Музейно-педагогическое образование студентов как условие развития социокультурного пространства вуза

№42-2,

Педагогические науки

В статье раскрываются аспекты музейной педагогики в развитии социокультурного пространства вуза, ее значении в формировании личности студента.

Похожие материалы

В начале нового столетия были обозначены проблемы образования, требовавшие инновационного решения, и уже сегодня можно с уверенностью сказать о путях совершенствования системы образования.

Согласно Национальной доктрине российского образования до 2025 года адаптация высшего образования к реалиям изменяющегося мира осуществляется как непрерывный процесс творческого совместного строительства, неизменно открытый для всех партнеров в области образования. Переосмысление целей высшего образования и расширения круга участников образовательного процесса приводит нас к пониманию того, что ответственным за образование становится все общество в целом. Особую роль сейчас начинает выполнять сфера культуры и искусства, в частности современный музей. Сегодня его роль еще не до конца определена и не до конца осознана, а это является необходимым условием для установления партнерства и заключения подлинного взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами.

Формирование общей культуры, понимаемой не только как простое накопление знаний, нацелено на развитие соответствующего поведения молодежи в социуме. Только овладение общей культурой, которая включает в себя гуманистическую, научную и технологическую составляющую, позволит молодому человеку определить свою личную и социальную идентификацию, понять мир, адаптироваться к нему и участвовать в его жизни. Творческий и этический аспект общей культуры по отношению к музейной педагогике необходимо рассматривать в рамках поступательного развития истории науки и образования и их прямого влияния на повседневную жизнь человека. Речь идет о том, чтобы дать им знания, умения, содействовать формированию творческого мышления, что позволит им стать просвещенными людьми. Важно понять, что изменение содержания образования не может стать плодотворным, если не принять во внимание способы передачи и освоения «общей культуры», не позаботится о том, как пробудить интерес молодежи к учению жизни.

Современный музей – явление распространенное, причем в последние годы, это явление прогрессирует, набирает силу. Многие десятки тысяч людей, в том числе и дети, идут в музей, изучают в них экспонаты. Но все равно их контакты с этими учреждениями культуры остаются редкими. Как организовать массовое вторжение музейных ценностей в молодежную жизнь? Как сделать так, чтобы духовные ценности прошлого и настоящего всё время жили бок о бок с людьми? Это требует огромных усилий, в том числе привлечения внимания общественности к музеям, исходя из далеко не полностью раскрытого их потенциала в решении; историко-культурных, учебных и воспитательных задач; разработки научной концепции музея на современном этапе исторического развития нашего общества; определения статуса музея и условий материального обеспечения; совершенствование деятельности музеев.

От тех, кто учит, и будет учить, требуется повышение качества образования через развитие интересных методик организации процесса обучения, адекватных требованиям современности. Сущность этих методик заключена в демократизации всех сфер организации молодежной жизни, в вовлечении потребителей системы образования в принятие стратегических и тактических решений, в формировании нового содержания образования и установлении партнерства педагогов и обучающихся.

Проблемы, существующие в музеях практически везде одинаковые. В основной своей массе музеи не имеют целенаправленных средств на развитие, достаточной материально-технической базы, а их деятельность и жизнеспособность строится на энтузиазме создателей. Успешность работы напрямую зависит от отношения администрации университета к деятельности музея. Сегодня музейная педагогика набирает обороты, но обстоятельства складываются таким образом, что даже педагоги, знакомые с музейной деятельностью должны доказывать свою нужность и значимость, несмотря на огромное значение и высокие достижения.

Таким образом, перечисленные проблемы свидетельствуют об актуальности открытия инновационного музея в стенах университета.

Мы видим решение сложившихся проблем. Оно находится в инновационном поле деятельности музея, а именно в отходе от стандартной модели музея и выборе специфического жанра музея. С учетом максимальной степени интеграции музея в общеобразовательный процесс возможен выбор жанра, миссии музея, логотипа и фирменного стиля и т.д. Выбранный жанр музея (проектная лаборатория) диктует новый вид музейной деятельности, ориентированный на создание целостных музейных проектов. Ключевым элементом любого проекта становится экспозиция, вокруг которой разворачивается музейная деятельность. На каждой экспозиции реализуются сценарии работы со студентами разных возрастов и уровней подготовки по программам различной направленности, составляется календарь событий. В результате представленной деятельности музей может стать системообразующим элементом высшего образования.

