Социальные факторы риска формирования алкоголизма среди подростков

№92-1,

политология

В данной статье рассматривается факторы риска, приводящие к формированию алкоголизма у несовершеннолетних. Приводятся факторы защиты от употребления алкоголя. Данная статья актуальна в работе социологов, социальных работников и психологов.

Похожие материалы

При рассмотрении социальных факторов следует учитывать их проявление в микро- и макросоциальном уровнях жизнедеятельности подростка.

Микросоциальный уровень — включает в себя взаимоотношения внутри семьи, так как семья является первым социальным институтом, сюда же будут относиться взаимоотношения подростка в образовательном учреждении, в сфере досуга, а это проявляется в таких взаимоотношениях как «ребёнок-взрослый», но и во взаимоотношениях между сверстниками, что очень важно для несовершеннолетних.

Макросоциальный уровень — будет отражать функционирование общества в целом, от жизни малых субкультур до уровня всего мирового сообщества.

Разработаем схему проявления социальных факторов на двух уровнях жизнедеятельности подростка на рисунке 4.

Рассмотрим семейный фактор риска как один из главных микросоциальных факторов приобщения подростков к алкоголютакие как нарушения взаимоотношений в семье, которые принято называть дисфункциональные детско-родительские взаимоотношения.

Проявление социальных факторов на уровнях жизнедеятельности подростка.
Рисунок 1. Проявление социальных факторов на уровнях жизнедеятельности подростка.

К ним будут относиться следующие функции:

  • хозяйственно-бытовая функция, состоящая из удовлетворений материальных благ;
  • воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, воспитании и самореализации в детях;
  • функция первичного социального контроля, состоит в обеспечении социальных норм членами семьи, кто в зависимости от ряда причин не обладает в достаточной степени возможностью строить своё поведение в соответствии с общепринятыми социальными нормами;
  • функция духовного общения.

Нарушения в функционировании семьи как социального института могут быть связны с личностными особенностями всех членов семьи, а также уровнем культуры, внешними для семьи негативными факторами, которые возникают при стрессовых ситуациях и будут угрожать целостности семьи.

Выделение различных семейных функций, реализация которых довольно часто неразрывно связана друг с другом, будет являться условным для профилактической работы с семьёй.

Рассмотрим различные нарушения семейных взаимоотношений, которые приводят к риску употребления алкоголя, в таблице.

Таблица 1. Факторы нарушений семейных взаимоотношений, которые приводят к риску употребления алкоголя подростками

Область проявления фактора

Факторы риска

1

Реализация семейных функций

  • Отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил;
  • физическое и психологическое насилие в семье;
  • снижение функций социального контроля, неадекватные формы её реализации, в том числе в связи с аддиктивным и антисоциальным поведением родителей;
  • нарушение эмоциональных отношений,
  • неуважительные и взаимоотвергающие взаимоотношения в семье;
  • не вовлеченность членов семьи в жизнь друг друга, отсутствие общих интересов и увлечений.

2

Супружеские взаимоотношения

  • регулярные конфликты между родителями;
  • преодоление родителями разногласий между собой через реализацию различных форм аддиктивного поведения «заключения мира через распитие спиртного»;
  • втягивание ребёнка в конфликты и использование его в качестве «аргумента» при выяснении личных отношений.

3

Родительско-детские взаимоотношения

  • расширение сферы родительских чувств;
  • предпочтение в подростке детских качеств;
  • проекция на подростке не желаемых качеств;
  • неразвитость родительских чувств;
  • гипер- и гипопротекции;
  • недостаток требований, предъявляемых родителями к подростку;
  • неустойчивость и противоречия в воспитании подростка;
  • низкий авторитет родителей в глазах подростка;
  • конфликтные взаимоотношения, отсутствие взаимоотношений между членами семьи;
  • чрезмерная привязанность к ребёнку либо полное его игнорирование;
  • снижение функций социального контроля.

На основании данных таблицы видно, что факторы нарушения семейных взаимоотношений проявляются в реализации семейных функций, супружеских взаимоотношений, родительско-детских взаимоотношений.

