Проблемы развития малого и среднего бизнеса в региональном строительном секторе

№41-2,

экономические науки

Данная статья посвящена проблеме развития малого и среднего бизнеса в региональном строительном секторе. Рассмотрены факторы, создающие трудности предпринимателям, приведены статистические данные деятельности малых и средних предприятий. На основе проведенного исследования выявлена и обоснована необходимость решения существующих на сегодня проблем. Решение данной задачи будет благоприятно сказываться на всей хозяйственной деятельности регионов.

Похожие материалы

На сегодняшний день с целью стабильного роста экономики региона необходимо развитие предпринимательства как одного из главных факторов социального и экономического развития общества. Важной значимостью обладает формирование именно предприятий малого и среднего бизнеса, которые представляют собой гибкую и динамичную форму осуществления предпринимательской деятельности. Именно малые и средние предприятия способны наиболее быстро решать проблемы развития и насыщения рынка, а так же развитие данного бизнеса будет содействовать росту предприимчивости населения, обеспечению занятости, стимулированию инвестиционной деятельности. Следовательно, поступление ресурсов в отрасль малого бизнеса поспособствует успешным изменениям во всём региональном хозяйстве [8].

Следует отметить, что в 37 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось, и максимальное сокращение показателя зафиксировано в Волгоградской области (на 79,9 ед.) [5]. Такое неблагоприятное явление связано с общим снижением активности в экономике области в результате кризисных явлений. Также произошло сокращение объема оборота на МП Волгоградской области на 24,6%, сокращение объема инвестиций в основной капитал на МП с учетом ИПЦ (индекс потребительских цен) – на 63,5% [5].

В РФ на данный момент действует 2103,8 тыс. ед. малых, средних и микропредприятий, где средние составляют 13,7 тыс., малые – 221,9 тыс. ед., микропредприятия – 1868,2 тыс. ед. [4, с.10].

Наблюдаемая тенденция изменения численности количества предприятий малого бизнеса, и занятого в этой области населения имеют негативный характер. Рассмотрим и проанализируем проблемы, с которыми сталкиваются данные организации при входе на строительный рынок. В первую очередь, основная проблема проявляется в необходимости иметь достаточный капитал. И как следствие это объясняет длительные сроки развития, значительную загруженность управляющих, проблемы привлечения высококвалифицированных специалистов, сравнительно большие риски. Предприятия малого бизнеса недостаточно регулируются, они организационно независимы и имеют свободу выбора, однако их совместное участие в различных крупных проектах не возможно. А также в области работы таких компаний сегодня еще не установилась стабильность касательно их количества, так как они считаются неустойчивой структурой и часто стремительно распадаются.

Несмотря на существующие трудности, в данный период строительство является популярной отраслью среди субъектов малого предпринимательства и незанятого населения.

Денежный оборот предприятий малого и среднего бизнеса в 2014 году сложился в сумме 26392,2 млрд. руб., где доля строительства составляет 15,9 %. В строительной отрасли работают 250362 ед. малых предприятий, 1504 ед. средних и 221480 ед. микропредприятий [4, с.10]

Предприятия, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, в 2014 году выполнили 24% общего объёма работ по виду деятельности «строительство» [1]. Данными компаниями обеспечиваются работы по возведению новых зданий, капитальному и текущему ремонту, реконструкции и модернизации. Но, как показали исследования, существуют препятствия формирования строительной отрасли, основными из которых являются: несостоятельность заказчиков, недостаток спроса на рынке, высокий уровень налогов, нехватка квалифицированных рабочих. Стоит отметить, что именно из-за высокого уровня налогов и ставок по кредиту экономика большинства малых предприятий не может выйти из кризисного состояния. Система налогообложения оказывает значительное влияние на одну из функций малых предприятий, такую как увеличение доходов государственных и муниципальных бюджетов. Важную роль здесь также играет рост цен на факторы производства, уровень инфляции, возможность доступа к земельным участкам под застройку, все это искажает условия конкурентной борьбы, оказывают влияние на сроки строительства объекта. Зачастую земельные участки предоставляются не обеспеченные инфраструктурой, а существующие технические условия являются неподъёмными для инвесторов [8].

Недостаток долгосрочных планов не дает возможности определить муниципальному образованию, как он будет развивать территорию для дальнейшего строительства. Таким образом, существуют многие факторы, создающие проблемы, которые отражаются на числе заказов малых предприятий на выполнение строительных и ремонтных работ. Следовательно, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день финансовая обстановка отрицательно влияет на малое и среднее предпринимательство в строительной отрасли, а сложившаяся экономическая ситуация не мотивирует к предпринимательской работе. Однако строительные организации могут выполнять больше объемов работ, чем предлагает рынок, что является важным показателем в дальнейшем успешном развитии отрасли.

В настоящее время наблюдается недостаток необходимых трудовых ресурсов, что отрицательно сказывается не только на производстве, но и на стратегические планы предприятия. Успешность каждого предприятия находится в зависимости от сложившегося состава высококвалифицированных специалистов, но на сегодняшний день таких работников дефицит. Следовательно, трудовую политику предприятий малого и среднего бизнеса необходимо систематически пересматривать, обновлять и совершенствовать. Всё возрастающая роль и высокая значимость трудовых приоритетов поясняются не только недостаточными трудовыми ресурсами, однако, и постоянно возрастающей необходимостью в кадрах с рыночной подготовкой сотрудников различных профессиональных уровней [3].

