Проблемы стратегического управления предприятием в современных условиях развития российского рынка

№42-2,

Экономические науки

Данная статья посвящена вопросам стратегического управления предприятиями в современных условиях развития российского рынках. В статье систематизированы подходы к стратегическому планированию по снижению издержек предприятия и выходу его из кризиса.

Похожие материалы

На сегодняшний день состояние экономики нашей страны вынуждает предприятия различных отраслей приспосабливаться к новым условиям существования путем принятия ряда экономических мер: оптимизация издержек, корректировка источников доходов, изменение налогового режима, пересмотр планов социально-экономического развития компании, определение необходимых инвестиционных приоритетов, а также принятия ряда прочих «оздоровительных» мер.

Проблемы кризисного состояния многих предприятий могут иметь различные причины, такие как неблагоприятные внешний условия, политическая нестабильность, инфляция, низкий спрос на продукцию, низкая конкурентоспособность, снижении инвестиций [4].

Основным решением в данной ситуации является формирование эффективного стратегического планирования, совершенствование миссии компании, введение инноваций и нововведений, ужесточение процесса авторизации расходов, мотивация персонала. Отметим, что основными задачами стратегического планирования являются следующие: анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия и перспектив развития рынка; оценка уровня готовности предприятия к осуществлению стратегических задач; установление контрольных цифр для достижения целей; оценка необходимого объема инвестиций.

В рамках перечисленных направлений необходимо решить следующие вопросы. Во-первых спланировать расходы и распределить полномочия и обязанности между менеджерами и управляющими. Затем необходимо внедрение новых форм расчетов с контрагентами, после чего произвести контроль над издержками. Процедуру снижения затрат следует начинать с детального анализа данных обо всех издержках предприятия, определений направлений и способов их снижения и в итоге определение разработанных мероприятий как инвестиционных проектов. В качестве следующей задачи необходимо снижать затраты на оплату труда, затраты на аренду помещения, затраты на сбыт и т.д. Далее необходимо применить системный подход к проблеме, рассматривая данную проблему как целостный комплекс взаимосвязанных элементов [2].

Таким образом, программа по снижению затрат в рамках стратегического управления предприятием будет иметь следующий вид:

  1. Сбор и анализ данных об издержках предприятия (переменных и постоянных). На этом этапе осуществляется сбор информации о текущем состоянии затрат и их состоянии в прошлых периодах, а также исследоваться изменение затрат во времени.
  2. Определение эффективных направлений по снижению затрат. Необходимо проанализировать, как уменьшение расходов отразится на общих результатах деятельности компании [3].
  3. Разработка мероприятий по сокращению затрат. После того, как определены наиболее перспективные направления, необходимо изучить, как образуются затраты, как проходят бизнес-процессы, и понять, что следует предпринять компании для снижения издержек:
    • Анализ возможностей передачи на аутсорсинг дорогостоящих процессов.
    • Оптимизация производственной дисциплины, технологии производства и основных технологических процессов, происходящих на предприятии.
    • Сокращение издержек на оплату труда (оптимизация организационной структуры, бонусные схемы для персонала, мотивация, изменение системы оплаты труда).
    • Уменьшение затрат на бытовые расходы.
    • Горизонтальная и вертикальная интеграция.
  4. Формирование бюджета компании с учетом разработанных мероприятий. Планирование затрат и передача права по их управлению руководству подразделений.
  5. Подробная проработка мероприятий как инвестиционных проектов, оценка перспективных программ, возможности их применения. Для каждого мероприятия рассчитывается показатель чистого дисконтированного дохода [5].

В целом, данная программа по снижению затрат на предприятии в рамках стратегического планирования является наиболее приспособленной к условиям кризиса, так как представляет собой основательный перечень мероприятий, который необходимо провести для решения проблем, порождаемых кризисными явлениями.

