Интеграция науки, образования и инновационной деятельности как фактор развития экономики России

NovaInfo 44, с.240-248
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье обосновывается важность использования интеграции науки образования и инновационной деятельности. Интеграция предоставляет вероятность работодателям результативно осуществлять участие в организации и оснащении проектов обучения, закладывать в условиях квалификации личные научно - технологические системы, быстро ознакомляться с предбудущими выпускниками, притягивая их с целью прохождения практики и значимости в проектах в соответствии личной проблеме.

Ключевые слова

ОБРАЗОВАНИЕ, ИННОВАЦИИ, ИНТЕГРАЦИЯ, ЭКОНОМИКА, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

В нынешних обстоятельствах существенная роль отводится проблеме интеграции науки, образования и инновационной деятельности. Подразумевается, что данное считается одним из главных причин формирования российской экономики и сообщества. Необходимость в высококвалифицированных и активных сотрудниках заостряется в новейших обстоятельствах, приводит к природной интеграции университета и основополагающих работодателей, покупателей их услуг. Интеграция дает возможность работодателям эффективно принимать участие в создании и оснащении проектов обучения, закладывать в требования квалификации собственные научно — технологические «платформы», стремительно ознакомляться с предбудущими выпускниками, притягивая их с целью прохождения практики и роли в проектах согласно собственной проблематике.

Одной из актуальных задач развития инновационной экономики в России считается предприятие близкого взаимодействия высших учебных заведений и работодателей. Эта глубокая цель содержит возникновение новейших законных общепризнанных норм и новейших видов соглашений, которые бы способствовали институтам в подготовке выпускников, а компаниям — в оснащении кадрами. На сегодняшний день — промежуток осмысления навыка и вычленения более успешных конфигураций подобного партнерства.

Концепция высшего образования в критериях системы инновационной экономики преобразовывается в одну из основных независимых изготовляющих областей, обеспечивающую увеличение человеческого капитала и, тем самым, увеличение ВВП. Все без исключения в большой мере стран (США, Китай, некоторые европейские и азиатские страны) устанавливают в качестве государственной стратегической проблемы — общее высшее образование и формирование концепции образования с целью для взрослых в течении всей жизни. В абсолютно всем мире увеличилась значимость учреждений высшего высококвалифицированного образования в генерации, применении и распространении багажа знаний. Обширное продвижение приобрела форма всемирного научно — экспериментального института (globalresearchuniversity), в рамках которой институты станут интенсивными игроками не только в изготовлении новых познаний, но и в их распространении и применении посредством инновационной деятельности. Перемещение к модификации всемирного научно — экспериментального института проходит не только лишь в странах, где институты обычно предназначались базой государственной научно — экспериментальной и инновационной концепции (США, Великобритания, Канада), но и там, где экспериментальная деятельность была сконцентрирована в академических и отраслевых институтах (Германия, Франция, Финляндия) [3].

В экономике Российской Федерации уже давно назрела потребность высококачественных сдвигов, сопряженная с убывающими способностями и снижающейся отдачей классических ресурсов экономического подъема. Это отмечает, то что доминантой в становлении модификации экономического подъема России в ХХI веке становится концепция инновационного формирования научных познаний, новейших технологий, товаров и услуг. Нынешняя российская экономика существенную роль отводит увеличению интеграции науки, образования и инновационной деятельности.

Инноваторская модель формирования экономики подразумевает целое введение достижений науки в индустрию и реальный раздел экономики, активизацию инновационной работы компаний и учреждений. Главнейшую область такого рода модели экономики захватывает инновационная работа высшей школы страны. Значимость высшей школы заключается, в первую очередь, в содействии развития инновационного пути формирования нашей экономики, то есть в конструктивном участии вузов в становлении и формировании государственной инновационной концепции [5].

Необходимость в высококвалифицированных и активных сотрудниках усиливается в новейших обстоятельствах, приводит к природной интеграции университета и главных работодателей, потребителей их услуг. Интеграция дает возможность работодателям эффективно принимать участие в создании и оснащении проектов обучения, закладывать в требования квалификации собственные научно — технические «платформы», стремительно ознакомляться с будущими выпускниками, притягивая их с целью прохождения практики и их роли в проектах согласно собственной проблематике.

Обязательный в сегодняшнем мире высококачественный уровень подготовки профессионалов возможно гарантировать в том случае, если усовершенствование концепции создания станет базироваться на уменьшении разрыва между вхождением создания, технологиями подготовки будущих профессионалов, целой структуры и инфраструктуры образовательной области и нуждами рынка работы. Значит, взаимозависимость темпов формирования экономики государства от степени и масштабов формирования концепции образования, потребует развития институциональных элементов, которые обеспечивают взаимосвязанность развития высококачественной составляющей трудовых ресурсов с нуждами рынка труда и работы, что призывает разыскивания новейших конфигураций и способов их отношений.

В свойстве компонентов, определяющих рынок труда рассматриваются компании и учреждения разных областей, конфигураций имущества и общеотраслевой принадлежности. В рыночных обстоятельствах абсолютно всех их связывает позиция к сформированной концепции высококлассного образования компетенциям сотрудника как источнику добавочной прибыли, сопряженной с увеличением производительности труда, повышением производительности деятельности и конкурентоспособности компании, это дает возможность анализировать регионально связанные хозяйствующие субъекты в качестве бизнес — общества территории, на образце которого в работе акцентируются характерные черты и рассмотрена система интегративного взаимодействия. Но, равносильными для университета партнерами считаются организации профессионального образования разного уровня, аппараты исполнительной власти и государственного регулирования, отраслевые альянсы бизнесменов и работодателей (рис. 1) [2].

Схема взаимодействия вуза с партнерами [2]
Рисунок 1. Схема взаимодействия вуза с партнерами [2]

Реализуя собственные общественно-экономические надобности вуз, как член интегративного взаимодействия, увеличивает собственную конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, приобретает другие источники финансирования собственной образовательной и научной работы; компании обретают профессионалов, выпущенных учреждениями профессионального образования, с надлежащими фактическими и абстрактными познаниями и способностями, сформированными высококлассными качествами, имеющих значительной трудоспособностью, разрешающие гарантировать значительную эффективность труда, уменьшить непроизводственные расходы компании на до обучение и переподготовку сотрудников, увеличить конкурентоспособность компании [11].

Аспектами интегративного взаимодействия считаются: наибольшее трудоустройство специалистов определенного университета профессионального образования; число долговременных соглашений о совместной работе; присутствие добавочных источников финансирования и других путей компенсации расходов на содержание университета профессионального образования; согласованность работы бизнес — структур, экспериментальных планов и образовательных проектов; разработка и формирование результативных экономических структур небольшого наукоемкого коммерциала; конструирование основных учебно-научно-производственных центров предоставления персонифицированных проектов и технологий обучения юных профессионалов; усовершенствование учебного процесса и процветание инновационных технологий в образовании, науке и коммерциале [7].

Содействие трудоустройству, т.е. взаимодействие ВУЗов и компаний через рынок труда, является наиболее явным итогом взаимодействия указанных субъектов как в России, так и за рубежом. Трудоустройство считается самым очевидным критерием эффективности взаимодействия ВУЗов и компаний, наиболее самым бесспорным результатом работы ВУЗа как «производителя» квалифицированных выпускников.

С целью построения механизма связи ВУЗов (кафедры) и компаний (предприятий), дозволяющего ВУЗу (кафедре) давать прогноз необходимости компаний по определенному направлению подготовки и подготавливать специалистов с учетом этих потребностей и закономерностей созревания предприятия нужно ссылаться на выгодное сотрудничество между компанией и кафедрой. Построение современных механизмов взаимодействия кафедры и предприятий при организации сотрудничества по трудоустройству выпускников кафедры невозможно без учета и анализа их взаимных интересов (табл. 1) [6].

Помимо традиционных способов интеграции, в России ВУЗам предоставлена возможность создавать предприятия на платформе высшего учебного учреждения. Об этом подробно говорит Федеральный Закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ. Главная цель его создания — обеспечение реального внедрения в производство создаваемых за счёт бюджетных средств результатов интеллектуальной деятельности (РИД) [13].

Таблица 1. Круг интересов выпускающей кафедры Университета и компаний работодателей [6]

Интересы выпускающей кафедры

Интересы компании

1. Предоставление долговременных соглашений с организацией по базам практик выпускников.

1. Приобретение квалифицированных кадров для фирмы.

2. Предоставление стажировок студентов и преподавателей кафедры, как в ведущих зарубежных организациях, так и в России

2. Оперативное воздействие на качество подготовки выпускников кафедры.

3. Стимуляция операции раскрытия заинтересованности студентов к месту предстоящей работы в организации.

3. Повышение престижа фирмы. Оказание в фирме ведущего профессорско-преподавательского состава кафедры.

4. Непрерывное наблюдение работодателей для извлечения надежных данных о качестве подготовки выпускников кафедры.

4. Реализация научно-исследовательской работы в организации силами основных специалистов кафедры.

5. Вовлечение основных работников отрасли к общей работе согласно выработке компетенций по этому направлению подготовки.

5. Увеличение производительности труда на основе методов, разработанных кафедрой.

6. Вовлечение работников фирмы с целью чтения лекций и руководства практикой студентов.

6. Введение перспективных результатов выпускных итогов студентов (магистерских диссертаций), созданных под руководством основных специалистов фирмы и кафедры для организации.

7. Осуществление повышения квалификации работников организации на основе кафедры.

7. Предложение студентов кафедры к работе в фирме по персональному графику.

8. Предоставление фирмой спонсорской помощи кафедре.

8. Создание и проведение разработок студентами кафедры во время прохождения учебной и производственной практик студентами кафедры.

9. Помощь по трудоустройству выпускников кафедры в организации.

9. Создание и проведение научных разработок студентами кафедры во время подготовки выпускных работ и диссертаций.

10. Информирование персонала организации о нынешних результатах в этой сфере.

10. Обучение детей сотрудников фирмы в ВУЗе.

11. Приобретение заявок на осуществление хоздоговорной темы от организации.

11. непосредственное участие основных работников фирмы в научных конференциях по предложению кафедры.

12. Приобретение от фирмы студентов на целевое обучение по направлению подготовки кафедры.

12. участие в подготовке специалистов для организации посредством руководство практикой студентов, курсовыми и дипломными проектами, чтении лекций на кафедре.

13. Повышение квалификации топ менеджмента (руководства) фирмы.

13. общая с кафедрой подготовка высококвалифицированных специалистов для организации на основе ВУЗа и баз практик организации.

14. Предоставление студентам кафедры временной занятости (материальной поддержки) на основе фирмы.

14. Проведение руководящего звена фирмы на основе кафедры.

15. Коллективное содействие кафедры и организации в приобретении грантов.

15. Увеличение материальной и профессиональной возможности в подготовке лучших кадров.

16. Вложение предприятий в усовершенствование учебного оборудования.

16. Организация специалистов на уровне высоких всемирных стереатипов.

17. .содействие фирмы в Вузовских конференциях и научных семинарах кафедры.

17. приобретение возможности представителями фирмы ознакомления с высокими мировыми результатами в этой сфере [10]

Главными тенденциями партнерства университетов с компаниями бизнес -сообщества могут являться: трансформация инновационных компаний согласно цепочке от НИИ и вузов к инновационным центрам, затем — в бизнес-инкубатор, затем — в технопарк; управление и публичный допуск реестра научных исследований и на их основании реестра инновационных компаний; беспрепятственное содействие представителей этих структур в презентационных сессиях планов (присутствие размещении в инкубатор, технопарк и т. д.); формирование общего проектного офиса с целью управления инновационными программами.

Национальная стратегия, нацеленная на разработку оптимальных критериев с целью формирования концепции коммерциализации новых научных мыслей, сможет помочь гарантировать бартер достижениями между секторами, альтернативный метод использования нововведения и создать новейшие рыночные сектора. Законное предоставление инвестиционной и инновационной деятельности гарантируется муниципальными структурами и ведомствами, которые обязаны вместе решать проблемы координации действий в взаимоотношении принятия мер согласно вопросам предпринимательства и инновациям, разделения зон ответственности между министерствами согласно задачам небольшого инновационного предпринимательства, разработка надлежащего министерства либо ведомства, в прямые обязанности которого входили бы ведение реестра инновационных компаний, статистики согласно их работы, создание новых предложений согласно уничтожению законных, управленческих, экономических и организационных преград в формировании и разработке субъектов предпринимательства и т. д. [2].

Образованные в разных университетах и лабораториях нововведения из различных сфер экономики обязаны финансироваться муниципальными проектами для выполнения НИР и ОКР. Они обязаны размещаться на территориях НИИ, вузов, инновационно-технических центров, разных лабораторий, где имеется все требования для выполнения требуемых изучений.

Создателям зарождающейся инновации, которая в возможности планируется к коммерциализации, необходимо осознавать потребность привлечения в перспективе инновационного менеджера с целью управления проектом или правильно оценивать собственные возможности к его управлению и продвижению на рынке. В этом компаниям смогут посодействовать наивысшие образовательные учреждения, которые смогут увеличить квалификацию персонала и организовать юных специалистов в разных сферах познаний. Ранее на этапе НИР нужно осуществлять отбор инновационного менеджера, который в будущем приобретет эстафету и примет руководство проектом в свои руки. На данном этапе планируемый впоследствии управляющий обязан со временем ознакомиться с проблемой инновации, исследовать области ее использования и вероятные рынки, а кроме того работать отбором финансирования. Финансирование нужно заинтересовать посредством участия во различных конкурсах инновационных проектов, грантовых программах и других событиях. В случае получения требуемого финансирования небольшая организация может быть размещено в бизнес-инкубатор, в случае если заявка пройдет тендерный отбор. В бизнес-инкубаторе, помимо дотационных требований согласно аренде площадей и оборудования, бухгалтерскому учету, юридическому сопровождению, разные эксперты реализовывают коучинг предпринимателей в области рекламы, управления финансами, менеджмента, деятельность с персоналом, коммерции [7].

За время всего целого процесса формирования небольших инновационных фирм от периода «посев» вплоть до периода «ранний рост» исполняется информационное предоставление о направленностях становления инновационной области, состоянии рыночной сферы, присутствии новейших объектов интеллектуального имущество и т. д. Установление коммуникаций между абсолютно всеми соучастниками инновационного процесса осуществляется еще в течении всего периода разработки малых инновационных фирм с помощью проведения всевозможных тематических событий, на которых совершается обмен опытом, отбор трейдоров и предметов инвестирования, приобретение последней информации о разработке этого или другого научного или отраслевой тенденции. Только лишь присутствие непрерывного близкого и интенсивного взаимодействия между всеми соучастниками инновационного процесса вероятно формирование промышленности инноваций в регионе и государстве. Следовательно, в инновационном процессе обязаны находиться задействованы не только лишь наука и государство как клиент, но и бизнес.

Наука — особенная область работы, само наличие и развитие которой вступает в муниципальные потребности. С одной стороны, она считается в значимом уровне составляющей культуры людей, значимой частью его самоидентификации. С другой стороны, она, продвигаясь в постижении законов естества и общества, делается ключевой стратегической основой формирования общества, основанного на запасе знаниях. Бизнес обязан являться как минимум действующим потребителем инноваций, а равно как максимум — заказчиком исследований (наряду со страной). И инновации соответственны укрепляться не только лишь в стратегически значимых сферах экономики, но и в обыденную жизнь сообщества.

В сегодняшних условиях, если конкурентоспособность и регионов, и единичных индустриальных объектов нередко формируется изученными и внедренными научно-техническими инновациями, немаловажно не только предугадать, каким станет взаимодействие поставщиков и покупателей производственно-технологических инноваций, однако и предоставить устойчивость, в этих либо других вариациях, взаимодействия науки и бизнеса. Система взаимодействия научных обществ и бизнес-субъектов в форме стратегических альянсов и иных образований позволит его участникам приобретать большие экономические средства, базирующейся на неодинаковом доступе к интеллектуальным ресурсам в варианте современных научных достижений [12].

Все без исключения дает особенную важность стратегическому планированию и координации взаимодействия научных учреждений и бизнес-субъектов. Но методика управления подобным взаимодействием еще не как получила вид завершенной теоретической системы, в особенности на региональном уровне. Малоразвитость непосредственных связей науки и бизнеса, а кроме того потребительского сектора внутреннего рынка значительных технологий отрицательно оказывает большое влияние на реализацию инновационной возможности региональных экономических концепций. К тому же, еще один фактор — неполноценность финансирования науки, который также никак не оказывает содействие инновационной работе. Ноша финансирования инновационных планов в основном несет правительство. Создание государственного бюджета на научно-исследовательские исследования надлежит заинтересовывать бизнес также представлять заказчиком в данном процессе. Общая консолидированная концепция финансирования науки, заключающейся из государственных ресурсов, венчурных фондов, индивидуальных инвесторов и коллективных источников, может заметно продвинуть разрешение проблемы модернизации. Сейчас же эта концепция мало скоординирована, следовательно, не содействует достижению положительного результата [5].

Повышение взаимосвязи научно-исследовательской и инновационной деятельности разрешит решит подобные главные проблемы, такие как:

  1. Генерирование новейших знаний и создание инновационной интеллектуальной сферы;
  2. Реализация исследований на докоммерческого периода, если коммерциализация носит огромной частью вероятный и пролонгированный вид;
  3. Моделирование научно-технологического формирования и изучение технических рынков;
  4. Вовлечение юных ученных к сегодняшней инновационной теме;
  5. Предоставление консалтинговых услуг и консультационная помощь обширного круга учреждений и компаний [12].

Читайте также

Список литературы

  1. Арсентьева Ю.А., Борисов А.В. Современные проблемы руководства и лидерства в системе управления человеческими ресурсами организации // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 39. С. 101-106.
  2. Бикулов Р., Биктимиров Р., Гараев И. Зачем нужна система качества для вузов? // Высшее образование в России. – 2008, №8,.
  3. Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу о подготовке и переподготовке рабочих кадров в условиях современного развития экономики России. В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 6-12
  4. Борисова Н.И., Гаврилко Л.В. Психологические аспекты управления человеческими ресурсами организации в современных рыночных условиях // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 39. С. 70-75.
  5. Борисова Н.И., Андреева Е.О., Романова А.В. Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе высшего образования в Волгоградской области // В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 168-173.
  6. Борисов А.В., Выприцкая Е.Ю. Роль высшего образования в современном мире для студента. В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 99-103.
  7. Борисова Н.И., Маликова Д.С. Проблемы прогнозирования перспективной потребности в человеческих ресурсах в российских организациях в новых экономических условиях //Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2015. Т. 1. № -2. С. 260-269.
  8. Зинов В.Г., Цыганов С.А., Взаимодействие малого предприятия и НИИ в инновационных проектах // Инновации.- 2009, № 2/3. С. 39 – 41.
  9. Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу об энергоресурсосбережении и энергоаудите ЖКХ регионов России в новых экономических условиях // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 3 (03). С. 11-17.
  10. Ибрагимов А.У., Ибрагимова Л.А., Перминова О.М., Состояние и перспективы взаимодействия предприятий и образовательных учреждений в сфере подготовки специалистов по управлению качеством // «Университетское управление». - 2007, № 3.
  11. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года, http://www.rgsu.ru
  12. Санникова Т.Д., Аксенова Ж.Н., К вопросу о координации взаимодействия науки и бизнеса в региональной инновационной системе. // Вестник Томского государственного университета. – 2011, № 345. С. 162-164.
  13. Федеральный Закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности"

Цитировать

Борисов, А.В. Интеграция науки, образования и инновационной деятельности как фактор развития экономики России / А.В. Борисов, Н.И. Борисова, А.С. Мулдашева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 240-248. — URL: https://novainfo.ru/article/5572 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться