Императивы экологического воспитания: вопросы безопасной образовательной среды образовательного учреждения

№42-2,

Педагогические науки

В статье рассмотрена многоаспектность проблемы экологического воспитания учащейся молодежи в контексте безопасной образовательной среды учреждения, подготовки молодежи к экологическому восприятию окружающего мира.

Похожие материалы

Актуальность данной проблемы определяется общественной потребностью в формировании личности с экологическим типом мышления, что предполагает знание ею законов развития природы и общества, умение рационально использовать природные ресурсы и прогнозировать возможные изменения окружающей среды и управлять ими.

В настоящее время при всем богатстве и многообразии накопленных форм и методов отсутствует система экологического воспитания в школе. Эффективность существующей системы является недостаточно высокой и не удовлетворяет современным требованиям.

Раскрытие экологического воспитания в школе следует начать с определения более широкого по объему понятия - воспитания.

Об императивах воспитания говорили Кузьмина Н.В. и Гинецинский В.И. в статье «Категориальный анализ понятия воспитания». Они выделяют 14 принципиальных моментов. Приведем некоторые из них:

  1. Процесс воспитания ведет к определенным изменениям.
  2. Результатом воспитания выступает развитие, направленное на реализацию ранее заложенных потенций человека.
  3. Процесс воспитания социализирован, т.е. усваиваются социально выработанные нормы, ценности и способы деятельности воспитуемыми сознательно и целенаправленно.

В своем анализе понятия «воспитания» Гинецинский В.А. отмечает различие социетарного, институционального и межличностного уровней, на которых выступает это понятие (1).

Пидкасистый П.К. включает в понятие «воспитание» три существенных признака: 1) целенаправленность; 2) соответствие хода процесса социально- культурным ценностям; 3) присутствие определенной системы организуемых влияний. Лузина Л.М. в «Лекциях по теории воспитания» дает онтологическое определение понятию «воспитание». «Воспитание - это понятие, посредством которого обозначается внутренний процесс саморазвития, самореализации, самостановления человека путем приложения к самому себе волевых усилий. Воспитание - это понятие, посредством которого обозначается внутренний процесс многостороннего саморазвития человека под влиянием многообразных социальных факторов. Воспитание – это понятие, посредством которого обозначается специально организованный воспитателями - профессионалами в условиях специальных воспитательных учреждений педагогический процесс» (2).

Сластенин В.А., выдвинув концепцию гуманистического воспитания, подчеркивает целеполагание гармоничного развития личности: взаимодействие участников педагогического процесса, построенного на гуманнизации отношений.

Термин «экология» в 1866 году был введен в науку ученым-дарвинистом Эрнестом Геккелем, который под этим термином понимал «отношение животного к окружающей его органической и неорганической среде, в частности, его дружественные или враждебные отношения к тем животным и растениям, с которыми оно входит в прямой контакт». Определение содержания экологии, данное Геккелем, позднее уточнялось, хотя основная сущность его остается без изменения.

Приблизительно с конца 60- годов XX века педагогической наукой начали активно разрабатываться проблемы природоохранительного просвещения школьников. Уже тогда в природоохранной проблематике стали выделять не только просветительские, но и воспитательные моменты.

С начала 70 г.г. XX века формируется экология человека, изучающая закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды.

На сегодняшний день степень вредного воздействия и интенсификация влияния средовых факторов находятся за пределами биологической приспособленности экосистем к изменениям среды обитания. Это в свою очередь, создает прямую угрозу жизни и здоровья населения. В связи с резкими неблагоприятными последствиями воздействия человека на биосферу, стало проведение широкомасштабных природоохранных мероприятий, в которых значение экологии человека заметно возрастает в практическом плане. Экологический подход становится жизненно необходимым при решении актуальных производственных, научно-технических, продовольственных и демографических проблем, которые в наши дни приобрели глобальный характер.

Таким образом, экология человека представляет собой интегральную науку о взаимоотношениях человека как биосоциального существа с окружающей природой и «очеловеченной» средой, о проблемах развития народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования физических и психических возможностей человека. Задача экологии человека - раскрытие адаптационных возможностей человека в процессах освоения регионов Земли и преобразования их в процессе социальной деятельности человека.

В настоящее время экологическое воспитание в школах основывается на следующих концептуальных идеях-императивах:

  • духовный императив - предполагает познание прекрасного, гармоничного мира, познание человеком самого себя;
  • гуманистический императив предполагает развитие способностей, творческий потенциал, рост умственной и физической работоспособности;
  • коммуникативный императив, требующий понимания себя, других;
  • деятельностный императив, требующий реализации себя в деятельности.