Разработанная программа носит рекомендательный характер и может быть дополнена в зависимости от отрасли, специфики или размера предприятия, а также степени кризисной ситуации. Так, например, в РАО «ЕЭС России» периодически проходят исследования издержек. За основу здесь принят метод запланированных затрат и метод определения затрат по процессам. Первый заключается в сопоставлении нормативных и фактических затрат. Второй метод предполагает деление всех издержек на отдельные группы, которые затем также делятся по процессам или видам деятельности. Такой процесс позволяет достигнуть большей «прозрачности» расходов, особенно если происходит сравнение за несколько периодов.

Минимизация затрат выходит на понятие эффективности затрат. Таким образом, изучение информации о затратах происходит в рамках стратегического анализа, что дает основание перейти к следующему шагу – разработка стратегии повышения эффективности затрат предприятия и выделению её составных компонентов. Данная стратегия носит более широкий характер, эффективность издержек производства показывает соотношение величины снижения расходов производства к той сумме средств, которая и обеспечила это снижение (затраты).

Значимым моментом стратегии является её целевая направленность, которая находит выражение в окончательных результатах деятельности предприятия. Основная цель данной стратегии заключается в обеспечении устойчивости, стабильности компании и укреплении её позиций на рынке.

Стратегия повышения эффективности затрат включает мероприятия, в первую очередь направленные на изучение факторов, которые могут стать причиной роста или снижения издержек производства. Чаще всего, основное место среди них занимают технологические процессы и инновации, которые позволяют производить то же количество продуктов, но с меньшими затратами. Инновации проекты и эффективные технологические решения позволяют более экономно пользоваться природными ресурсами и во многих случаях находить им замену.

Необходимо отметить, что особое внимание в данной стратегии на сегодняшний день следует обратить на рыночные факторы, во-первых, на платежеспособный спрос. Сегодня эффективный способ увеличения спроса – это активный маркетинг, то есть стимулирование и продвижение товара (услуги) до его широкомасштабного появления на рынке.

Следовательно, с целью повышения притока денежных средств, повышения рентабельности продаж является необходимым провести мероприятия по снижению затрат. В неблагоприятных условиях это одно из наиболее действенных решений, для того, чтобы в дальнейшем стабилизировать финансовое положение копании. Важнейшие задачи – это оптимизация издержек и строгое наблюдение за исполнением принятых целей на основе стратегического плана.

Список литературы

  1. Ашнина Ю.А., Борисов А.В., Борисова Н.И Развитие инфраструктуры современного города: социальные и экономические аспекты // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 39. С. 177-183.
  2. Беляев М.К., Максимчук О.В., Борисова Н.И., Борисова А.В. Анализ и оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунальной отрасли: Учебно-методическое пособие / Волгоград, 2006.
  3. Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу об энергоресурсосбережении и энергоаудите ЖКХ регионов России в новых экономических условиях // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 3 (03). С. 11-17.
  4. Борисова Н.И., Борисов А.В., Выприцкая Е.Ю. .К вопросу о разработке и использовании альтернативных источников энергии в России и ее регионах в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-3 (65-3). С. 412-420.
  5. Борисова Н.И., Борисов А.В. Современное состояние и проблемы отрасли водоснабжения и водоотведения в условиях нового экономического развития России и ее регионов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 8 (49). С. 728-732.
  6. Вомский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики, №1, 2012.
  7. Глухов В.В. Основы менеджмента. – М.: Высшее образование, 2016.
  8. Ермошкин Н., Тарасов А. Стратегия развития предприятия: Интернет-решения для бизнеса – М.: МГУ, 2016.
  9. Жильцов Ю.А., Борисов А.В., Борисова Н.И. Статистика. теория и практика: Учебное пособие / Волгоград, 2008.
  10. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебное пособие / по ред. проф. В. В. Трофимова. – М.: Высшее образование, 2012. – 480 с.
  11. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. Под ред. С.Д. Ильенковой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012.
  12. Соколова С.А.Оценка возможностей инновационного развития на примере стройиндустрии Волгоградской области // Креативная экономика. 2014. № 5 (89). С. 29-39.