Совершенствование нормативно-правовых элементов института государственной защиты и охраны прав потребителей в Российской Федерации

NovaInfo 41, с.140-144, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья посвящена совершенствованию нормативно-правовых элементов института государственной защиты и охраны прав потребителей в Российской Федерации.В статье раскрывается актуальность и пути решения данной проблемы.

Ключевые слова

ОХРАНА ПРАВ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ, ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Текст научной работы

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и охрану здоровья людей[1]. Одним из средств достижения указанной цели является институт защиты прав потребителей, чем и определяется актуальность данного исследования.

Как отметил Президент РФ В.В.Путин в своем послании Федеральному Собранию от 03.12.2015 «…роль судебной системы состоит в том, чтобы оградить экономику, граждан от мошенничества и преступников и защитить права, достоинство всех, кто соблюдает закон, честно ведет свое дело»[2].

Камалова З.Р. в своей статье отмечает, что в условиях кризиса, вызванного как структурными проблемами в российской экономике, так и санкциями и давлением со стороны развитых стран в отношении РФ, необходимо особое внимание уделить всестороннему развитию института государственной защиты и охраны прав потребителей в Российской Федерации, особенно нормативных аспектов. Особенно это важно в силу введенных заградительных барьеров и запретов на ввоз продукции из Польши, Греции, Испании и других развитых стран, поскольку это может нарушить права российских граждан как потребителей[3].

Защита потребителей в широком смысле – совокупность разнородных социальных механизмов, призванных помочь потребителю в ситуациях, когда контакт с профессионалом или предпринимателем чреват для него особыми опасностями. Защита потребителей обеспечивается институционально силами общественных организаций и государственных органов.

Исследование генезиса прав и обязанностей субъектов потребительских отношений позволяется сделать вывод, что в процессе эволюции отечественного законодательства сформировалась устойчивая закономерность нарушения баланса между правами потребителей и продавцов в пользу последних[4]. Лишь в XX в. появляется устойчивая тенденция ориентации законодателя на поиск и сохранение разумного соотношения правовых статусов потребителей, продавцов, производителей, изготовителей.

Расширение содержания потребительских правоотношений сопровождалось изменением мер ответственности за нарушение действующих норм. Правоприменительная практика выбирала эффективные меры защиты прав потребителей, при этом санкции, не способствующие упорядочению торговых отношений, изживали себя. Законодатель выявлял и закреплял новые, адекватные времени виды ответственности.

Как отмечает Р.А.Ханнанов, изучая события в системе правового обеспечения модернизации социально-экономического развития России, – задача государственного регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей не только предоставить определенные права, но и обеспечить их реальное исполнение. Для этого необходимо создание специальных органов, наделенных особыми правами по контролю за соблюдением потребительского законодательства. Их эволюция в России показала тенденцию на постепенную специализацию и как итог, выделение органов, имеющих основной и главной целью - защиту прав потребителей[5].

Актуальность улучшения процесса государственного регулирования институт защиты и охраны прав потребителей подтверждает статистика. Так, согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2014 г. в суды общей юрисдикции поступило 243,3 тыс. исковых заявлений о защите прав потребителей, из них окончено 232,3 тыс. дел[6], при этом в более чем половине случаев требование потребителя удовлетворяется с вынесением решения, а признается необоснованным (и соответственно суд отказывает в удовлетворении требования) в среднем каждое десятое требование о защите прав потребителей. Во многих случаях стороны урегулировали спор до рассмотрения судом требования по существу. За аналогичный период 2013 г. судами общей юрисдикции было рассмотрено 208,5 тыс. дел о защите прав потребителей. Из них мировыми судьями было рассмотрено 108,8 тыс. дел о защите прав потребителей, что на 16,8 тыс. дел больше, чем в 2012 г.[7] Таким образом, наблюдается ежегодное увеличение количества обращений граждан и юридических лиц за государственной защитой и охраной прав потребителей.

Об актуальности данной сферы свидетельствует активная практика Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ) по опубликованию различных рекомендаций по осуществлению принадлежащих потребителям прав, адресованных неопределенному кругу потребителей.

Существует масса нерешенных на сегодняшний момент проблем. Так, Г.Р. Гафарова отмечает, что существует проблема при осуществлении потребителем предоплаты товаров, работ, услуг[8]. Отсутствие эффективного нормативно-правового регулирования вопросов предоплаты позволяет контрагентам потребителя устанавливать 100-процентную предоплату за товары, работы, услуги, при этом практически безнаказанно нарушать сроки передачи товара потребителю. Это связано с тем, что в качестве меры ответственности за нарушение сроков передачи товара потребителю установлена лишь неустойка в размере 0,5% от цены товара за каждую единицу времени просрочки (день, час и т.п.); реализуется эта мера ответственности только в судебном порядке и только по спорам, связанным с договорами розничной купли-продажи.

