Муниципально-частное партнерство в решении задач муниципального развития

№72-1,

экономические науки

Данная статья раскрывает понятие муниципально-частного партнерства, отражает его методы, а также его достоинства в сфере развития как предпринимательства и частного бизнеса, так и в государственной сфере, в частности в муниципальной инфраструктуре.

Похожие материалы

В последние годы не только Российская Федерация, но и многие другие страны пережили ряд кризисов, которые, естественно, ударили как по мировой экономике, так и по экономике отдельно взятых стран. В связи с санкциями, наложенными на Россию, государству пришлось решать ряд вопросов, не прибегая к помощи со стороны: собственными силами поддерживать пострадавшие отрасли, компании, осуществлять поддержку населения.

В настоящее время существует тенденция сотрудничества государства и частного бизнеса, которое выражено в понятиях государственно — частное партнерство и муниципально — частное партнерство. Особенности вопросов ГЧП рассматривают Варнавский В.Г., Антонова К.А., Авеков В.В., Болехов И.Е., Клименко А.В., Королев В.А. и другие научные деятели.

Несмотря на то, что вопрос государственно — частного и муниципально — частного партнерства очень актуален, законодательство в Российской Федерации установилось только к 2015 году: был принят Федеральный закон «О государственно — частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ (последняя редакция).

Согласно выше указанному ФЗ, в данной работе будут использоваться следующие понятия:

  • муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенного в соответствии с ФЗ №224 в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества;
  • проект муниципально-частного партнерства — проект, планируемый для реализации совместно публичным партнером и частным партнером на принципах муниципально-частного партнерства;
  • соглашение о муниципально-частном партнерстве — гражданско-правовой договор между публичным партнером и частным партнером, заключенный на срок не менее чем три года в порядке и на условиях, которые установлены настоящим ФЗ №224;
  • публичный партнер — Российская Федерация, от имени которой выступает муниципальное образование, от имени которого выступает глава муниципального образования или иной уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования;
  • частный партнер — российское юридическое лицо, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключено соглашение.

Для начала вспомним, что такое муниципалитеты и чем они занимаются.

Муниципалитеты — это органы местного самоуправления, которые появились в процессе разделения бюджетных полномочий. Им были переданы такие функции, как социальная защита населения, поддержка сельского хозяйства, сохранение объектов наследия, организация досуга, спортивных мероприятий, праздников, решение инвестиционных вопросов и некоторые другие. Несмотря на то, что поступления в местные бюджеты есть, средств для успешной работы, зачастую, оказывается недостаточно. Здесь — то и появляется муниципально — частное партнерство, которое помогает привлечь недостающие ресурсы и сгладить некоторые проблемы бюджета.

Всем известно, что проекты, осуществляемые муниципальными образованиями, являются, чаще всего, капиталоемкими, требующими больших вложений и затрат. Поэтому весьма оправданным является привлечение средств частного бизнеса. Но для начала необходимо определить, какую выгоду обретет каждый из участников.

Партнерство муниципально — частного характера позволяет сочетать принципы работы бизнеса и потенциал государственного управления, позволяет разрабатывать и использовать инновационные подходы, методы управления и так далее. Кроме этого партнерство помогает сократить сроки реализации проектов и издержки муниципалитетов, повысить качество оказываемых услуг — все это можно отнести к выгодам, которые получат муниципальные образования от соглашения партнерства.

Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли от реализации товаров, работ, услуг (если говорить кратко). Чем же это выгодно для бизнеса муниципально — частное партнерство? В первую очередь, это льготы, которые государство дает бизнесу при муниципально — частном партнерстве; появляется более высокая доступность кредитных ресурсов (под гарантии партнера); есть определенный потребитель или рынок сбыта; возможно получение репутационных преимуществ за счет участия в важных общественных проектах и так далее.

Обычно, инициатором публично — частного партнерства является государство, поэтому за муниципалитетами остается возможность сформировать базу для создания обоюдно выгодного партнерства.

Но, конечно, есть и оборотая сторона, связанная с рисками для двух сторон: то, что является преимуществом может превратиться в недостаток при неправильной оценке партнера. Появляются такие риски, как, например, увеличение сроков реализации проекта, увеличение издержек (хотя изначально партнерство создавалось, чтобы их сократить), снижение качества услуг муниципалитета из-за недобросовестного отношения к делу частного партнера, репутационные потери. Бизнес же может опасаться изменений в политической сфере, откуда вытекают изменения в условиях договора с муниципалитетом, изменения в финансировании проекта со стороны государства, также может произойти изменение потребительских предпочтений, и товар не окажется таким востребованным как ожидалось изначально, так же может пострадать репутация бизнеса.

В последнее время появилось достаточно большое количество примеров успешных проектов муниципально — частного партнерства на территории Российской Федерации, особенно это видно, если рассмотреть сферу дошкольного образования.

Одним из самых ярких примеров муниципально — частного партнерства в области дошкольного образования является проект МЧП «Билдинг-сад». Этот проект заключается в следующем: застройщики новых жилых комплексов изначально включают в план мини-садики, обеспечивающие 20–40 детских мест на первых этажах жилых домов. Муниципалитет частично возмещает частному инвестору издержки по содержанию воспитанников. В настоящее время данная бизнес-модель распространена и по другим городам России.

В чем суть данной модели? Существует предприниматель, ответственный за детский сад, который находится в его владении, а с другой стороны, существует муниципалитет, который берет на себя выплату субсидий на каждого ребенка, сумма данных выплат равна расходам на содержание ребенка в аналогичном саду, принадлежащему муниципалитету.

В итоге, мы видим, что собственность в данной бизнес — модели частная, а доплаты — муниципальные расходы.

Это, несомненно, выгодный для муниципалитета проект, поскольку, следом за первым, подобные схемы начали набирать популярность, и как результат, произошла экономия бюджетных средств в размере более 1,265 миллиардов рублей.

Проекты муниципально — частного характера имеют действительно важное значение, потому что с помощью совместных усилий муниципалитетов и государства формируются дополнительные конкурентные преимущества. Муниципально — частное партнерство способно, при правильной его организации, взять лучшие качества из двух совершенно разных областей деятельности: от бизнеса — способность быстро реагировать на изменения внешней среды, оперативность в принятии управленческих решений, готовность к постоянным улучшениям, нововведениям и инновациям, а роль муниципалитетов состоит в том, чтобы подготовить хороший финансово — экономический, нормативно — правовой фундамент для реализации способностей частного бизнеса в государственной сфере.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О государственно – частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ (последняя редакция).
  2. Федеральный закон "О концессионных соглашениях" от 21.07.2005 N 115-ФЗ (последняя редакция).
  3. Г.В.Морунова. (2016). Тория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике. СПБ: Издательство СПБГЭУ.
  4. И.В.Бабичев,В.В.Волков. (2013). Формирование правовых основ государственно-частного и муниципально-частного партнерства: проблемы и недостатки. Местное право.
  5. А.А.Гатауллина. (2013). Государственно-частное партнерство: теоретические основы // Молодой ученый. Молодой ученый, 160-163.
  6. К.А.Антонова. (2012). Государственно-частное партнерство как фактор социально-экономического развития России.
  7. Ф.А.Муслимов. (2015). Развитие муниципально-частного партнерства в управлении муниципальной собственностью. Молодой ученый, 621-625.