Эффективность местного самоуправления находится в непосредственной зависимости от тех материально-финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении муниципальных образований и, собственно, составляют финансово-экономическую основу местного самоуправления. Муниципальные финансы – значимый структурный элемент финансово-экономической основы местного самоуправления.
Согласно определению, предложенному Б.А. Райзбергом, муниципальные (местные) финансы представляют собой «совокупность социально-экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов для решения задач местного значения».
Структуру муниципальных финансов можно представить в виде формулы (1):
ФБ + РБ + МБ + ФМПиУ + ЮЛ + ДСГ, (1)
где
- ФБ – денежные средства федерального бюджета;
- РБ – денежные средства регионального бюджета;
- МБ – денежные средства местного бюджета;
- ФПМиУ – финансы муниципальных предприятий и учреждений.
- ЮЛ – средства юридических лиц;
- ДСГ – денежные средства граждан.
В состав муниципальных финансов входят средства местного бюджета, финансы самостоятельных хозяйствующих субъектов муниципального образования; государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; а также направляемые на развитие территории финансы населения. Вся совокупность этих ресурсов является базовым элементом обеспечения эффективного функционирования и развития муниципального образования.
Однако, у многих муниципальных образований недостаточно собственных средств для выполнения возложенных на них полномочий в полном объёме. В связи с этим руководство муниципальных образований (МО) вынуждено использовать межбюджетные трансферты, что ограничивает их финансовую самостоятельность и приводит к зависимости их финансового положения от объёмов финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней. Наличие этой проблемы убедительно доказывают аналитические данные, приведенные в отчете, опубликованном на федеральном портале protown.ru: по предварительным оценкам, в 2015 году доля межбюджетных трансфертов составила более 70% в доходах бюджетов 47 % МО. Менее 10% в составе доходов местных бюджетов межбюджетные трансферты составили лишь у 16% МО.
Другая актуальная проблема, которая ограничивает возможности развития муниципальных образований – низкая доля налоговых поступлений, аккумулируемых в местных бюджетах. Так, по предварительным данным Минфина России, в 2015 году в бюджетах городских округов аккумулировалось 64,6% налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов - 26,3% и лишь 9,1% - в бюджетах поселений. Таким образом, наибольшая доля налоговых доходов концентрируется в бюджетах крупных, хорошо развитых муниципальных образований, которых по России относительно немного. А городские и сельские поселения – самая многочисленная категория российский МО - отличается низким уровнем развития и при этом имеет очень скромный объем налоговых доходов, который, в свою очередь, ограничивает возможности финансировать мероприятия, направленные на развитие муниципального образования и повышение эффективности местного самоуправления.
Таким образом, можно сделать вывод о существенной дифференциации социально-экономического развития муниципалитетов в зависимости от их типа, а также о чрезвычайно низком экономическом потенциале и недостаточной налоговой базе подавляющего количества городских и сельских поселений.
Полученные выводы позволяют убедиться в том, что от объёма и структуры муниципальных финансов напрямую зависит развитие муниципальных образований и реализация функций местного самоуправления.