Историей доказано, что когда по-настоящему обеспечивается взаимодействие музея и системы образования, то сохранение культурно-исторического опыта, становится не просто звучной фразой. Формирование личности, поведение человека идет именно под влиянием «духовности нации, всего человечества». Музей должен стать одним из лидеров в выстраивании «образовательной траектории» молодого поколения. Для этого необходимо:

  • вовлечь молодежь в процесс решения проблем, используя при этом основные исследовательские методы, и в первую очередь метод проектов;
  • развивать умения и навыки разрешения проблем, проявляя при этом большую терпимость и уважение к интересам других, обеспечить систематическое и постоянное взаимодействие всех членов команды;
  • поделиться информацией, способствующей повышению мотивации к творческой деятельности.
  • Поскольку метод проектов лежит в основе развивающего обучения, то следует обратить внимание на некоторые аспекты, которые необходимо учесть в музейно-педагогическом образовании молодежи:
  • развитие творческого мышления невозможно, если реализация проектов происходит «строем». Это не создает мотивацию к учению, не прививает навыков самообразования, саморазвития и самоанализа;
  • невозможно рассматривать метод проектов как единственное средство музейно-педагогического образования, т.к. остается необходимым именно индивидуальный подход, учет местных, а часто национально-региональных особенностей (все это должно быть включено в проект);
  • необходимо учитывать необходимость проведения комбинированных проектов, т.к. ценности, достойные распространения, воспитываются в процессе изучения различных наук, и принятие данных обстоятельств ведет к использованию межпредметных связей.

Проектная методика – это сложная и кропотливая организационная работа. Для достижения требуемого качества она требует значительного количества времени и сил. Самостоятельная серьезная работа и время – это два самых трудных препятствия, стоящих на пути метода проектов и совершенствования качества образования. Чтобы метод проектов работал, требуется увлеченность этим методом обучения. Многие начинания в процессе работе над методом проектов приостанавливаются, потому участники проекта возвращаются к традиционным путям решения проблемы. Принятие такой позиции может привести к утрате интереса, к скептицизму руководителя и участников проекта, а также к уверенности о невозможности изменения чего-либо.

Многие препятствия, которые встают перед разработчиками проекта, включают элементы боязни и неуверенности в собственных силах. Современная система образования сталкивается со множеством различных проблем. Важной на наш взгляд, является ускорение и непредсказуемость развития современного общества. Это вызов образованию, т.к. исторически все системы образования создавались таким образом, чтобы подготовить молодых людей и адаптировать их к существующему обществу. Сегодня идет подготовка молодежи к жизни в таком обществе, которое в настоящий момент невозможно себе представить.

На сегодняшний день цели образования молодого поколения определяют важный постулат: современная система образования направлена на подготовку граждан страны. Общепризнано, что в данном контексте должна существовать гарантия доступа к разнообразному и качественному образованию. Система образования становится более гибкой, интенсивнее использует контакты между разными сферами жизнедеятельности человека, дает возможность приобретения ключевых компетенций, связанных с развитием мышления, способностью анализировать и синтезировать знания, определяя свою точку зрения.

Современному образованию уготована роль непосредственного участника в развитии личности и социума. По-видимому, возможность проявления своих талантов и творческого потенциала, способствующего в реализации личных планов, и есть основная задача образования. В свою очередь, эта задача является доминантой в создании человечного мира. Начало этого сложного пути находится в понимании самих себя, в внутренних усилиях, основанных на знаниях, размышлениях, опыте.

Список литературы

  1. Лиджиева Б.В., Муева А.В. Этнокультурная идентификация современной молодежи: проблемы и перспективы. /В сборнике: Безопасность в образовательных и социоприродных системах. Материалы научно-практической конференции. Редколлегия: Г.М.Борликов и.др; ответственный редактор: Б.К.Салаев. 2014. С.215-216.