Мы видим проблему экологического воспитания многоаспектной. Теоретические основы этой проблемы состоят в следующем:

  1. Экологическое воспитание – целостная интегрированная система по подготовке школьников к разумному природопользованию, осознанию развития гармоничной личности в условиях экологической безопасности жизнедеятельности.
  2. При рассмотрении вопросов экологии, включаемых в систему экологического воспитания, предполагается четыре аспекта человеческого сознания:
    • экология - составляющая целостного мировоззрения;
    • экология - составляющая процесса приобретения знаний, познания мира, достижение уровня понимания;
    • экология - основание практической деятельности;
    • экология человека как биологического и социального объекта.
  3. Экологическое воспитание является определенным механизмом экологической социализации – общественного процесса становления экологически воспитанной личности. Приобщение к достижениям духовной и материальной культуры социума основывается на жестком экологическом императиве – передаче социального опыта.
  4. Главным критерием экологического воспитания следует считать право человека на благоприятную среду жизни. Качество окружающей среды определят здоровье человека. Экологическое воспитание необходимо для формирования подлинного человеческого отношения к природе, усвоения специфических социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Важно отметить, что выявленный ряд объективных и субъективных причин становится сдерживающим фактором развития экологического воспитания учащейся молодежи. К числу таковых причин, нами называются следующие (3):

  • укоренившиеся тенденции потребительского отношения к природе в сознании значительной массы различных слоев населения;
  • разрушение позитивных народных традиций разумного природопользования;
  • бедственное и кризисное состояние экономики и природной среды;
  • отсутствие действенного природоохранительного законодательства.

В данной ситуации первоочередным шагом должна стать профессионально-педагогическая подготовка молодых кадров по формированию экологической грамотности в условиях взаимодействия образовательных учреждений (вуза и школы).

Организация экологического воспитания школьников позволит:

  • активизировать мыслительную деятельность школьников;
  • укрепить физическое, психическое и духовное здоровье;
  • получить навыки поведения человека в природе.

Обобщая вышесказанное, мы определяем экологическое воспитание как:

  • непрерывный процесс воспитания и развития личности, направленный на формирование системы компетенций по соблюдению здорового образа жизни и улучшению состояния окружающей среды, обеспечивающих ответственное отношение к социально - природной среде и здоровью;
  • это психолого-педагогический процесс по овладению учащимися с социально-экологического опыта, подготовки их к оптимальному взаимодействию с природой, взаимодействию с различными видами деятельности, связанными с экологическими проблемами.

Авторское понимание сущности экологического воспитания позволяет рассматривать его как системообразующий фактор воспитания и в целом и как часть целостного педагогического процесса, в котором можно вычленить и обучение (процесс, способствующий экологической самоидентификации (кто я в окружающем мире?) и эколого-самоопределения (с кем я войду в окружающий мир?)), и воспитание (процесс, способствующий выработке ценностных ориентаций, отношений личности к экологическим проблемам, то есть развитие оценочных, эмоциональных и действенно – практических отношений).

Цель экологического воспитания заключается в формировании экологического сознания путем раскрытия биосферных функций человека, экологически разумного поведения, направленного на сохранение здоровья человека и качества окружающей среды, экологически воспитанной личности.

В этом плане можно сформулировать следующие основные задачи экологического воспитания в условиях безопасной образовательной среды школы:

  • эколого-образовательные (формирование знаний о закономерностях взаимосвязанных природных явлений, о взаимодействии природы, общества и человека; об экологических проблемах и их разрешении, состоянии окружающей среды);
  • мировоззренческие (формирование экологического мировоззрения, способности научного суждения об экологии);
  • гуманистические (формирование нравственно-этического отношения к природе, экологической направленности деятельности, готовности к восприятию новой экологической этики);
  • воспитательные (становление социальных качеств личности на основе усвоения общественных отношений с окружающей средой, воспитание поведенческих потребностей в ведении здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью, мотивов экологически - ценностных ориентации).

Список литературы

  1. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992.
  2. Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. - Псков, 1995.
  3. Муева А.В., Битюкеева Л.Х. Экологическое воспитание студентов / V Международная научная конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Научный потенциал студенчества в 21 веке» - Ставрополь, СевКавГТУ, 2012. – С.175-183.