Без инфраструктуры малого и среднего бизнеса невозможно успешное рыночное обустройство экономики, а для ее развития необходима эффективная поддержка со стороны государства, которая должна выражаться в основательно продуманной государственной программе содействия. Государственная поддержка должна выражаться в создании благоприятных и безопасных условий для развития предпринимательства и содержать в себе правовое регулирование, специальные институты, финансово-кредитное и налоговое стимулирование.

Таким образом, одной из важнейших задач на современном этапе является создание благоприятного инвестиционного климата для предпринимателей в строительной сфере касательно малого и среднего бизнеса . С данной целью разработана и утверждена Целевая программа «Развитие жилищного строительства в 2015-2020 годах», которая позволит устранить существующие проблемы в строительстве, и будет содействовать развитию малого предпринимательства в строительстве. А также существует «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ» на период до 2020 г., где указано на необходимость создания «модели инновационного поведения населения». И к 2020 г. доля занятых в малом и среднем бизнесе будет составлять 60 - 70% от активного населения страны, а также уже к 2017 г. количество малых и средних предприятий на тысячу человек должно увеличиться на 15%. [6, с.2]. Как показывает мировой опыт, именно малое предпринимательство является одним из эффективных направлений стимулирования инновационной деятельности населения, которое способствует привлечению предприимчивых людей в работу, сопряженную со стремительным развитием отрасли малого инновационного бизнеса как основы для развития региона.

Сегодня эффективно применяются и другие способы финансового регулирования в целях развития малого и среднего бизнеса. В частности, существенное преимущество определяется для следующих представителей малого и среднего бизнеса: начинающие субъекты малого предпринимательства; действующие инновационные компании; начинающие малые инновационные компании; социальное предпринимательство; субъекты молодежного предпринимательства; центры времяпровождения детей [5, 2]. А также существуют Положения о субсидировании малого и среднего бизнеса, которое предусматривает ряд возможностей для получения субсидий в виде возмещения части расходов по договорам финансовой аренды, на уплату процентов по кредитам и на другие виды субсидий. Объем субсидий, выделенный из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (включая фермерские хозяйства) бюджетам субъектов РФ составил в 2014 году 19374822 тыс. рублей [4, с.88].

Усилия законодательной и исполнительной власти, предпринимателей, управляющих, научных деятелей должны быть сосредоточены на ликвидацию препятствий между малыми предприятиями и инновациями. Данная проблема возникает вследствие недоступности кредитных ресурсов для малого бизнеса, а также их не значительной ресурсной база и несовершенством патентного законодательства. Для решения данной проблемы необходимо совершенствование рыночного механизма управления и планомерное осуществление комплекса мероприятий, что даст возможность со временем сформировать условия, чтобы малый бизнес полноценно начал «работать» в инновационной сфере.

В настоящее время предпринимательство активно и успешно развивается в тех регионах, где местные власти формируют благоприятные для этого условия, совершенствуя внешнюю среду бизнеса. С целью решения проблемы малого и среднего предпринимательства в строительстве необходимо в первую очередь совершенствовать законодательную и нормативно-правовую основу. А структурным подразделениям администрации города следует оказывать содействие путем установления льготных режимов налогообложения для определенных категорий юридических лиц, повышения доступности застройщиков к участкам, а также путем снижения административных барьеров в сфере строительства. В соответствии с решением координационного совета по предпринимательству ведется работа по созданию общественных приемных для предпринимателей при районных администрациях.

Основные задачи, стоящие сегодня перед регионами РФ: помощь в преодолении административных ограничений в финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, поддержка в создании благоприятных условий для устойчивого и успешного развития предпринимательства; защита прав и интересов предпринимателей, выявление и анализ наиболее актуальных проблем в деятельности малого бизнеса и информационное обеспечение предпринимателей.

Список литературы

  1. Басарева, В.Г. Малый бизнес: региональные аспекты механизмов государственного регулирования / В.Г. Басарева // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №11. – 42 с.
  2. Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу об энергоресурсосбережении и энергоаудите ЖКХ регионов России в новых экономических условиях // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 3 (03). С. 11-17.
  3. Борисова Н.И., Андреева Е.О., Романова А.В. Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе высшего образования в волгоградской области // В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 168-173.
  4. Малое и среднее предпринимательство в России /А.Л. Кевеш, И.В. Астриева, И.В. Безрукавая и др. – стат. сб./ Росстат. – М., 2015. – 96 с.
  5. Постановление Администрации Волгоградской области от 26.09.2011 г. N 531-п «Об утверждении Концепции развития промышленности Волгоградской области до 2020 года»
  6. Тупчиенко, В.А. Развитие малого инновационного предпринимательства в регионах Российской Федерации/ В.А. Тупчиенко // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. - №12. – с.2-7
  7. Чапек, В.Н. Экономика малого предпринимательства: учеб. пособие / В.Н. Чапек. - Ростов: Феникс. – 2009. – 186 с.
  8. Борисов А.В. Оценка инвестиционной привлекательности объектов строительства на вторичном рынке промышленной недвижимости (на примере Волгоградской области) диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Волгоград, 2004