирования использования различных систем комплектования вооружённых сил военнослужащими [Текст] / Гацко М.Ф. Правовое обеспечение строительства Вооружённых Сил Российской Федерации. – М.: Флинта : Наука, 2008 . – 342 с.
  7. К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Нуртдинова Э.Ф., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 4-4 (13). С. 170-171.
  8. КАК ПОСЧИТАТЬ РЕПУТАЦИЮ? ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ РАБОТНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Креативная экономика. 2009. № 3. С. 44-48.
  9. Лобанов, В. В. Государственная служба США: подготовка высших руководителей [Текст] / В. В. Лобанов // Государственная служба. – 2009. – № 6. – С. 64-67.
  10. Лобанов, В. В. Государственная служба в Южно-африканской республике [Текст] / В. В. Лобанов // Государственная служба. – 2008. – № 4. – С. 72-75.
  11. Оболонский, А. В. Государственная служба в Великобритании: традиции и поиск новой парадигмы [Текст] / А. В. Оболонский // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2009. – № 2. – С. 65-73.
  12. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Халимова А.М., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2014. № 1-2 (10). С. 964-967.
  13. ПРИРОДА, ПРАВО, ЮРИДИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ Ханнанов Р.А. Уфа, 2009.
  14. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Гарифуллина А.Ф., Миннегулова А.Р. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 6-8.
  15. РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.
  16. Сморчкова, Л.Н. Исполнение обязанностей военной службы и право военнослужащих на дополнительную оплачиваемую деятельность [Текст] : учеб. пособие / Л.Н. Сморчкова. – 1-е изд., стер. – М. : РАГС, 2011. – 301 с.
  17. Таганов, Ю.Н. Обеспечение соблюдения воинской дисциплины военнослужащими. Проходящими военную службу по контракту [Текст] : учебник / Ю.Н. Таганов. – М. : Юристь, 2010. – 60 с

Цитировать

Гаязова, К.М. Зарубежный опыт государственного управления призывом на военную службу и перспективы его применения в Российской Федерации / К.М. Гаязова, К.А. Тазиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 250-256. — URL: https://novainfo.ru/article/4479 (дата обращения: 23.03.2023).

Поделиться