Психологами и социологами принято считать, что отсутствие доверительных отношений в семье во многом осложняет процесс социализации. Если ребёнок в детстве не научился доверять, то ему в жизни будет трудно создавать близкие взаимоотношения с окружающими, так как он будет рисковать попасть в «заколдованный круг изолированности». Доверие у ребёнка будет укрепляться только тогда, когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный для него момент он обретёт поддержку, но не гиперопёка, которая в свою очередь лишит его инициативы. Соответственно ему важно быть уверенным в том, что он состоятелен для близких людей, как участник во многих событиях жизни.

Рассмотрим влияние психосоциальных факторов.

Формирование алкогольной зависимости у подростков, также, как и другие психосоциальные расстройства, могут быть связаны с мультифакторным риском и факторами устойчивости, которые включают индивидуальные генетические, личностные и средовые факторы, а также индивидуальные варианты взаимодействия между ними. В связи с этим превентивные и профилактические воздействия, основанные на редукции факторов риска и увеличения потенциала факторов устойчивости в определённых условиях среды намного более эффективны, чем превентивные воздействия, основанные только на уменьшении факторов риска.

Те обстоятельства, которые достоверно увеличивают шансы подростка стать потребителем алкоголя, называют факторами риска употребления психоактивных веществ. А обстоятельства, которые достоверно снижают шансы подростка стать потребителем спиртных напитков, называют факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления спиртосодержащих напитков, для определённых возрастных и этнических групп, для определённой общественной среды и могут зависеть от вида употребляемого спиртного.

В своём исследовании автор опирается на разработанную классификацию факторов риска формирования алкоголизма в подростковом возрасте исследователями Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским.

Факторами риска могут быть:

  • проблемы физического и психического здоровья;
  • прохождение и воспитание в семье, страдающей алкоголизмом или наркоманией;
  • регулярное общение со сверстниками, которые уже употребляют алкоголь, а также отсутствие устойчивости к давлению со стороны сверстников;
  • личностные особенности (неуверенность в себе, низкая самооценка, регулярные колебания настроения, низкий уровень интеллекта, неприятие социальных норм и ценностей);
  • высокий уровень семейного стресса (семейная нестабильность, низкий уровень материального дохода в семье);
  • трудности в обучении (неспособность осваивать школьную программу), частые пропуски школы; трудности межличностных взаимоотношений (с родственниками, со сверстниками, в школе с учителями).

Различные нарушения семейного воспитания:

  • неполные или распавшиеся семьи;
  • полное отсутствие семьи;
  • деструктивные семьи;
  • воспитание по типу явной или скрытой гипопротекции;
  • воспитание в семьях, где родители и старшие дети употребляют алкоголь или наркотики.

Подростки, проживающие в алкогольных семьях, в отличие от детей из благополучных семей более зависимы, они не могут противостоять социальному давлению, соответственно не могут регулировать собственное поведение и оценивать себя. Таким подросткам из алкогольных семей характерно откладывать принятие решения важной проблемы на потом. Они таким образом стараются забыть о неприятностях, надеясь на то, что всё разрешится, само собой. Подростки из неблагополучных семей избегают решительных действий, требующих от них ответственности за последствия, и в свою очередь, часто действуют под давлением первого порыва. Они довольно вспыльчивы в значимых конфликтных ситуациях и ведут себя агрессивно, а впоследствии это приводит к тому, что они начинают употреблять алкоголь, чтобы уйти от реальности.

Довольно часто в основе семейных конфликтов лежит неадекватное восприятие незрелых отношений взаимозависимости, а это отношения, служащие удовлетворению и поддержанию «невротических» потребностей в соперничестве, доминантности, защите и опеке.

В результате регулярных конфликтов у членов семьи наблюдается снижение социальной и психологической адаптации и отсутствие способности к совместной деятельности, а это неспособность к согласованности в вопросе о воспитании своих детей.

Автор в своём исследовании рассматривает характерные черты поведения между взрослыми и подростками в конфликтных семьях:

  • отсутствие в семье заботы, радости от общения;
  • доминирование разъединения, неприязни друг к другу, перекладывания чувства вины друг на друга;
  • активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, активное избегание семьёй поддержки школы, друзей и служб социальной защиты;
  • легко возникающее состояние тревоги и паники, при котором возникает тенденция разрешать возникшие проблемы только эмоционально;
  • несоответствие между словами и поступками со стороны родителей.

Эти черты могут подтолкнуть подростка к употреблению алкоголя.

Рассмотрим факторы нарушения онтогенеза:

  • черепно-мозговые травмы;
  • психотравмы;
  • различные тяжёлые соматические заболевания в процессе развития ребёнка;
  • родовые травмы, такие как защемление шейного отдела и гипоксии головного мозга.

Психосоциальные факторы риска:

  • зависимость от влияния референтной группы сверстников, особенности личностного реагирования, социальной перцепции характера межличностных взаимоотношений и «Я» — концепции;
  • тенденция реализовать эмоциональное напряжение в непосредственное поведение, минуя процесс когнитивного осознания, принятия решения, игнорирования в системе социальных установок и ролей;
  • нарушение в сфере социальной перцепции (несоответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированная в соответствии с возрастом самооценка, прогнозирование оценки своего поведения в глазах окружающих его людей);
  • несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализировать взаимоотношения с окружающими;
  • отсутствие стремления к конструктивному разрешению проблемных и конфликтных ситуаций;
  • отсутствие сформированного представления о жизненных целях и будущем; отсутствие сформированного реального и идеального образа «Я» и значимых окружающих и в связи с этим отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;
  • неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в поведении как призыв о помощи, который направлен к членам семьи.

К ним же могут относиться нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития подростка такие, как:

  • формирующаяся отчуждённость, противоречивость в отношениях с родителями;
  • избегающий, поверхностный и формальный стиль общения в семье; формальное отношение к внутрисемейным проблемам, а также их игнорирование;
  • снижение школьной успеваемости ребёнка и нарушение школьной дисциплины;
  • неполноценность коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное общение);
  • конфликтное взаимоотношение со сверстниками — представителями формального детерминированного коллектива или избегание общения с ними;
  • регулярные конфликты с учителями и администрацией школы;
  • нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по «территориальному принципу».

На основании данной информации делаем вывод, что фактором защиты от употребления подростками алкоголя является такие критерии как:

  • семейная стабильность и сплочённость, а также адекватное воспитание и близкие взаимоотношения членов семьи;
  • средний и высокий уровень дохода в семье;
  • низкий уровень преступности в регионе;
  • доступность служб социальной помощи;
  • высокий уровень интеллекта и устойчивость к стрессу, физическое и психическое благополучие подростка и членов его семьи;
  • высокая самооценка, развитие навыков самостоятельного решения проблем, поиски и восприятия социальной поддержки.

В связи с тем, что социальной причиной является, в первую очередь, ближайшее окружение ребенка, то возникает необходимость рассмотреть эту причину с двух точек зрения: с одной стороны, существует срез проблемы подросткового алкоголизма, на который положительно могут повлиять социальные работники и государство, с другой стороны существует другой срез проблемы, который не может быть скорректирован социальными работниками и государством, либо скорректирован должен быть на очень ранней стадии развития проблемы, либо не может быть вообще скорректирован.

Отсюда следует, что необходимо выявить те точки воздействия на подростка, в которых социальный работник может принести наибольшую пользу конкретному подростку и обществу в целом. Соответственно работать в этом направлении должны и специалисты практики.

Список литературы

  1. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб. ЗАО «Издательство Питер», 1999г – с.652
  2. Одинцова, М.А., Шарко, С.М. Психологическое благополучие подростков из алкогольных семей. М., 2014, с 689-690. Материалы социологического конгресса. Дети и общество
  3. Сирота, Н.А, Ялтонский, В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. 2011. – с.9.