Научно-исследовательская работа студентов как фактор развития образовательной среды вуза

№42-2,

Педагогические науки

В статье раскрываются позиции авторов к роли и месту научно-исследовательской работы студента в образовательной среде вуза. Авторами приводятся научные исследования студентов – будущих учителей безопасности жизнедеятельности.

Похожие материалы

Общеизвестно, что период получения личностью высшего профессионального образования оказывает влияние, при этом создаются определенные условия для жизненного самоопределения. За годы обучения в вузе у студента есть возможность познакомится с эффективными формами учебно-познавательной деятельности, активизирующими творческий потенциал личности. Актуальной в плане становления базовой культуры специалиста является научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Соглашаясь с общепринятой точкой зрения, мы отмечаем: научно-исследовательская деятельность студентов способствует развитию и проявлению личностных качеств будущего специалиста (способность анализа проблемы, отличие существенного от несущественного в ее решении, критическое мышление). Методы, средства и формы НИРС способствуют формированию у студентов мобильности и критичности мышления, умения ориентироваться в потоке исторической и современной научно-познавательной информации, творчески подходить к решению проблем в профессиональной сфере на основе развития потенциальных резервов и способностей личности специалиста.

Рассмотрение личностных качеств будущего специалиста как ведущих для становления его базовой культуры посредством организации НИРС в вузе, на наш взгляд является актуальным в свете современных условий образовательной среды. В то же время общекультурный развивающий аспект вузовского обучения позволяет выделить в НИРС такие субъективно-значимые параметры становления базовой культуры специалиста, как, во-первых, осознание им социальной потребности в разрешении остро стоящих перед обществом проблем в процессе научно-организованной профессиональной деятельности; во-вторых, понимание специалистом его профессионально-личностного вклада в углубленное теоретическое рассмотрение актуальной проблемы с целью поиска путей ее практического решения и, в-третьих, выработка у него особого личностно-заинтересованного отношения к своей НИР, активизирующего профессионально-творческий и содержательный потенциал специалиста в процессе проведения им научного исследования.

Проектирование НИРС основывается на: основе теоретически определенных критериев базовой культуры личности специалиста образовательной сферы; совместно организуемом творческом процессе со стороны преподавателя и студентов. При этом необходимыми организационно-педагогическими условиями являются активная включенность студентов в самостоятельную научно-познавательную деятельность при руководящей и направляющей роли в ней вузовского преподавателя.

В Калмыцком государственном университете осуществляется подготовка студентов по различным направлениям обучения, одним их которых является «Педагогическое образование». По данному направлению обучение проводится по 7 профилям, из которых профиль «Безопасность жизнедеятельности» осуществляется на инженерно-технологическом факультете. Студенты-бакалавры на протяжении четырех лет проводят различные исследовательские работы: на лабораторно-практических занятиях, во время внеаудиторных занятиях и т.п.

В рамках реализации мобильности студентов руководством вуза проводится грантовая политика в отношении проведения НИР студентами. Подтверждением вышеизложенного служит состоявшаяся научная стажировка студентки 4 курса направления «Педагогическое образование» в ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий).

Целью научной стажировки ставилось изучение учебно-методического сопровождения подготовки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с применением аппаратно-тренажерных комплексов (на примере АПК «Космос М1».

Направление работы во время научной стажировки

Рис. 1. Направление работы во время научной стажировки

По договоренности преподавателей Велегурина В.А., Муевой А.В. с начальником центра Аюбовым Э.Н., студентка ознакомилась с центром культуры безопасности жизнедеятельности, целями и задачами которого является формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся и молодежи.

/files/4835/

Рис.2. Направления реализации проекта

Опыт, приобретенный на стажировке в этом ведущем учреждении, позволил раскрыться студентке-исследователю и показал перспективы в дальнейшей работе по написанию выпускной квалификационной работы, непосредственно связанной с темой: «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся».

Другим видом научно-исследовательской работы студентов может служить исследовательский проект «Вы живы, пока о вас помнят!», приуроченный празднованию 70-летия Победы и направленный на сохранение в памяти потомков бессмертного подвига участников ВОВ. Реализация проекта, выполненного студентами 3 курса направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности», строилась на создании страницы Vcontakte.ru, на которую можно было выслать информацию о своих родственниках, соседях, героях войны, живущих рядом. На страничке проходил обмен мнениями, фиксировалась частота посещения страницы сайта. Полученный материал лег в основу дидактического материала, используемого студентами при подготовке к урокам ОБЖ.

Таким образом, данные состояния личности у студентов, диагностированные и зафиксированные вузовским преподавателем в процессе организации НИРС, как раз и являются показателями успешности становления базовой культуры будущего специалиста посредством его активной включенности в проведении научных исследований.

Правомерно: опора на учебную форму НИРС в качестве фактора оптимизации становления базовой культуры специалиста в процессе вузовской подготовки, - гарант успешного научно-профессионального сотрудничества и индивидуально-творческого взаимодействия студентов и преподавателя, выступающего важной составляющей целостного процесса общекультурного развивающего обучения специалиста.

Список литературы

  1. Муева А.В. К вопросу о социокультурной среде вуза /В сборнике: Безопасность в образовательных и социоприродных системах. Материалы научно-практической конференции. Редколлегия: Г.М.Борликов и.др; ответственный редактор: Б.К.Салаев. 2014. С.162-163.