Научно-исследовательская работа студентов как фактор развития образовательной среды вуза

NovaInfo 42, с.194-198, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрываются позиции авторов к роли и месту научно-исследовательской работы студента в образовательной среде вуза. Авторами приводятся научные исследования студентов – будущих учителей безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова

КУЛЬТУРА, ПРОЕКТ, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИССЛЕДОВАНИЕ

Текст научной работы

Общеизвестно, что период получения личностью высшего профессионального образования оказывает влияние, при этом создаются определенные условия для жизненного самоопределения. За годы обучения в вузе у студента есть возможность познакомится с эффективными формами учебно-познавательной деятельности, активизирующими творческий потенциал личности. Актуальной в плане становления базовой культуры специалиста является научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Соглашаясь с общепринятой точкой зрения, мы отмечаем: научно-исследовательская деятельность студентов способствует развитию и проявлению личностных качеств будущего специалиста (способность анализа проблемы, отличие существенного от несущественного в ее решении, критическое мышление). Методы, средства и формы НИРС способствуют формированию у студентов мобильности и критичности мышления, умения ориентироваться в потоке исторической и современной научно-познавательной информации, творчески подходить к решению проблем в профессиональной сфере на основе развития потенциальных резервов и способностей личности специалиста.

Рассмотрение личностных качеств будущего специалиста как ведущих для становления его базовой культуры посредством организации НИРС в вузе, на наш взгляд является актуальным в свете современных условий образовательной среды. В то же время общекультурный развивающий аспект вузовского обучения позволяет выделить в НИРС такие субъективно-значимые параметры становления базовой культуры специалиста, как, во-первых, осознание им социальной потребности в разрешении остро стоящих перед обществом проблем в процессе научно-организованной профессиональной деятельности; во-вторых, понимание специалистом его профессионально-личностного вклада в углубленное теоретическое рассмотрение актуальной проблемы с целью поиска путей ее практического решения и, в-третьих, выработка у него особого личностно-заинтересованного отношения к своей НИР, активизирующего профессионально-творческий и содержательный потенциал специалиста в процессе проведения им научного исследования.

Проектирование НИРС основывается на: основе теоретически определенных критериев базовой культуры личности специалиста образовательной сферы; совместно организуемом творческом процессе со стороны преподавателя и студентов. При этом необходимыми организационно-педагогическими условиями являются активная включенность студентов в самостоятельную научно-познавательную деятельность при руководящей и направляющей роли в ней вузовского преподавателя.

В Калмыцком государственном университете осуществляется подготовка студентов по различным направлениям обучения, одним их которых является «Педагогическое образование». По данному направлению обучение проводится по 7 профилям, из которых профиль «Безопасность жизнедеятельности» осуществляется на инженерно-технологическом факультете. Студенты-бакалавры на протяжении четырех лет проводят различные исследовательские работы: на лабораторно-практических занятиях, во время внеаудиторных занятиях и т.п.

В рамках реализации мобильности студентов руководством вуза проводится грантовая политика в отношении проведения НИР студентами. Подтверждением вышеизложенного служит состоявшаяся научная стажировка студентки 4 курса направления «Педагогическое образование» в ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий).

Целью научной стажировки ставилось изучение учебно-методического сопровождения подготовки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с применением аппаратно-тренажерных комплексов (на примере АПК «Космос М1».

Направление работы во время научной стажировки
Рисунок 1. Направление работы во время научной стажировки

По договоренности преподавателей Велегурина В.А., Муевой А.В. с начальником центра Аюбовым Э.Н., студентка ознакомилась с центром культуры безопасности жизнедеятельности, целями и задачами которого является формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся и молодежи.

Направления реализации проекта
Рисунок 2. Направления реализации проекта

Опыт, приобретенный на стажировке в этом ведущем учреждении, позволил раскрыться студентке-исследователю и показал перспективы в дальнейшей работе по написанию выпускной квалификационной работы, непосредственно связанной с темой: «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся».

Другим видом научно-исследовательской работы студентов может служить исследовательский проект «Вы живы, пока о вас помнят!», приуроченный празднованию 70-летия Победы и направленный на сохранение в памяти потомков бессмертного подвига участников ВОВ. Реализация проекта, выполненного студентами 3 курса направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности», строилась на создании страницы Vcontakte.ru, на которую можно было выслать информацию о своих родственниках, соседях, героях войны, живущих рядом. На страничке проходил обмен мнениями, фиксировалась частота посещения страницы сайта. Полученный материал лег в основу дидактического материала, используемого студентами при подготовке к урокам ОБЖ.

Таким образом, данные состояния личности у студентов, диагностированные и зафиксированные вузовским преподавателем в процессе организации НИРС, как раз и являются показателями успешности становления базовой культуры будущего специалиста посредством его активной включенности в проведении научных исследований.

Правомерно: опора на учебную форму НИРС в качестве фактора оптимизации становления базовой культуры специалиста в процессе вузовской подготовки, — гарант успешного научно-профессионального сотрудничества и индивидуально-творческого взаимодействия студентов и преподавателя, выступающего важной составляющей целостного процесса общекультурного развивающего обучения специалиста.

Читайте также

Список литературы

  1. Муева А.В. К вопросу о социокультурной среде вуза /В сборнике: Безопасность в образовательных и социоприродных системах. Материалы научно-практической конференции. Редколлегия: Г.М.Борликов и.др; ответственный редактор: Б.К.Салаев. 2014. С.162-163.

Цитировать

Научно-исследовательская работа студентов как фактор развития образовательной среды вуза / Е.А. Зодбаева, А.В. Муева, Б.Б. Мучаева, Ш.В. Наминова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 194-198. — URL: https://novainfo.ru/article/4835 (дата обращения: 03.10.2022).

Поделиться