Анализ проводимой государством социально-экономической политики позволяет выделить основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу:
- Новое позиционирование государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства.
- Поддержка спроса на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства и освоение новых рынков сбыта.
- Повышение эффективности государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства.
- Совершенствование налоговой политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.
- Кадровое обеспечение и повышение гибкости системы регулирования трудовых отношений.
Рассмотрим эти направления подробнее.
Основными элементами нового позиционирования государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства выступают:
- Формирование и широкое применение инструментов акселерации роста бизнеса – поддержки динамичного развития малых и средних предприятий на разных этапах жизненного цикла.
В настоящий момент малым и средним предприятиям предоставляется ряд налоговых, имущественных и иных видов льгот. Сформирована необходимая инфраструктура поддержки бизнеса. Но государству необходимо рассматривать процесс развития бизнеса как единый цикл, в который включены три этапа: новый бизнес (микробизнес) – малый бизнес – средний бизнес. При этом на каждом этапе должен применяться соответствующий комплекс мер, стимулирующих предприятия к достижению определенных количественных показателей и переходу на следующие этапы развития.
Для обеспечения максимально простого «входа» начинающих предпринимателей в правовое поле необходимо сокращать временные и финансовые издержки, связанные c прохождением административных процедур, что в настоящее время реализуется Минэкономразвития России совместно c АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в рамках «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы.
- Развитие механизмов обратной связи и общественного мониторинга решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности.
Важным шагом к активному вовлечению бизнессообщества в процессы оценки деятельности органов власти и формирования государственной политики является общественное обсуждение успехов «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы, реализация Агентством стратегических инициатив совместно c общероссийскими объединениями предпринимателей проекта по формированию Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Это помогает определить направления корректировки как собственно действий органов государственной власти в регионах, так и нормативных актов федерального уровня.
- Реализация программы пропаганды предпринимательской деятельности.
В современных российских СМИ зачастую создается негативный образ российского предпринимателя. Негативный характер носят 46,8% статей о бизнесменах в российских федеральных и региональных печатных СМИ [6]. В то время как вовлечение граждан в предпринимательство на основе широкой пропаганды предпринимательской деятельности среди граждан – это, прежде всего, государственная задача.
В настоящее время на государственном и муниципальном уровнях ведется активная пропаганда инициативы предпринимательской деятельности для широких слоев населения. Однако в целом по стране предпринимательская активность и готовность начать собственное дело остаются на низком уровне. По данным исследовательского проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства 2013», лишь 5,8% россиян трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями [4]. Отметим для сравнения, в странах БРИКС фиксируется более высокое значение данного показателя (Бразилия– 17,3%, Китай – 14,0%, Индия – 9,9%, ЮАР – 10,6%). В США доля граждан, начинающих собственных бизнес, составляет 12,7%. При этом по рассматриваемому показателю Россия опережает такие страны, как Италия (3,4%), Франция (3,6%), Германия (5,0%).
- Расширение программ поддержки молодежного предпринимательства.
С 2009 г. в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, выделен отдельный комплекс мер информационного, образовательного и консультационного характера – программа «Ты – предприниматель». 2009 г. в мероприятиях программы приняло участие свыше 700 тысяч молодых людей в 68 субъектах Российской Федерации. Открыто более 10 тыс. новых предприятий [4]. Существует общероссийская общественная организация «Ассоциация молодых предпринимателей России». С 2009 г. она организует вручение ежегодной премии «Лучший молодой предприниматель года».
- Тиражирование лучших практик поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.
В рамках второго направления в целях стимулирования спроса на продукцию малых и средних предприятий должны быть решены следующие задачи:
- Содействие встраиванию малых и средних предприятий в цепочки поставщиков.
Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2013 г. № 867-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний c государственным участием», одним из ключевых мероприятий которого выступило принятие в декабре 2014 г. постановления Правительства РФ № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р, предусмотрено дальнейшее расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым в соответствии c Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В настоящее время Минэкономразвития России реализует программу по поддержке 25 инновационных территориальных кластеров в 20 субъектах Российской Федерации.
- Обеспечение доступа малых предприятий к государственным и муниципальным закупкам.
С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии c которым:
- квота по закупкам у малых предприятий должна составлять не менее 15% от совокупного годового объема закупок;
- с 15 до 20 млн. рублей увеличена начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства;
- введено правило «второй руки», в рамках которого заказчик вправе установить требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства.
В июне 2014 года принят Федеральный закон № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который установил обязательство для заказчика о включении в контракт, заключаемый c субъектом малого предпринимательства, условия об оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней c даты подписания заказчиком документа о приемке.
- Создание сбытовой и логистической инфраструктуры.
С этой целью Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» предусмотрено, что с 1 января 2016 г. в капитальные строения и сооружения должны быть переведены все сельскохозяйственные рынки, расположенные в городах c численностью населения свыше 1 млн. человек.
При этом Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 492-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» перевод в капитальные строения и сооружения сельскохозяйственных рынков, расположенных в городах c численностью населения менее 1 млн. человек, предусмотрен в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации. Т.е. в городах c населением менее 1 млн. человек сельскохозяйственные рынки могут вовсе не переводиться в капитальные строения, если для этого нет объективной необходимости.
- Совершенствование системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий.
Основные усилия в сфере поддержки экспорта малых и средних предприятий направлены на формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности на региональном уровне (центры координации поддержки экспортноориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства и региональные интегрированные центры), а также развитие деятельности профильных институтов (ГК «Внешэкономбанк» и АО «ЭКСАР») по улучшению доступа экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам и страховым услугам.
Для повышения эффективности государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в России сформирована многоканальная система государственной и муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включающая в себя широкий круг инструментов финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки.
На федеральном уровне реализуется ряд масштабных программ господдержки малого и среднего предпринимательства, основными из которых выступают программа Минэкономразвития России, программа льготного кредитования ГК «Внешэкономбанк» и программа гарантийной поддержки АО «Небанковская депозитно-кредитная организации «Агентство кредитных гарантий».
В России прошли апробацию меры и инструменты поддержки малых и средних предприятий, нашедшие широкое применение в зарубежных странах, обладающих многолетним опытом поддержки малого и среднего предпринимательства. К числу таких инструментов можно отнести:
- предоставление грантов на начало собственного дела,
- создание бизнес-инкубаторов и технопарков,
- предоставление микрозаймов и гарантий по кредитам,
- инструменты информационно-консультационной поддержки предпринимателей.
В целом за период 2005-2014 гг. ежегодный объем финансирования господдержки малого и среднего бизнеса из федерального бюджета вырос более чем в 12 раз c 1500 млн. руб. до 19374,8 млн. руб. [4]. Меры поддержки направлены на удовлетворение потребностей в финансовых, имущественных, информационных и иных ресурсах субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к различным категориям (микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия) и находящихся на разных стадиях деятельности (начинающие предприниматели, развивающиеся, экспортноориентированные предприниматели и другие).
С 2014 г. акцент в господдержке малого и среднего бизнеса делается на следующие мероприятия:
- предоставление грантов начинающим предпринимателям;
- субсидирование затрат предпринимателей, связанных c лизингом оборудования;
- субсидирование затрат предпринимателей, реализующих модернизационные проекты;
- создание объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства);
- развитие региональных гарантийных организаций;
- развитие региональных микрофинансовых организаций;
- реализация специальных образовательных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка социального предпринимательства.
По состоянию на 1 января 2015 г. в стране создана широкая сеть организаций, образующих инфраструктуру финансовой, информационно-консультационной и имущественной поддержки предпринимательской деятельности, включая: 82 региональные гарантийные организации; 73 региональные микрофинансовые организации; 132 бизнес-инкубатора; 5 промышленных парков; 2 технопарка; 87 центров поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства; 36 центров поддержки экспорта; 48 региональных интегрированных центров. Ежегодно поддержку в развитии малого и среднего бизнеса от государства получают около 250 тыс. юридических и физических лиц.
В направлении совершенствования налоговой политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства предприняты следующие мероприятия:
- Введение патентной системы налогообложения.
- Отмена льготы по налогу на имущество для организаций, перешедших на применение упрощенной системы налогообложения (УСН) и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
- Введение торгового сбора в городах федерального значения (Москве, С-Петербурге, Севастополе).
