Муниципальные финансы — экономическая основа местного самоуправления

NovaInfo 42, с.130-132, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 6

Аннотация

Муниципальные финансы – значимый структурный элемент финансово-экономической основы местного самоуправления. Структура муниципальных финансов. Актуальные проблемы.

Ключевые слова

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Текст научной работы

Эффективность местного самоуправления находится в непосредственной зависимости от тех материально-финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении муниципальных образований и, собственно, составляют финансово-экономическую основу местного самоуправления. Муниципальные финансы – значимый структурный элемент финансово-экономической основы местного самоуправления.

Согласно определению, предложенному Б.А. Райзбергом, муниципальные (местные) финансы представляют собой «совокупность социально-экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов для решения задач местного значения».

Структуру муниципальных финансов можно представить в виде формулы (1):

ФБ + РБ + МБ + ФМПиУ + ЮЛ + ДСГ, (1)

где

  • ФБ – денежные средства федерального бюджета;
  • РБ – денежные средства регионального бюджета;
  • МБ – денежные средства местного бюджета;
  • ФПМиУ – финансы муниципальных предприятий и учреждений.
  • ЮЛ – средства юридических лиц;
  • ДСГ – денежные средства граждан.

В состав муниципальных финансов входят средства местного бюджета, финансы самостоятельных хозяйствующих субъектов муниципального образования; государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; а также направляемые на развитие территории финансы населения. Вся совокупность этих ресурсов является базовым элементом обеспечения эффективного функционирования и развития муниципального образования.

Однако, у многих муниципальных образований недостаточно собственных средств для выполнения возложенных на них полномочий в полном объёме. В связи с этим руководство муниципальных образований (МО) вынуждено использовать межбюджетные трансферты, что ограничивает их финансовую самостоятельность и приводит к зависимости их финансового положения от объёмов финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней. Наличие этой проблемы убедительно доказывают аналитические данные, приведенные в отчете, опубликованном на федеральном портале protown.ru: по предварительным оценкам, в 2015 году доля межбюджетных трансфертов составила более 70% в доходах бюджетов 47 % МО. Менее 10% в составе доходов местных бюджетов межбюджетные трансферты составили лишь у 16% МО.

Другая актуальная проблема, которая ограничивает возможности развития муниципальных образований – низкая доля налоговых поступлений, аккумулируемых в местных бюджетах. Так, по предварительным данным Минфина России, в 2015 году в бюджетах городских округов аккумулировалось 64,6% налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов - 26,3% и лишь 9,1% - в бюджетах поселений. Таким образом, наибольшая доля налоговых доходов концентрируется в бюджетах крупных, хорошо развитых муниципальных образований, которых по России относительно немного. А городские и сельские поселения – самая многочисленная категория российский МО - отличается низким уровнем развития и при этом имеет очень скромный объем налоговых доходов, который, в свою очередь, ограничивает возможности финансировать мероприятия, направленные на развитие муниципального образования и повышение эффективности местного самоуправления.

Таким образом, можно сделать вывод о существенной дифференциации социально-экономического развития муниципалитетов в зависимости от их типа, а также о чрезвычайно низком экономическом потенциале и недостаточной налоговой базе подавляющего количества городских и сельских поселений.

Полученные выводы позволяют убедиться в том, что от объёма и структуры муниципальных финансов напрямую зависит развитие муниципальных образований и реализация функций местного самоуправления.

Читайте также

Список литературы

  1. Дегтярева Т.Д. Бюджеты муниципальных районов как основа социально-экономического развития региона // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2011. - № 1.
  2. Морунова Г.В. К вопросу содержания и состава муниципальных финансов / Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2014 год. Март-апрель 2015 г. Факультет экономики и финансов, финансово-экономическое отделение: сборник докладов. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015.
  3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 560 с.
  4. minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов РФ
  5. protown.ru – Федеральный портал ProTown.ru

Цитировать

Петров, Ф.С. Муниципальные финансы — экономическая основа местного самоуправления / Ф.С. Петров. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 130-132. — URL: https://novainfo.ru/article/4847 (дата обращения: 11.06.2023).

Поделиться