С.С.Колобашкина видит решение проблем функционирования существующего института государственной защиты и охраны прав потребителей в Российской Федерации в совершенствовании механизмов государственного регулирования, реализации прав потребителей, которое возможно при глубоком теоретическом осмыслении не только проблем экономического содержания потребительских отношений, но и гражданско-правовых средств реализации, обеспечения и защиты прав потребителей как единого механизма, гарантирующего удовлетворение потребителем своих личных, семейных, бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности[9].

В настоящее время необходимо поддерживать и развивать общественные организаций по защите прав путем расширения их полномочий, государственного финансирования, предоставления помещений для работы организаций.

М.Ю. Осипов в части совершенствования нормативных элементов института государственной защиты и охраны прав потребителей в Российской Федерации предлагает следующие пути:

  • дополнить «общую часть» Закона о защите прав потребителей правом потребителя отказаться в течение определенного времени от товара, приобретенного вне торгового помещения продавца, а также правом потребителя отказаться от «связанных» договоров;
  • дополнить «общую часть» Закона о защите прав потребителей нормой о том, что в случае «обхода» продавцом той или иной предписанной законом договорной модели к отношениям сторон применяются в порядке аналогии нормы соответствующего федерального закона; дополнения могут быть внесены в ст. 16 Закона;
  • детализировать «особенную часть» Закона о защите прав потребителей, например, путем включения положений об особенностях защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг[10].

C учетом проведенного исследования вопросов структуры и содержания Закона о защите прав потребителей, его соотношения с иными федеральными законами можно сформулировать следующие предложения по его совершенствованию:

  • исключить из ст. 13 Закона о защите прав потребителей положения о взыскании штрафа, который представляется избыточной мерой ответственности продавца наряду с установленной в Законе штрафной неустойкой за нарушение прав потребителя и компенсацией морального вреда;
  • установить единую форму ответственности продавца за просрочку удовлетворения требований потребителя, закрепив соответствующий размер неустойки в ст. 13 Закона о защите прав потребителей;
  • перенести нормы пунктов 1, 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей о взыскании неустойки за просрочку передачи предварительно оплаченного товара в ст. 13 данного Закона, используя универсальную формулировку, пригодную для любых видов договоров с участием потребителя, если иной размер неустойки не установлен федеральным законом;
  • снизить до разумных пределов установленные Законом о защите прав потребителей неустойки, чтобы их размер не превышал размер неустойки, установленной специальным законом, например до 1/75 ставки рефинансирования Банка России от цены товара за каждый день просрочки.

Читайте также

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. №237. 1993. 25 декабря.
  2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 «Послание Президента Российской Федерации» // Российская газета, №275, 04.12.2015.
  3. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: Учебное пособие / под ред. З.М. Фаткудинова. М.: Юстицинформ, 2008. – 376 с.
  4. Камалова З.Р., Хабибуллин Р.И., Шугаев А.Р., Гарифуллина Э.Ф., Гарифуллина А.Ф., Ягафаров Т.Ч. Программа антикризисных мер в РБ // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2009. № 1. С. 51-57.
  5. Колобашкина С.С. Роль Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в публичном механизме обеспечения и защиты прав потребителей // Административное право и процесс, 2014, №7.
  6. Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2013 г. (по данным сводной статистической отчетности по состоянию на 10 апреля 2014 г.) (сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ) // http://www.cdep.ru/index.php?id=5.
  7. Отчет о работе судов общей юрисдикции по первой инстанции рассмотрения гражданских дел за 12 месяцев 2014 г. (документ опубликован не был, сведения взяты с официального сайта Судебного департамента при Верховном Суде РФ // http://www.cdep.ru/index.php?id=5).
  8. Осипов М.Ю. О некоторых проблемах государственного регулирования защиты прав потребителей // Юрист, 2014, №14.
  9. Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. События в системе правового обеспечения модернизации социально-экономического развития России: теория и практика. Издательство: Башкирский ГАУ, АН РБ. – г. Уфа, 2012. – 162 с.
  10. Чурочкина О.С. Эволюция развития института защиты прав потребителей в России (исторический и нормативно-правовой аспекты) // Гражданское общество в России и за рубежом, 2013, №4.

Цитировать

Варнасова, И.В. Совершенствование нормативно-правовых элементов института государственной защиты и охраны прав потребителей в Российской Федерации / И.В. Варнасова, К.А. Галикарамова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 140-144. — URL: https://novainfo.ru/article/4593 (дата обращения: 19.08.2022).

Поделиться