Обеспечение контроля населения за государственным управлением

NovaInfo 41, с.111-114
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена анализу общественного контроля как неотъемлемой составляющей современного государства, его целям и задачам, в силу которых субъекты общественного контроля используют правовые и социальные контрольные механизмы.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВО, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА, ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, НАСЕЛЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Текст научной работы

Прямое и основное предназначение любого государства - удовлетворять интересы общества. Государство и его механизмы должны служить как обществу в целом, так и человеку в частности. Для достижения указанной цели необходимо тесное взаимодействие органов власти с институтами гражданского общества. О проблемах взаимодействия государства и общества как средства повышения эффективности деятельности государства пишут многие ученые [2-19], однако проблеме повышения качества государства через совершенствование общественного контроля уделяется недостаточное внимание.

Общественный контроль представляет собой негосударственный контроль общественных объединений и отдельных граждан (т.е. субъектов, не наделенных государственно-властными полномочиями) за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Это одна из форм непосредственного осуществления власти народом России, направленная на активное вовлечение граждан РФ в следующие виды деятельности:

  • защиту прав и свобод граждан от противоправных решений и действий представителей государственных органов власти и органов местного самоуправления;
  • осуществление общественного контроля за деятельностью должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Можно выделить две основные формы осуществления общественного контроля со стороны граждан:

  1. общественный контроль через публичные мероприятия (ст. 31 Конституции РФ);
  2. общественный контроль при реализации права граждан на создание общественных объединений (ч.1 ст. 30 Конституции РФ).

Для развития института общественного контроля в настоящее время нет благоприятных условий, об этом свидетельствуют законодательные акты.

Федеральный закон N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» наделяет общественные объединения широкими контрольными полномочиями:

  • они участвуют в выборах и референдумах, в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • выступают с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносят предложения в органы государственной власти;
  • представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Однако их решения для органов власти носят сугубо рекомендательный характер. Созданный государством механизм общественного контроля до сих пор не получает должного распространения в системе государственной власти. За последние годы на законодательном уровне отмечается интерес со стороны государства к задачам и формам осуществления общественного контроля [1].

На сегодняшний день при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуются Общественные советы. Общественный совет – это представители общественности, объединенные в группу, за которой закрепляются определенные полномочия, с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, для участия в принятии и контроля над исполнением государственных решений.

В целях учета потребностей и интересов граждан, а также защиты их прав и свобод, а также отстаивания прав общественных объединений при формировании государственной политики и в целях осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов власти и органов местного самоуправления в России была создана Общественная палата.

В Республике Башкортостан, в соответствии с Законом Республики Башкортостан № 108-з, сформирована Общественная палата Республики Башкортостан. Общественная палата Республики Башкортостан также обеспечивает взаимодействие жителей республики с управлением в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод и прав общественных объединений при осуществлении функций управления, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти республики.

Несмотря на предпринимаемые меры недостаточны. На сегодняшний день роль общественного контроля, и именно контроля со стороны граждан РФ, его реальное осуществление можно использовать как средство борьбы с волокитой, коррупцией и бюрократией, а также как форму ограничения произвола в исполнительной власти. Общественный контроль нужен обществу и государству как способ совершенствования и развития.

Читайте также

Список литературы

  1. Кулешова, Н.Н. О современном состоянии Общественного контроля в России [Текст] / Н.Н. Кулешова // Юридические науки. – 2011 - №2.
  2. ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ Ханнанова Т.Р. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). С. 184-190.
  3. КАК ПОСЧИТАТЬ РЕПУТАЦИЮ? ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ РАБОТНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Креативная экономика. 2009. № 3. С. 44-48.
  4. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  5. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  6. БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Недорезков В.Д., Зиязетдинов Р.М., Аипов Р.С., Алмаев Р.А., Андрианов Д.А., Закиров А.З., Коновалов В.Ф., Кирилов В.Г., Ханнанов Р.А., Гадиев Р.Р., Дусыев В.М., Лукманов Д.Д., Фасхутдинов В.З. Уфа, 2000.
  7. НОВАЯ ПАРАДИГМА СОБСТВЕННОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 4. С. 694-708.
  8. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  9. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 219-221.
  10. К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.
  11. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Состояние, проблемы и перспективы развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет. 2010. С. 187-189.
  12. РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.
  13. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ Гарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р. В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществеМатериалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А. Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43.
  14. ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.
  15. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007
  16. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Абрарова А.Ф., Галимьянова Л.Ф., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 17-22.
  17. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАХОВОГО МЕХАНИЗМА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПК Бакиров А.Ф., Ханнанова Л.Р. В сборнике: Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в агропромышленном производстве Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVII Международной специализированной выставки "АгроКомплекс-2007". 2007. С. 158-160.
  18. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Хайретдинова Ю.С., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. НАУЧНЫЙ ЦЕНТР «АЭТЕРНА». г.Уфа, Россия, 2014. С. 263-265.
  19. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Муллагалиев Ф.Ф., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВАматериалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 16-17.

Цитировать

Усманова, С.М. Обеспечение контроля населения за государственным управлением / С.М. Усманова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 111-114. — URL: https://novainfo.ru/article/4530 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться