Подготовка будущего педагога к руководству его творческой деятельностью

№42-2,

Педагогические науки

В статье раскрывается вопрос о подготовке будущих педагогов в контексте развивающейся творческой личности. Описан подход к руководству творческой деятельностью

Похожие материалы

Современные требования к процессу образования, постоянное совершенствование всех сфер производства предъявляют повышенные требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке специалистов, к развитию их творческой активности и инициативы. Вместе с тем, обращается внимание на то, что процесс формирования нового человека так же непрерывен и сложен, как непрерывна и сложна сама жизнь. Все это, в свою очередь, выдвигает перед современной школой большие и ответственные задачи по совершенствованию содержания образования и, прежде всего, улучшению воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Поэтому в документах о модернизации системы образования российских школ российское правительство особое значение придает коренному улучшению подготовки молодого поколения к трудовой деятельности. При этом совершенствование трудового воспитания школьников предусматривается осуществить на более совершенной, качественно новой материально-технической и научно-методической основе.

На кафедре технологии и менеджмента профессионального образования Калмыцкого государственного университета им. Б.Б.Городовикова ведется планомерная работа по осуществлению вышеназванных задач. Образовательные программы, реализуемые кафедрой, нацелены на подготовку высококвалифицированных специалистов: учитель технологии и экономики, учитель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, производственный мастер в области ЖКХ. Такое профессиональное сочетание в подготовке будущего педагога дает возможность усилить внимание к элементам творчества в педагогическом образовании на основе соединения технических и эстетических требования. Конечно же, учебными программами по педагогическому образованию и профессиональному обучению предусматривается формирование у студентов профессиональных компетенций, без которых невозможно стать квалифицированным специалистов, профессионалом в своем деле, однако овладение элементами этих знаний не всегда обеспечивает их включение в продуктивную творческую деятельность.

Чтобы будущие учителя педагоги могли развить у учащихся творческую активность, необходимо ознакомить их с формами и методами такой работы еще в вузе, организовать собственный творческий труд в учебных мастерских, учебных лабораториях, швейном цехе. Работая на таких базах практик, будущие педагоги начинают осознавать, что творчество является главным условием повышения производительности труда, улучшения качества выпускаемой продукции, постоянного совершенствования и развития производства в связи с ростом общественных потребностей, уясняют влияние творческой деятельности на конечный результат трудовых усилий всего коллектива. Таким образом, подводит студентов к выводу об общественном творческом труде.

Исходя из этого, будущие педагоги начинают понимать, что все разделы программ по педагогическому образованию и профессиональному обучению располагают большими творческими возможностями, овладеть которыми им необходимо.

В связи с этой задачей нами был проведен эксперимент. Он заключался в том, что в учебно-методический комплекс дисциплины «Руководство творческими проектами школьников» были включены специальные задания, которые содержали сведения о творческом проектировании и его значении в образовании. Планируя эксперимент, мы исходили из того, что вовлечение студентов в творческое проектирование будет содействовать распространению творческого отношения к труду на другие сферы их педагогической деятельности.

С этой целью мы рассматривали историю развития проектирования, акцентировали внимание на исторической преемственности накапливаемых знаний и опыта, на необходимости их изучения. Обращали внимание студентов на то, что за современным состоянием творческого проектирования в современом образовании стоит огромный труд видных ученых-дидактов, а также рядовых учителей-практиков. Особое внимание уделяли таким показателям в работе при творческом проектировании, как полезность, доступность, качество разрабатываемых идей. Внимание будущих педагогов сосредоточивалось и на таких вопросах, как взаимодействие, взаимозависимость и соподчиненность многих факторов в непосредственном творческом процессе. Все сообщения подкреплялись наглядными примерами или решением простейших задач. При решении тренировочных задач внимание студентов обращалось на содержание задачи, ожидаемые результаты, а также на способы достижения конечной цели. Как правило, такие задачи решаются различными способами. Это позволяло нам показать отличие продуктивного подхода к ее решению от репродуктивного. Обычно после такой «разминки» студентам предлагались небольшие самостоятельные задания, направленные на подключение их к непосредственной творческой работе. Например, мы предлагали студентам первого курса разработать модель рабочего места учащегося. При выполнении этого задания студентам приходилось обращаться к своему опыту, творческой фантазии, смекалке. Перед ними встал ряд вопросов: какой вид рабочей зоны нужно разработать; каково назначение этой рабочей зоны (места); функциональность рабочего места; для кого предназначено рабочее место (возраст учащегося, его антропологические данные); из какого материала (древесина, ПВХ, ДВМ и т.д.) будет выполняться; каковы технологические, экономические и эстетические требования к рабочему месту. Чем больше студент включается в творческий процесс, связанный с разработкой поставленной задачи, тем больше возникает перед ним неразрешенных вопросов. Именно поэтому такая самостоятельная работа предусматривает получение различных результатов.

Анализ выполненных работ также способствовал расширению круга вопросов, возникших у студентов. Именно такие задания позволяют будущим педагогам постичь глубину творческого процесса, его общественную природу, а также выяснить пути решения поставленных задач. Выполнение подобных заданий является базой для перехода к обучению творчеству, к раскрытию этого процесса как объекта познания. Перед будущими педагогами раскрылась диалектическая сущность творческого процесса, возможность обучения приемам творческой работы. Их внимание мы обратили на необходимость последовательного выполнения работы по этапам, целесообразный подбор средств и методов решения заданий.

Творческая работа предусмотрена на всех курсах, что требует решения вопросов преемственности в обучении и постоянного восстановления в памяти студентов основных сведений о творчестве и творческом процессе. Студентам необходимо постоянно раскрывать отличие творческого труда от исполнительской деятельности. Не следует умалять значения в творческом процессе таких компонентов, как знания и умения, владение различными трудовыми приемами, но, вместе с тем, постоянно подчеркивать взаимосвязь образования и культуры.

Практика нашей работы показала, что такая организация творческой работы вызывает у студентов огромный интерес к технологии и овладение данным предметом. Этому также способствует регулярное участие в выставках художественного творчества студентов различных курсов, участие в проекте «УМНИК», участие в конкурсе творческих работ в рамках Малой академии наук «Эврика». При изучении различных тем и разделов мы постоянно прибегали к анализу образцов проектов, выполненных студентами предыдущих курсов.

Все это позволило подойти к осознанию факта, что для включения учеников в творческий труд самим студентам следует глубоко познать его. Нет такой профессии, где творчество было излишним, ненужным. Для этого будущим педагогам необходимо постоянно подчеркивать красоту самого процесса труда его результатов, условия и эстетическую сторону трудовой деятельности.

Пробелы в трудовом воспитании часто оборачиваются низким качеством продукции, когда выпускники школ приходят в сферу обслуживания и материального производства. Именно творческий подход к делу, чувство прекрасного не позволит человеку сделать вещь низкого качества потому, что в ощущение красоты и ее понимание входит как составной компонент понятие технической грамотности. Кроме того, творчество предполагает четкую организацию производства, строгое соблюдение ритма трудовой деятельности, необходимость неукоснительного соблюдения технологических, экономических и эстетических требований.

Результаты проведенной экспериментальной работы с будущими педагогами позволили нам сделать выводы: включение в содержание педагогического образования сведений о творчестве и творческом труде способствуют развитию интереса студентов непосредственно к профессии, формированию устойчивых представлений о необходимости постоянного совершенствования своего мастерства и широкого использования знаний и умений по творческому проектированию в практической деятельности учителя.

Список литературы

  1. Муева А.В. Трудовая подготовка как фактор развития активности школьников /Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т.3. № 9-1 (20-1). С. 188-192.
  2. Муева А.В. К вопросу о социокультурной среде вуза / В сборнике: Безопасность в образовательных и социоприродных системах. Материалы научно-практической конференции. Редколлегия: Г.М.Борликов и.др; ответственный редактор: Б.К.Салаев. 2014. С.162-163.