Статистический учет в отраслях сельского хозяйства

NovaInfo 42, с.132-137, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье отражено применение статистического учета в сельском хозяйстве. Проведен анализ работы органов статистики. Рассмотрены формы проведение сбора и обработки информации для ведения статистического государственного учета.

Ключевые слова

СТАТИСТИКА, РЕГИСТРЫ, ФОРМЫ УЧЕТА, НАБЛЮДЕНИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, УЧЕТ

Текст научной работы

Организация статистического учета на государственном уровне необходима для решения задач информационного обеспечения общества, управления социально-экономическими и демографическими явлениями и процессами в обществе, а также для развития науки посредством: изучения, комплексного анализа происходящих в стране социально-экономических и демографических процессов [4,14,15]. Также это необходимо и для сельского хозяйства, так от правильно организованного статистического учета в каждой отдельной отрасли будет зависеть достоверность информации и ее доступность [1,2,3,16].

Государственный статистический учет - это совокупность действий по проведению государственных статистических наблюдений, последующей обработке, анализу, хранению, защите и распространению статистических данных о количественных и качественных характеристиках социально-экономических и демографических явлений и процессов в обществе на основе государственной статистической методологии.

Целью проведения официального статистического учета в Российской Федерации является формирование в соответствии с государственной статистической методологией полной, объективной, актуальной и надежной статистической информации, необходимой для решения стоящих перед нею задач [5,6].

К задачам государственной статистики относится:

  • информационное обеспечение органов государственного управления, а также физических и юридических лиц для оценки текущего состояния интересующего их процесса или явления, прогнозирования и планирования их состояния в будущем, а также для принятия управленческих решений;
  • разработка государственной статистической методологии с учетом международной системы учета и статистики, обеспечения доступа к государственной статистической методологии юридических лиц и граждан;
  • обеспечение взаимодействия информационных баз данных, созданных разными организациями государственной статистики;
  • обеспечения равного доступа юридических лиц и граждан к открытой статистической информации, всестороннего освещения социально-экономического, демографического положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики путем опубликования и распространения официальных докладов, статистических сборников, бюллетеней и иных информационно-аналитических изданий, а также путем использования информационных технологий [7,8].

Государственные статистические наблюдения проводятся на основе данных первичных учетных документов либо путем опроса юридических лиц, их представительств и филиалов, граждан, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, об их деятельности, включая разработку, тиражирование и рассылку отчетно-статистической документации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений. В сельском хозяйстве, особенно в некоторых подотраслях, нехватка всей информации создают неудобства в работе не только государственных органов управления, но и в сфере науки [9,10].

Государственный статистический регистр содержит:

  • данные учредительных документов прошедших государственную регистрацию юридических лиц, а также данные о представительствах и филиалах юридических лиц, регистрационных документах граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
  • идентификационный код и классификационные признаки (коды видов деятельности, территориального расположения, подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы), присваиваемые юридическим лицам, их представительствам и филиалам, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальными органами в соответствии с общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации;
  • идентификационный код и классификационные признаки, присвоенные юридическим лицам, их представительствам и филиалам, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при внесении в государственный статистический регистр, обязательны при формировании государственных информационных ресурсов, содержащих сведения о юридических лицах, об их представительствах и филиалах, о гражданах, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [11].

Главным учетно-статистическим центром в Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), созданный в 1994 г. Госкомстат РФ, его органы в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные им организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему государственной статистики страны.

Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей, установленные Госкомстатом, являются статистическими стандартами Российской Федерации. Определенные стандарты присущи и для отраслей сельского хозяйства [12,13].

Основные функции Госкомстата России состоят в том, что он:

  1. организует проведение государственных статистических наблюдений по разработанным им или согласованным с ним программам, формам и методикам;
  2. обеспечивает функционирование ЕГРПО (Единого государственного регистра предприятий и организаций);
  3. обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных (конфиденциальный – секретный, доверительный);
  4. сопоставляет основные социально-экономические показатели России с аналогичными показателями других стран, совместно с Центробанком составляетплатежный баланс страны;
  5. проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачи статистической информации, в разработке и формировании федеральных программ по вопросам, порученным Госкомстату.

Процесс реформирования российской статистики связан с переходом экономики России к рыночным отношениям. Целью реформирования являются укрепление статистической службы, совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом новых требований, разработка системы показателей для комплексного анализа переходной экономики, компьютеризация статистики. Поставлена задача создания информационно-телекоммуникационной статистики (ИТСС), в основу которой положено формирование локальных вычислительных сетей (ЛВС), которые будут способствовать переходу к новым информационным технологиям [17,18,19].

Государственные федеральные статистические наблюдения проводятся федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальными органами с использованием информации, полученной на безвозмездной основе в рамках Федеральной программы статистических работ от федеральных органов законодательной и исполнительной власти, судов, Центрального банка Российской Федерации, органов прокуратуры, государственных внебюджетных фондов по вопросам их ведения в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет соответствующих средств федерального бюджета, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов.

Информационные ресурсы, сформированные из получаемой в результате проведения государственных федеральных статистических наблюдений статистической информации, являются федеральной государственной собственностью.

Федеральная программа статистических работ разрабатывается федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальными органами с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральная программа статистических работ включает в себя перечень мероприятий по проведению официального статистического учета, сведения об исполнителях и о сроках его проведения. Федеральная программа статистических работ ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета.

Федеральная программа статистических работ содержит официальную статистическую информацию о системе национальных счетов (системе взаимоувязанных обобщающих статистических показателей, характеризующей основные социально-экономические явления и процессы в Российской Федерации), национальном богатстве, населении, трудовых ресурсах (занятости), финансах и денежном обращении, внешнеэкономической деятельности, промышленности, сельском и лесном хозяйстве, о строительстве и об инвестициях, о транспорте и связи, об оптовой и о розничной торговле, о платных услугах населению, общественным объединениям (организациям), о здравоохранении, об образовании и о культуре, о туризме и об отдыхе, о санаторно-курортном обслуживании, жилищно-коммунальном хозяйстве, о страховании и об операциях с ценными бумагами, о новейших достижениях науки и техники, о ценах и тарифах, о правонарушениях, об охране окружающей среды и о природных ресурсах, о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации, об уровне жизни населения в Российской Федерации и в каждом субъекте Российской Федерации, в том числе статистическую информацию о прожиточном минимуме, среднем доходе на душу населения.

Статистическая информация, полученная федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальными органами в рамках выполнения Федеральной программы статистических работ, предоставляется федеральным органам законодательной и исполнительной власти, судам, органам прокуратуры, органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления на безвозмездной основе. Юридическим лицам и гражданам по их запросам статистическая информация предоставляется на платной основе.

Читайте также

Список литературы

  1. Баутин, В.М. Новая лаборатория по производству вощины с феромонами [Текст] / В.М. Баутин, А.Г. Маннапов, З.А. Залилова // Пчеловодство. - 2009. - №2. – с.52-53.
  2. Залилова, З.А. Формирование управленческого учета в пчеловодстве [Текст] / З. А. Залилова, Р. А. Маннапова // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития АПК : материалы междунар. науч.-практ. конф. в рамках XXIII Междунар. специализированной выставки "АгроКомплекс-2013", 12-15 марта 2013 года / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2013. - Ч. 2. - С. 139-140.
  3. Залилова, З.А. Экономические факторы и организационные вопросы устойчивого развития отрасли пчеловодства [Текст] / З.А. Залилова, А.Г. Маннапов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008. - №8(90). – С.123-127.
  4. Залилова, З.А. Статистика пчеловодства [Текст]: монография / З.А. Залилова. – Москва: Перо, 2012. – 169 с.
  5. Залилова, З.А. Информационная база в пчеловодстве [Текст] / З.А. Залилова // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий: сб. науч. ст.: посвящается к 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике" / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2011. - С. 111-113.
  6. Залилова, З.А. Бортевое пчеловодство – промысел башкирского народа [Текст] / З.А. Залилова // Пчеловодство. – 2014. - № 4. - С. 3-6.
  7. Залилова, З.А. Статистико-экономический анализ производства мёда в хозяйствах населения Республики Башкортостан [Текст] / З.А. Залилова // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. – 2012. - №4(24). – С. 54-56.
  8. Залилова, З.А. Производство бортевого меда в заповеднике «Шульган-Таш» [Текст] / З.А. Залилова // Пчеловодство. – 2014. - № 5. - С. 16-17.
  9. Залилова, З. А. Производство товарного меда в Республике Башкортостан [Текст] / З. А. Залилова // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий: сб. науч. ст.: посвящается к 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике" / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2011. - С. 114-116.
  10. Залилова, З. А. Производство меда хозяйствами населения в Республике Башкортостан [Текст] / З. А. Залилова // Научное обеспечение устойчивого развития АПК: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 13-15 декабря 2011 г. / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2011. - С. 288-292.
  11. Залилова, З.А. Статистико-экономическое исследование производства продукции пчеловодства [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.00.12) / Залилова Зария Альфировна; Оренбургский государственный аграрный университет. – Уфа, 2010. – 24с.
  12. Залилова, З. А. Влияние зональных различий и эффективность производства меда в сельскохозяйственных организациях и хозяйствах населения Республики Башкортостан [Текст] / З. А. Залилова // Молодежная наука и АПК : проблемы и перспективы : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых и аспирантов / МСХ РФ, Министерство образования и науки РФ, Башкирский ГАУ, Совет молодых ученых ун-та. - Уфа : Башкирский ГАУ, 2009. - С. 183-185.
  13. Маннапова, Р.А. Статистический анализ развития пчеловодства в разрезе категорий хозяйств [Текст] / Р.А. Маннапова, З.А. Залилова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. - №7. – С. 92-93.
  14. Маннапова, Р.А. Экономико-статистические показатели и методы контроллинга производства продукции пчеловодства [Текст] / Р.А. Маннапова, З.А. Залилова, У.А. Маннапов // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 6-5. – С. 1210-1219.
  15. Маннапова, Р.А. Экономико-статистический анализ учета и повышения производства продукции пчеловодства[Текст] / Р.А. Маннапова, З.А. Залилова // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 1-3. – С. 818-822.
  16. Маннапова, Р.А. Моделирование тенденции динамики и прогнозирования показателей развития пчеловодства [Текст] / Р.А. Маннапова, З.А. Залилова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. - №7. – С. 154.
  17. Маннапова, Р.А. Многофакторная модель рентабельности производства мёда [Текст] / Р.А. Маннапова, З.А. Залилова // Фундаментальные исследования. – 2014. - № 6-2. С. 303-308.
  18. Маннапова, Р.А. Эконометрические модели для учета и контроллинга интенсивности и эффективности производства продукции пчеловодства [Текст] / Р.А. Маннапова, З.А. Залилова // Актуальные направления научных исследований ХХI века: теория и практика. – 2013. - №1. – С.319-326.
  19. Маннапова, Р.А. Корреляционно-регрессионные модели в пчеловодстве [Текст] / Р.А. Маннапова, Л.И. Хоружий, З.А. Залилова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. - №7. – С. 137-138.

Цитировать

Кагирова, Э.И. Статистический учет в отраслях сельского хозяйства / Э.И. Кагирова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 132-137. — URL: https://novainfo.ru/article/4664 (дата обращения: 05.12.2022).

Поделиться