- Введение налоговых «каникул» для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ предусмотрено в течение 2015-2020 гг. устанавливать налоговую ставку в размере 0% для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения (льготная ставка может применяться в течение двух налоговых периодов со дня регистрации).
- Совершенствование системы налогового администрирования.
Модернизирован официальный сайт ФНС России, в рамках которого на настоящий момент представлено 38 полезных интерактивных сервисов (сервис «Риски бизнеса: Проверь себя и контрагента», «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами», «Создай свой бизнес» и др.). Например, сервис «Создай свой бизнес» представляет собой свод информации о прохождении процедур, необходимых для начала и ведения предпринимательской регистрации (выбор формы регистрации и режима налогообложения, правила применения контрольно-кассовой техники, проведение налоговых проверок). Сервис «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде» предоставляет налогоплательщику возможность в рамках пилотного проекта оформить налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде.
- Введение моратория на рост налоговых ставок и ставок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды на период до 2018 года.
В рамках Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р, предусмотрен ряд мер, направленных на проведение налогового маневра путем значительного снижения платежей в рамках всех специальных налоговых режимов, предназначенных для микропредприятий, в том числе:
- предоставление права субъектам Российской Федерации снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения c объектом налогообложения «доходы», c 6% до 1% (пункт 26 Плана);
- расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения (пункт 27 Плана);
- снижение в 2 раза максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в рамках применения патентной системы налогообложения (с 1 млн. рублей до 500 тыс. рублей) (пункт 28 Плана);
- установление возможности уплаты самозанятыми гражданами налога в связи c применением патентной системы налогообложения и обязательных платежей по страховым взносам одновременно c их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей по принципу «одного окна», а также введение особого порядка исчисления и уплаты налога на доход физических лиц и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для самозанятых граждан, осуществляющих определенные виды приносящей доход деятельности без привлечения наемных работников и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей («патент для самозанятых граждан») (пункт 29 Плана);
- предоставление права субъектам Российской Федерации снижать ставку налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, c 15% до 7,5% (пункт 30 Плана);
- распространение права на применение 2-летних «налоговых каникул» всеми впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями в сфере производственных и бытовых услуг (пункт 32 Плана).
Важнейшим ресурсом для успешного функционирования и развития малого бизнеса являются финансы. Соответственно, особо значимым направлением государственной поддержки малого бизнеса является расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.
Финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается по следующим основным направлениям:
- на федеральном уровне:
- программа поддержки льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемая ГК «Внешэкономбанк» через свою дочернюю организацию АО «МСП Банк»;
- национальная система гарантийных организаций, ядром которой является Агентство кредитных гарантий;
- программы, реализуемые международными институтами развития;
- на региональном и муниципальном уровне:
- региональные гарантийные фонды;
- микрофинансовые организации;
- сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.
Основные положения Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года Утверждены приказом Минэкономразвития России от 19 февраля 2015 г. № 74. Агентство кредитных гарантий и региональные гарантийные организации в рамках Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства будут наращивать объемы предоставления гарантий и поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства, предлагая новые решения для снижения рисков и гарантийные продукты, отвечающие потребностям предпринимателей и финансовых партнеров.
Кадровое обеспечение и повышение гибкости системы регулирования трудовых отношений в сфере малого предпринимательства является еще одной социально значимой мерой государственной поддержки работы малых предприятий. Действующим трудовым законодательством РФ не всегда учитываются особенности регулирования трудовых отношений на малых предприятиях. Согласно статье 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии c трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает работодателей вести кадровое делопроизводство, предусматривающее различные формы отчетности, характеризующие взаимоотношения c работниками. Соблюдение требований сопряжено со значительными финансовыми и временными затратами. Как следствие, многие малые предприятия переходят на неформальные взаимоотношения c работниками. В настоящее время имеется ряд предложений по изменению текущей ситуации, но реальное обеспечение гарантий и компенсаций, установленных законодательством РФ, касается скорее граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В целом отметим, что государственными и муниципальными органами проводится большая работа по обеспечению активизации деятельности малого и среднего бизнеса. Успех проводимых программ государственной поддержки бизнеса будет зависеть от многих факторов – внутриполитических, внешнеполитических, социально-экономических и других – брать в расчет которые также следует при принятии государственных экономических решений.