Проблемы развития инновационной активности предприятий

№42-2,

Экономические науки

В статье рассматриваются проблемы развития инновационной активности предприятий.

Похожие материалы

Инновационная активность - показатель, отражающий темпы, масштабы и продолжительность разработки и внедрения нововведений, основанных на использовании достижений научно-технического прогресса и передового опыта. Так, в частности, инновационная деятельность определяется как деятельность, направленная на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.

Признаки инновационной активности:

  • Качество инновационной стратегии конкуренции.
  • Уровень мобилизации инновационного потенциала.
  • Уровень привлеченных капиталовложений (инвестиций).
  • Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении изменений.
  • Соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации.
  • Скорость (темп) проведения стратегических инновационных изменений.
  • Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.

Содержание элементов признака “инновационная активность” состоит в следующем:

  1. Качество инновационной стратегии конкуренции. Соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.
  2. Уровень мобилизации инновационного потенциала. Проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.
  3. Уровень привлеченных капиталовложений - инвестиций. Проявленная руководством способность привлечения инвестиций требуемых по объему и приемлемых по источникам.
  4. Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений. Главное - это применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ. Например, в инновационных процессах распространен метод “параллельного проектирования”. В маркетинге инноваций таким методом или такой концепцией на сегодняшний момент является концепция “фокусирование на клиентах”.
  5. Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности. Тот или иной уровень стратегической и тактической активности должен соответствовать состоянию внешней среды и состоянию организации. Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого “мертвого героя”, а неадекватная пассивность обрекает ее стать неудачником.
  6. Соответствие реакции предприятия характеру конкурентной стратегической ситуации. Инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию:
    • реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем организация приступает к ее решению;
    • активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия;
    • планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по “слабым сигналам”.
  7. Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии. Имеется в виду интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений. Такая интенсивность характеризуется комплексом показателей, включающих показатель инновативности, обновляемость продукции, обновляемость технологии и технологического оборудования, обновляемость знаний персонала, обновляемость организационных структур и другие показатели.

Управление инновационной активностью и повышение ее уровня предполагает установление внешних и внутренних факторов влияния.

Внешние: нестабильность внешней среды как основное проявление временного фактора; инновационный климат (состояние с финансовой, налоговой, правовой, научно-производственной поддержкой инновационной активности со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей системного и отраслевого характера); инвестиционный климат; инновационная конкурентная среда.

Внутренние: открытость организации; компетентность ее руководства и специалистов; стратегическая гибкость; мотивация специалистов и руководства.

Об уровне инновационной активности предприятий свидетельствуют также виды инноваций, характерные для экономики страны. Несмотря на то, что для экономики необходимы различные виды инноваций, базовыми считаются технологические и продуктовые инновации. Связано это с тем, что они оказывают влияние на объемы рынков, на качество и ассортимент продукции. Процессные инновации не создают нового продукта, а направлены на повышения эффективности традиционного производства. В настоящее время внимание российских предприятий сконцентрировано именно на процессных инновациях, что снижает их международную конкурентоспособность.

Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) подводит итоги «Рейтинга инновационной активности регионов», целью которого является определение регионов, демонстрирующих лучшие показатели в области стимулирования развития науки и инновационной сферы, а также получение объективной картины текущего состояния сферы инноваций в России.

Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации – работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия). Инновационная активность напрямую зависит от возможности этого предприятия конкурировать на российском и мировом рынке. Чем выше активность, тем более успешно предприятие в своёй деятельности, следовательно предприятие более конкурентоспособно.

Первым итогом исследования стало увеличение числа регионов в первых разделах рейтинга «очень высокая инновационная активность» и «высокая инновационная активность». А также сокращение числа регионов с низкой активностью. Необходимо отметить, что такие изменения произошли впервые за все время проведения исследования.

Другим итогом стало отсутствие резких переходов регионов с одних позиций на другие. Если в прежние годы скачки на 15 и 20 позиций в ту или иную сторону не были чем-то необычным, то сегодня подобных случаев нет. Это говорит о большей стабильности региональных инновационных процессов. Лидером восхождения стала Московская область, переместившаяся из группы со средней инновационной активностью сразу в первую десятку (повышение в рейтинге на 12 пунктов). Это и не удивительно. Положительные перемены в руководстве региона приносят свои результаты и в инновационной сфере.

Инновационная активность предприятий варьируется также в зависимости от отрасли, в которой действует предприятие. Как показывает статистика, наибольшим инновационным потенциалом отличаются предприятия нефтегазового сектора, химической промышленности, производства электрооборудования. Наименее инновационно активными являются предприятия кожевенной, швейной, пищевой промышленности.

Несмотря на возрастающую поддержку государства, практически безнадежными представляются перспективы инновационного развития для большинства сельскохозяйственных предприятий. По возможностям и пределам инновационного развития эти предприятия занимают особое место, поскольку в период рыночных реформ разрушению подверглись не только крупное общественное производство, в том числе в сельском хозяйстве.

В период благоприятной конъюнктуры мирового нефтяного рынка и высоких цен на нефть возможности приобретения инноваций сельскохозяйственного назначения за рубежом не были использованы правительством в полной мере. А в результате негативного влияния мирового финансового кризиса и последовавшего вступления России в ВТО еще далее отодвинулась линия горизонта инновационного развития агробизнеса даже за счет импорта зарубежных инноваций.

Например, возьмем двух лидеров инновационной активности Республики Татарстан и Башкортостан. Татарстан признан одним из лидеров в рейтинге инновационной активности российских регионов, составленном Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ). Республика заняла второе место после Москвы в категории «Очень высокая инновационная активность». В Республике Татарстан Развитие прорывных проектов, таких как «Иннополис» и создание беспилотного транспортного средства на базе КАМАЗ позволили региону продемонстрировать наивысшую динамику - инновационный индекс вырос более чем на 18% по сравнению с прошлым годом.

Для инновационной деятельности Республики Башкортостан характерна многогранность, динамичность, результативность. Она развивается в соответствии с основным законодательным актом - Законом «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан». При этом следует заметить, что Республика занимает лидирующие позиции в законодательном обеспечении развития инновационной деятельности.

"Баштехинформ" одна из инновационных активностей Республики Башкортостан. Целью инновационной деятельности ГАУ РНТИК «Баштехинформ» является:

  • информационное обеспечение инновационной деятельности в РБ и осуществление пропаганды научно-технических новшеств и достижений;
  • формирование, развитие и использование на территории Республики Башкортостан автоматизированных ресурсов научно-технической информации, включая фонды литературы и документации, базы и банки данных; создание автоматизированных систем сбора, обработки и организации доступа к этой информации органов государственного управления, предприятий, организаций и научной общественности;
  • осуществление образовательной деятельности в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы промышленности, образования, науки и предпринимательских структур в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.

Основной проблемой инновационного развития предприятий России является неразвитость рынка инноваций (как низкий спрос на инновационную продукцию со стороны предприятий, так и недостаточное их предложение), который формируется под сильным влиянием вышеперечисленных ключевых факторов.

В целом современную российскую модель инновационного развития можно назвать имитационной, то есть не ориентированной на создание принципиально новых продуктов или технологий, а основанной на приобретении зарубежных технологий или сразу готовых продуктов.

В настоящее время развитие инновационных технологий и производств является основой конкурентоспособности любого государства. Правительством России поставлена задача формирования комплексной системы инновационной экономики на базе собственных технологических решений. Для того чтобы оценить перспективы этого процесса, необходимо подробно рассмотреть ключевые внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на инновационную активность предприятий.

Инновация изучается многими учеными и специалистами в этой области. Однако зачастую исследования и разработки не находят должного применения и развития в виду быстро изменяющегося положения экономики на мировом рынке. Как известно, необходимо проводить комплексный анализ предприятия, чтобы выявить те недостатки, которые тормозят его развитие.

Список литературы

  1. Аблеева, А.М. Методические аспекты инвестиционной и инновационной стратегии развития предприятия [Текст] / А.М. Аблеева, Т.Н. Лубова // Социальная политика и социология. – 2010. – № 8 (62). - С. 406-415.
  2. Лубова, Т.Н. Аутсорсинг, субконтрактинг и франчайзинг как наиболее распространенные виды производственной кооперации предприятий малого и среднего бизнеса [Текст] / Т.Н. Лубова // Человеческий капитал. – 2011. – № 10 (34). - С. 74-77.
  3. Лубова, Т.Н. Теоретические подходы к управлению многоуровневой кооперацией [Текст] / Т.Н. Лубова // Социальная политика и социология. – 2011. – № 8 (74). - С. 214-226.
  4. Лубова, Т. Н. Формы, проблемы и развитие производственной кооперации и кластерных проектов [Текст] / Т. Н. Лубова // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий: сб. науч. ст.: посвящается к 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике" / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2011. - С. 71-81.
  5. Лубова, Т. Н. Организационные формы кооперации по производству и переработке сельскохозяйственной продукции [Текст] / Т. Н. Лубова // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий: сб. науч. ст.: посвящается к 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике" / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2011. - С. 82-92.
  6. Лубова, Т. Н. Организационные формы кооперации [Текст] / Т. Н. Лубова // Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий: сб. науч. ст.: посвящается Юбилею профессора кафедры статистики и информационных систем в экономике доктора экономических наук Рафиковой Нурии Тимергалеевны / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2013. - С. 62-72.
  7. Лубова, Т. Н. Распространенные виды производственной кооперации предприятий [Текст] / Т. Н. Лубова // Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий: сб. науч. ст.: посвящается Юбилею профессора кафедры статистики и информационных систем в экономике доктора экономических наук Рафиковой Нурии Тимергалеевны / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2013. - С. 73-82.
  8. Лубова, Т.Н. Теоретические аспекты определения горизонтальной и вертикальной кооперации и интеграции предприятий [Текст] / Т.Н. Лубова // Социальная политика и социология. – 2012. – № 9 (87). - С. 234-248.
  9. Лубова, Т.Н. Межрегиональный рейтинговый анализ инновационной активности регионов Приволжского федерального округа [Текст] / Т.Н. Лубова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 7-1. - С. 107-111.
  10. Лубова, Т.Н. Межрегиональный сравнительный анализ показателей финансовой безопасности Приволжского федерального округа [Текст] / Т.Н. Лубова // Молодой ученый. – 2009. – № 5. - С. 53-60.
  11. Методика расчета и оценки параметров экологической пластичности сельскохозяйственных растений [Текст] / В.А. Зыкин, И.А. Белан, В.С. Юсов, Д.Р. Исламгулов; Башкирский ГАУ, Сибирский НИИ сельского хозяйства. - Уфа: БГАУ, 2011. - 99 с.
  12. Энергосберегающая технология возделывания полевых культур [Текст] / Р. Р. Исмагилов [и др.] ; Башкирский ГАУ. - Уфа : БГАУ, 2011. - 245 с.
  13. Исламгулов, Д.Р. Продуктивность и качество гибридов сахарной свеклы в условиях Республики Башкортостан [Текст] / Д.Р. Исламгулов, А.М. Мухаметшин, Р.Р. Исмагилов, Р.Р. Алимгафаров // Достижения науки и техники АПК. – 2010. – № 2. – С. 20-21.
  14. Саитова, Э. С. Использование информационных технологий в сфере АПК [Текст] / Э. С. Саитова, С. П. Лакеева // Научное обеспечение инновационного развития АПК : материалы Всерос. науч.-практ. конф. в рамках XX Юбилейной специализированной выставки "Агрокомплекс-2010" (2-4 марта 2010 г.). - Уфа, 2010. - Ч. 4. - С. 310-313.
  15. Саитова, Э. С. Информационное обеспечение активизации инноваций в АПК [Текст] / Э. С. Саитова, С. П. Лакеева // Состояние, проблемы и перспективы развития АПК : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 80-летию ФГОУ ВПО "Башкирский ГАУ" (30 сентября -1 октября 2010 г.) / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2010. - Ч. 3. - С. 240-243.